Чем длительная психотерапия отличается от краткосрочной?
Иногда люди спрашивают: зачем ходить на терапию несколько месяцев или лет? Разве нельзя решить проблему за несколько сеансов?
Вопрос очень понятный, особенно когда больно и хочется, чтобы стало полегче как можно скорее.
И правда: краткосрочная терапия часто помогает. Она может уменьшить тревогу, снять острую боль, научить справляться с трудными ситуациями. Иногда она даёт объяснение, которое временно, а порой и надолго ослабляет симптом и снижает уровень тревоги, что уже не мало.
Получив такое объяснение, своего рода «привязку» тревоги к возможной причине страдания, человеку действительно может стать легче.
Но чаще настоящие причины кроются глубже или дальше. Чтобы до них добраться, нужно вооружиться терпением и развивать в себе способность быть в неопределённости, выдерживать её - позволить себе не знать наверняка, почему именно тебе плохо. Это непросто, но именно так начинается настоящее исследование.
Если терапевт достаточно квалифицирован, он не будет спешить давать готовые объяснения. Не потому, что не хочет помочь, а потому, что он сам ещё не знает, и знает, что спешка может обмануть.
Терапевт, которому трудно выдерживать неизвестность, может начать «раздавать» гипотезы или даже заключения, чтобы самому успокоиться или понравиться пациенту. Но психика не так проста, как часто представляют популярные психологические тексты.
Психика устроена сложно: она защищается, фантазирует, говорит с другими не только словами, но и тем, как мы присутствуем рядом. Чтобы всё это уловить нужно время.
Поэтому на первых сеансах ни пациент, ни терапевт не могут быть уверены, что уже нашли правильный ответ. И именно способность двигаться дальше без готового диагноза открывает возможность соприкоснуться с подлинной сложностью внутреннего мира, и уже там искать нити правды о своих симптомах.
В длительной терапии человек получает возможность не просто «решить проблему», а понять, как он живёт внутри самого себя.
Это исследование того, как работает именно его психика.
Такое исследование похоже на нежный внимательный взгляд матери, которая даёт ребёнку пространство проявить, рассказать, показать всё, что он переживает.
Она не торопит, не оценивает, а выдерживает рядом с ним то, что происходит.
Так и терапевт создаёт пространство, в котором можно думать и чувствовать даже тяжёлые душевные состояния. И оставаясь сдержанным в кабинете, на своем месте, терапевт дает пространство для того, чтобы думать самому и вместе с пациентом. Только так симптом может начать трансформироваться.
В длительной терапии сначала возникает много вопросов, которые будто повисают в воздухе. Но со временем становится ясно: каждая история, рассказанная в кабинете, получает возможность развиваться, меняться, трансформироваться. Но для начала они все должны ожить в кабинете. Для этого тоже нужно время.
Эти истории начинают приобретать персонажей, усложняться, и наполнять пространство терапии своей уникальной жизнью.
И благодаря вниманию терапевта, его способности дать этим историям место и смысл, появляется возможность назвать то, что раньше было непереносимым, и прожить его по-другому.
Автор: Малышева Мария Сергеевна
Психолог, Психоаналитик
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru