Найти в Дзене

Танец шамана в каменных кругах

Старый саам Матвей сидит у костра и смотрит на молодого этнографа Николая Виноградова. На дворе тысяча девятьсот тридцать второй год. Виноградов приехал на Кольский полуостров записывать саамский фольклор, собирать легенды и предания, пока еще живы старики, помнящие древние времена. Матвей долго молчит. Потом начинает говорить медленно, с паузами. Виноградов торопливо записывает в блокнот. То, что он услышит в эту ночь, войдет в научные статьи и станет одним из немногих свидетельств о настоящем, древнем предназначении каменных лабиринтов. Саамы называли лабиринты "вайда" - это слово означало что-то вроде "священной ограды". Матвей рассказывает: в старые времена, когда шли на промысел - ловить рыбу или охотиться на морского зверя - обязательно останавливались у лабиринта. Нельзя было просто пройти мимо. Это было бы оскорблением духов. Самый старший в артели, обычно опытный промысловик, входил в лабиринт. Шел по его запутанным дорожкам к центру, читая молитвы предкам, обращаясь к духам

Старый саам Матвей сидит у костра и смотрит на молодого этнографа Николая Виноградова. На дворе тысяча девятьсот тридцать второй год. Виноградов приехал на Кольский полуостров записывать саамский фольклор, собирать легенды и предания, пока еще живы старики, помнящие древние времена.

Матвей долго молчит. Потом начинает говорить медленно, с паузами. Виноградов торопливо записывает в блокнот. То, что он услышит в эту ночь, войдет в научные статьи и станет одним из немногих свидетельств о настоящем, древнем предназначении каменных лабиринтов.

-2

Саамы называли лабиринты "вайда" - это слово означало что-то вроде "священной ограды". Матвей рассказывает: в старые времена, когда шли на промысел - ловить рыбу или охотиться на морского зверя - обязательно останавливались у лабиринта. Нельзя было просто пройти мимо. Это было бы оскорблением духов.

Самый старший в артели, обычно опытный промысловик, входил в лабиринт. Шел по его запутанным дорожкам к центру, читая молитвы предкам, обращаясь к духам моря. Достигнув центра, он кружился там, танцевал особый ритуальный танец. Потом выходил по тем же дорожкам обратно. Только после этого артель могла отправляться на промысел.

Если промысел был удачным - по возвращении снова приходили к лабиринту. Оставляли дары: кости первой пойманной рыбы, жир морского зверя, иногда кусок мяса. Благодарили духов за помощь. Если промысел был неудачным или кто-то погиб в море - тоже приходили к лабиринту. Просили прощения, пытались умилостивить разгневанных духов.

Виноградов спрашивает: а что, если не провести обряд? Матвей качает головой. Тогда море не даст добычи. Или того хуже - поднимется буря, утащит лодки на дно. Духи не прощают неуважения. Они здесь хозяева, а люди только гости.

Эта запись Виноградова стала бесценной. К тридцатым годам двадцатого века большинство древних обрядов саамов уже исчезло. Христианизация, а затем советская власть с ее борьбой против "религиозных пережитков" стерли целые пласты древней культуры. Старики, помнившие старые времена, умирали, унося с собой знания. Виноградову повезло застать последних носителей традиции.

Другие исследователи записали похожие рассказы. Саамы верили, что лабиринты - это жилища духов. Не простых духов, а могущественных хозяев местности, повелителей морских глубин. Эти духи могли помочь промысловикам, а могли и погубить. Всё зависело от того, правильно ли люди вели себя, соблюдали ли древние ритуалы.

-3

Некоторые лабиринты имели особое значение. К ним приходили только шаманы, и простым людям туда путь был закрыт. Шаман мог провести в лабиринте целую ночь, впадая в транс, общаясь с духами, получая от них знания и пророчества.

Форма лабиринта имела значение. Запутанные дорожки символизировали путь между мирами - миром людей и миром духов. Войти в лабиринт означало войти в пространство, где действуют другие законы, где возможна встреча с потусторонними силами. Выйти из лабиринта - вернуться в обычный мир, но уже изменившимся, получившим благословение духов или их предостережение.

Археолог Александр Куратов, много лет изучавший лабиринты Русского Севера, обратил внимание на интересную деталь. Многие лабиринты расположены на мысах, выступающих в море. Особенно на тех мысах, мимо которых проходили пути миграции рыбы. Весной и осенью огромные косяки сельди, трески, наваги шли вдоль берега. Промысловики знали эти пути и строили рыболовные сооружения именно в таких местах.

Может быть, лабиринты были частью магического обряда, призванного привлечь рыбу? Шаман входил в лабиринт, его запутанные ходы символически "ловили" духов рыб, не давали им уйти, заставляли привести косяки в места промысла. Своего рода охотничья магия, только направленная на морских обитателей.

-4

Есть и другая гипотеза, связанная с инициацией - обрядом посвящения юношей во взрослую жизнь. У многих северных народов такие обряды были сложными и драматичными. Юноша должен был символически умереть как ребенок и родиться заново как мужчина, полноправный член племени.

Лабиринт мог быть местом такого обряда. Юноша входил в него на закате, проводил ночь в центре, в полном одиночестве, возможно, голодая, возможно, употребляя психоактивные растения, которые вводили его в измененное состояние сознания. Там, в центре каменной спирали, между небом и землей, между морем и сушей, он встречался со своими страхами, видел духов, получал свое взрослое имя или тотем. Утром, если испытание было пройдено, он выходил из лабиринта уже другим человеком.

Эту версию поддерживает этнограф Савватеев, указывавший, что во многих культурах лабиринт символизирует путешествие в царство мертвых и возвращение оттуда. Такое путешествие и есть суть инициации - старая личность умирает, новая рождается.

Интересно, что похожие каменные лабиринты встречаются не только на Русском Севере. Их знала почти вся прибрежная Северная Европа. В Швеции их называли "троеборг" - замок Трои. По легенде, скандинавские викинги верили, что прошедший через лабиринт очищается от злых сил, готовится к опасному морскому путешествию.

В Швеции до начала двадцатого века сохранялся обычай: рыбаки перед выходом в море проходили через лабиринт, выложенный на берегу. Считалось, что это приносит удачу в промысле и защищает от бурь. А молодые люди использовали лабиринты для игр: парень должен был пробежать по всем дорожкам к центру, где ждала девушка, и вывести ее оттуда. Если удавалось - пара могла пожениться.

Финские лабиринты часто называли "йаткянполку" - тропа великана. По легендам, их построили древние великаны, жившие на земле до прихода людей. Или тролли - могущественные существа, владевшие тайными знаниями.

Все эти легенды и обычаи указывают на одно: лабиринты были значимыми культовыми сооружениями. Они отмечали священные места, служили для проведения важных ритуалов, связанных с ключевыми моментами жизни - промыслом, инициацией, возможно, погребением.

Но почему именно такая форма? Почему спираль?

-5

Спираль - один из древнейших символов человечества. Она встречается в наскальных рисунках по всему миру, от палеолита до наших дней. Спираль символизирует бесконечность, цикличность, вечное возвращение. Рождение, смерть и новое рождение. Смену времен года. Движение солнца и луны по небу. Приливы и отливы.

Для людей, живших у моря, ритм приливов и отливов был основой существования. Дважды в день море наступало и отступало. Дважды в месяц, в полнолуние и новолуние, происходили сизигийные приливы - особенно сильные. Весной и осенью рыба шла на нерест. Всё было циклично, всё возвращалось.

Может быть, лабиринт-спираль был попыткой древних людей выразить в камне эту фундаментальную идею? Всё течет, всё возвращается. Смерть не конец, а переход. Душа умершего пройдет по запутанным дорожкам загробного мира и родится снова. Рыба уйдет осенью в глубины, но весной вернется. Солнце зимой почти исчезнет с неба, но летом снова будет сиять долгими белыми ночами.

Игорь, тот самый программист из Москвы, вернулся на Большой Заяцкий остров на следующий день. Марина удивилась - обычно туристы приезжают раз, посмотрели и достаточно. Но Игорь хотел еще раз увидеть лабиринты. В этот раз он приехал один, без группы.

-6

Он долго ходил между каменными спиралями. Пытался представить, как здесь было три тысячи лет назад. Костры на берегу. Кожаные лодки, вытащенные на камни. Люди в одеждах из шкур и грубого полотна. Шаман, входящий в лабиринт на закате, под удары бубна. Запах дыма, рыбы, моря.

Всё это казалось таким далеким и одновременно близким. Люди изменились, но не настолько. У них были те же базовые потребности - есть, жить, любить, верить во что-то большее, чем повседневность. И они создавали эти удивительные каменные узоры, пытаясь выразить свою связь с миром, с морем, с духами.

-7

Солнце опускалось к горизонту. Игорь сидел на склоне Сигнальной горы и смотрел на лабиринты. Камни светились в лучах заката. Море шумело внизу. Ветер трепал траву. И в этот момент Игорь почувствовал: они здесь, те древние люди. Не физически, конечно. Но их присутствие ощущалось в самом воздухе, в камнях под ногами, в шуме прибоя. Лабиринты сохранили что-то от них. Память. Энергию. Смысл.

Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите канал, подпишитесь и поставьте лайк!

Возможно будет интересно почитать: