Воскресным вечером 31 декабря, в канун Нового 1962 года, авиалайнер Ил-18В Армянской отдельной авиагруппы Гражданского воздушного флота (ГВФ), бортовой номер СССР-75757, совершал чартерный рейс по маршруту Тбилиси - Минеральные Воды.
Новейшие, на тот момент, авиалайнеры Ил-18 совсем недавно приступили к регулярным авиаперевозкам. 20 апреля 1959 года состоялись два первых на этом типе пассажирских рейса по маршрутам Москва - Адлер и Москва - Алма-Ата. До этого, впервые поднявшийся в воздух 4 июля 1957 года, четырёхдвигательный турбовинтовой будущий флагман советской гражданской авиации проходил доводочные и сертификационные испытания.
Борт с номером СССР-75757, о котором здесь повествуется, был выпущен Московским машиностроительным заводом «Знамя Труда» в 1961 году и в июне того же года передан в Ереван. Салон самолёта был скомпонован под 84 пассажирских места, что важно для последующего рассказа. На описываемый день авиалайнер налетал всего 593 часа.
Ил-18 пилотировал бравый армянский экипаж из Ереванского лётного отряда в составе шести человек во главе с командиром А. Б. Оганесяном. Пассажиров обслуживали три стюардессы.
Первоначально лайнер ещё 29 декабря выполнил чартерный пассажирский рейс из Москвы (аэропорт Внуково) в Ереван (Эребуни). Однако в период с 29 по 31 декабря в Кавказском регионе сложились неблагоприятные для полётов погодные условия, и многие аэропорты по этой причине были закрыты. Ереванский аэропорт также был закрыт, поэтому борт СССР-75757 совершил посадку на запасном аэродроме - в Тбилиси.
Так как аэропорты оставались закрыты в течение длительного времени, многие пассажиры предпочли сдать билеты и добираться наземным транспортом, что создавало путаницу и неразбериху в комплектовании рейсов наземными службами аэропорта. К 31 декабря в тбилисском аэропорту скопилось более пятисот пассажиров, опаздывающих к новогодним столам.
К вечеру 31 декабря, ввиду улучшившейся погоды, открылся аэропорт в Минеральных Водах. Руководство Грузинского управления ГВФ связалось с руководством Армянской отдельной авиагруппы и попросило разрешение на использование двух армянских Ил-18, простаивающих в Тбилиси, для организации дополнительных рейсов в Минеральные Воды, чтобы разгрузить тбилисский аэровокзал.
Гордые армяне сначала ответили отказом. Однако, уточнив ситуацию с прогнозом погоды в Эребуни, они поняли, что ереванский аэропорт в ближайшее время не откроется, и согласились с предложением Грузинского управления. Одним из выбранных для этой миссии самолётов и был наш Ил-18 СССР-75757.
В переполненном тбилисском аэропорту, где яблоку некуда было упасть, царили суета и беспорядок. И хотя об организации и посадке на дополнительные рейсы до Минвод не сообщалось, слухи на Кавказе распространяются быстро. Пассажиры неорганизованной толпой стали просачиваться на перрон (тогда такое было возможно) и набиваться в самолёт. Каждый спешил успеть попасть за домашний новогодний стол, а не провести это время в переполненном аэропорту. В таких условиях не было никакой возможности проверять билеты у пассажиров, и даже трап от самолёта пришлось отгонять с ещё стоящими на нём людьми.
После отъезда трапа выяснилось, что на борт не успели (или не смогли) попасть два члена экипажа - бортмеханик и одна из стюардесс. Поэтому для них с борта спустили приставную служебную стремянку, по которой в самолёт вместе с застрявшими членами экипажа просочилось ещё несколько пассажиров, мечтающих добраться до Минвод.
Таким образом, всего на борту 84-местного авиалайнера оказалось 110 человек, причём 26 из них, которым не хватило мест, стояли или сидели в проходах на сумках и чемоданах, а некоторые уместились в гардеробе и буфете. Естественно, в экипаже усиливалась нервозность от царящего вокруг бардака и затянувшейся хаотичной загрузки авиалайнера. Кроме того, в результате размещения на борту такого количества лишних пассажиров у самолёта появилась превышающая норму задняя центровка, что также оказало негативное влияние на исход полёта.
Уже к вечеру 31 декабря в 16:55 (местное время) Ил-18 вылетел из аэропорта Тбилиси и взял курс на Минеральные Воды. Расстояние в 315 километров до аэродрома назначения Ил-18 преодолел без осложнений. Погода в Минводах не радовала: небо над аэропортом было полностью затянуто облаками с нижней границей 120 метров, горизонтальная видимость составляла 2000 метров, шёл слабый снег.
После выхода на предпосадочную прямую из четвёртого разворота, в 20 километрах от торца взлётно-посадочной полосы, лайнер несколько отклонился вправо на 800–900 метров от её оси, что не превышало существующих ограничений. Чётко выполняя команды диспетчера посадки по корректировке полёта, за 8 километров до полосы лайнер вышел на посадочный курс.
Дальний привод полосы (в 3850 метрах от её торца) самолёт прошёл на высоте 250 метров, точно на глиссаде. После доклада экипажа о пролёте дальнего привода диспетчер спросил, наблюдают ли они огни полосы. Экипаж ответил отрицательно и сообщил о своём решении прервать заход и уйти на второй круг.
При уходе на второй круг Ил-18 значительно отклонился вправо от посадочного курса. В 17:58 летящий в темноте на высоте 90 метров лайнер врезался в лесистый склон холма в 3 километрах юго-западнее аэродрома. Самолёт пронёсся по лесу около 280 метров, затем его развернуло влево, и он загорелся. В катастрофе погибли бортрадист-стажёр, стюардесса и 30 пассажиров.
Комиссия, созданная для расследования причин данной катастрофы, пришла к выводу, что её причиной стало нарушение экипажем требований инструкции по взаимодействию между членами экипажа при заходе на посадку ночью в сложных метеоусловиях. После расшифровки самописцев сложилось впечатление, что в самый ответственный момент полёта, при посадке, в кабине лайнера находился не слаженный, представляющий собой единый организм, экипаж, а сборище авиаторов разных специальностей, каждый из которых крутил и нажимал на приборной панели то, что хотел. Вследствие этого хаоса в кабине и произошло уклонение самолёта вправо и последующее столкновение с холмом. Экипаж начал уход на второй круг с высоты 90 метров, и столкновение с землёй произошло на этой же высоте. То есть, уходя вправо с посадочного курса, экипаж просто забыл перевести лайнер в набор высоты.
Также выяснилось, что при заходе на посадку экипажу передавалась погода получасовой давности, которая не соответствовала ухудшившимся фактическим метеоусловиям.
Естественно, была отмечена безобразная организация посадки на самолёт пассажиров в Тбилиси, которые врывались на борт толпой. В результате на борту оказались люди, не имевшие билетов, а их общее число превышало максимальное на 26 человек. После катастрофы, когда на место падения лайнера и последующего пожара прибыли спасатели, это обстоятельство сильно затруднило спасательные работы и привело к дополнительным жертвам.
Понравилась статья? Ставь лайк, подписывайся, пиши комментарий, это поможет в её продвижении. Заранее спасибо от всей команды!
Перегрузили самолёт: