Найти в Дзене

«Алиса в Стране чудес» (2025): как глубока нора российского кинематографа? Обзор фильма

Знал ли Льюис Кэрролл 160 лет назад, что его сказка станет одним из феноменов поп-культуры? Авторские права на «Алиса в Стране чудес» стали публичными еще сто лет назад, что позволяет любому желающему использовать сюжет и персонажей так, как ему захочется. И киноделы, и мультипликаторы со всего мира с радостью этим пользуются. Настало время и нашего кинематографа — на экраны вышла отечественная вариация истории Алисы. Какой она получилась? Давайте разбираться. Первое, что бросается в глаза, — это специфический жанр экранизируемой сказки. Его можно назвать музыкальной социальной драмой. В отличие от оригинала, путь отечественной Алисы — это не путь взросления, а дорога к признанию и выделению из серой массы. И да, Алисе в фильме 15 лет, это вам не та маленькая девочка из сказки — тут уже вполне сформировавшийся подросток. И это первая проблема в восприятии фильма. Очень сложно воспринимать достаточно взрослого персонажа, который хнычет от того, что ему некомфортно в семье или обществе.
Оглавление

Знал ли Льюис Кэрролл 160 лет назад, что его сказка станет одним из феноменов поп-культуры?

Авторские права на «Алиса в Стране чудес» стали публичными еще сто лет назад, что позволяет любому желающему использовать сюжет и персонажей так, как ему захочется. И киноделы, и мультипликаторы со всего мира с радостью этим пользуются.

Настало время и нашего кинематографа — на экраны вышла отечественная вариация истории Алисы. Какой она получилась? Давайте разбираться.

Музыкальная социальная драма

-2

Первое, что бросается в глаза, — это специфический жанр экранизируемой сказки. Его можно назвать музыкальной социальной драмой. В отличие от оригинала, путь отечественной Алисы — это не путь взросления, а дорога к признанию и выделению из серой массы.

-3

И да, Алисе в фильме 15 лет, это вам не та маленькая девочка из сказки — тут уже вполне сформировавшийся подросток.

И это первая проблема в восприятии фильма. Очень сложно воспринимать достаточно взрослого персонажа, который хнычет от того, что ему некомфортно в семье или обществе.

-4

Добивает чувство эмпатии к Алисе и жанр, который выбрали авторы для фильма, — это чистой воды мюзикл. И это не те диснеевские и советские детские и подростковые песни, которые хорошо ложатся в повествование. Это очень специфическое творчество, которое смотрится как инородные вставки.

Желание использовать песни из радиоспектакля Высоцкого мне также не понятно. Никто из зрителей, кроме тех, кто сам застал эту пьесу в 1976 году не поймет отсылки. А юный и молодой зритель и подавно, для него это будет просто странный текст.

-5

Есть ощущение, что создатели сами до конца не решили, какое кино они снимали. Первые 20 минут — это конкретная социальная драма, потом большой сегмент странного волшебного мира и финал. И всё это с песнями и плясками.

Реинкарнация Айболита - 66

-6

Другим непонятым решением создателей стал выбор стилистики волшебного мира, а особенно персонажей. Если коротко, наши решили не идти по пути использования графики, как это было у Тима Бёртона.

Все персонажи в фильме — это чудные человеки-актеры, на которых нацепили странные костюмы, словно мы откатились во времена «Айболит-66» (1967) и «Пеппи Длинныйчулок» (1984).

-7

Мне непонятно такое решение, так как оно убивает весь фэнтезийный аспект сказки, превращая всё действо в странное действо уровня детского провинциального театра.

Да, когда весь фильм одна графика — это тоже плохо, и должен быть какой-то баланс. И в фильме есть графика, и её много, просто используется она для проработки окружения.

И в целом сделано это неплохо, ровно до момента сцены с Буруновым-гусеницей. На зеленый фон просто натянули статичную JPG-картинку, которая всю сцену не меняется.

-8

Причем там, где большая часть экспозиции сделана художниками и декораторами выглядит куда интереснее и зрелищнее, сразу добавляя интереса для смотрящего.

-9

Возвращаясь к костюмам персонажей — это уже какая-то нелепость. Есть нормально сделанные магические жители Зазеркалья, такие как королевы, шляпник или всякая стража.

Но есть и кролик, от вида которого даже смеяться как-то неловко.

-10

А как только вы отойдете от этого прекрасного образа, вам на экран вываливают таких прекрасных персонажей, как мышь, попугай и банду гопников в обносках.

-11

Может конечно найдутся фанаты подобных решения, но что-то я сомневаюсь. Кино умудряется выглядеть и хорошо и плохо одновременно.

Безыдейные персонажи

-12

Но все претензии выше можно было бы пропустить и простить при условии, что сюжет и персонажи фильма давали зрителю интересную историю. И, по идее, это самая простая задача, так как есть оригинал, который содержит очень много материала. А что в итоге? Никакие персонажи и такая же пустая история.

Весь сюжет фильма смотрится как итог лихорадки с температурой 40 градусов. Это просто какой-то бред, в который мы коллективно проваливаемся в кинозале.

-13

И это не тот сюр, который был в оригинале. Это именно пустышка, где Алиса проваливается в двери, бродит по псевдосказочному пространству и коммуницирует со странными персонажами, которые больше смахивают на аниматоров с побережья Анапы.

-14

Найдете ли вы тут безумие Шляпника или кролика? Или эффектные баталии королев? Или дурманящий гипнотизм гусеницы? Нет.

И, конечно, камнем преткновения становится главный образ — Алиса в исполнении Анны Пересильд.

-15

Всё, что можно сказать про эту вариацию кэрролловской героини, — как хорошо, что есть актрисы, у которых мама космическая актриса, а папа мощный продюсер. Молодец.

Итог

-16

Плохое ли кино «Алиса в Стране чудес» (2025)? В целом нет. Но и хорошего в нем ничего нет. Очередная грустная история нашего кинопроката, который теперь полностью забит странными сказками и спортивными драмами.

У фильма 18 продюсеров, дочка знаменитых родителей, завирусившаяся песня из титров и сюжетный каркас сказки из 19 века. Это полностью маркетинговый проект, задача которого — заработать денег и попиарить нужных юных талантов.

Детям кино будет казаться скучным и странным, подросткам кринжовым, а взрослым нелепой попыткой впихнуть Высоцкого. Безусловно, кому-то оно понравится, и это будет 12 из 10. Для меня — это очередной проходной киносодержащий продукт.

-17

Спасибо, что дочитали статью до конца! Буду рад узнать ваше мнение в комментариях. Если вам было интересно и полезно — ставьте 👍, подписывайтесь на канал и оставайтесь на связи!

Больше контента о кино на канале и в группе VK