Найти в Дзене
Думающая история

Как делали наградные кубки в Древнем Риме?

Печи для обжига стекла, использовавшиеся в Римской империи, хорошо известны благодаря археологическим раскопкам, но мало что известно, как функционировали эти печи. В 2005-2006 гг. стеклодув Марк Тэйлор и его друг скульптор Дэвид построили и запустили дровяную печь, воссозданную по образцам римской археологии. С тех пор они изготавливают копии различной стеклянной римской посуды, в том числе кубки.

http://www.theglassmakers.co.u
http://www.theglassmakers.co.u

Цирковые кубки были довольно распространены во второй половине I века по всей западной части Римской империи. Возможно, эти кубки были чем-то вроде сувениров, которые дарили участникам гонок на колесницах.

Их методы производства схожи с теми, которые использовали римские мастера.

http://www.theglassmakers.co.uk
http://www.theglassmakers.co.uk

Сначала на токарном станке изготавливается форма. Она включает в себя горизонтальные полосы фриза и опорные кольца на основании сосуда, а также «купол» и «дымоход» над краем чаши.

Затем из формы изготавливается гипсовая модель, состоящая из трёх частей.

После высыхания рисунок на стакане аккуратно переносится на три внутренние поверхности. Рисунок можно выгравировать с помощью самых простых инструментов, например железных игл с острыми и закруглёнными концами. По мере гравировки можно проверять глубину скульптуры, делая оттиски из пластилина. Когда все три части формы будут выгравированы, её снова собирают и делают глиняный прототип.

На этом этапе римские ремесленники, вероятно, обжигали архетип в печи, создавая один или несколько долговечных образцов, по которым можно было изготовить множество форм, прижимая глину к поверхности каждого образца и аккуратно срезая её, чтобы обеспечить плотное прилегание швов.

После высыхания эти три части обжигались. Теперь стеклодув мог раздувать стеклянный пузырь внутри формы, пока его помощник удерживал три части вместе. После того как выдутый сосуд подвергался отжигу (охлаждению в контролируемом режиме для снятия напряжения в стекле), купол или 'moile' откалывался, а край мензурки шлифовался для придания ему более безопасной формы.

Литература

Mark Taylor and David Hill. Experiments in the Reconstruction of Roman Wood-Fired Glassworking Furnaces.

Mark Taylor and David Hill. Making Roman glass today.