Найти в Дзене
Города, поезда и горы

У каких поездов скорость была выше на участке от Иркутска до Слюдянки: по КБЖД в 1936 году или по Транссибу в 2025 году (+ 1907 и 1946 гг.)

Что-то я сегодня озаботился вопросом: а за какое время раньше поезда добирались от Иркутска до Слюдянки? А раз вопрос появился, то он должен быть исследован. Вооружаемся справочниками и начинаем читать и считать. Итак, в наши дни здесь по красивейшей дороге 126 км. Минимальное время на всё это расстояние 2 часа 28 минут. Этот результат принадлежит поезду №070 сообщением Москва-Чита. Итого у этого поезда средняя скорость 51,081 км/ч. Максимальное время у №322 сообщением Иркутск-Улан-Удэ и №362 сообщением Иркутск-Наушки - 3 часа 06 минут. И у них средняя скорость на этом участке 40,645 км/ч. Давайте запомним два этих числа. У электрички минимальное время 2 часа 46 минут, что дает среднюю скорость на всём участке 45,542 км/ч. То есть вообще-то, если я выброшу время на 22 остановки хотя бы по 1 минуте, то это окажется даже быстрее, чем самый быстрый поезд! И, наконец, самая медленная электричка - это 3 часа 15 минут в пути, то есть средняя скорость 38,769 км/ч. Ну а теперь давайте посмот

Что-то я сегодня озаботился вопросом: а за какое время раньше поезда добирались от Иркутска до Слюдянки? А раз вопрос появился, то он должен быть исследован. Вооружаемся справочниками и начинаем читать и считать.

Итак, в наши дни здесь по красивейшей дороге 126 км. Минимальное время на всё это расстояние 2 часа 28 минут. Этот результат принадлежит поезду №070 сообщением Москва-Чита. Итого у этого поезда средняя скорость 51,081 км/ч.

Максимальное время у №322 сообщением Иркутск-Улан-Удэ и №362 сообщением Иркутск-Наушки - 3 часа 06 минут. И у них средняя скорость на этом участке 40,645 км/ч. Давайте запомним два этих числа.

У электрички минимальное время 2 часа 46 минут, что дает среднюю скорость на всём участке 45,542 км/ч. То есть вообще-то, если я выброшу время на 22 остановки хотя бы по 1 минуте, то это окажется даже быстрее, чем самый быстрый поезд!

И, наконец, самая медленная электричка - это 3 часа 15 минут в пути, то есть средняя скорость 38,769 км/ч.

Ну а теперь давайте посмотрим, что там было в 1936 году. Сначала давайте определимся с расстояниями:

  • Иркутск-Пассажирский - 0 км;
  • Михалево - 25 км;
  • Байкал - 66 км;
  • Маритуй - 112 км;
  • Култук - 150 км;
  • Слюдянка - 160 км.

Это вполне совпадает с теми расстояниями, которые я видел на километровых столбиках на КБЖД. Итак, 160 км! И курьерский поезд №2 преодолевал это расстояние ровно за 3(!) часа (01:19-04:19). Остановка у него была на станции Байкал - 02:37. И всё! Средняя скорость... барабанная дробь... 53,333 км/ч! Выше, чем в 2025 году! В 1936 году! Да, конечно, там железной дороге не нужно было "лезть" на перевал. Но, во-первых, там совсем не простой участок по КБЖД. А, во-вторых, всё-таки ну 89 лет прошло! Наверное, мощности двигателей побольше стали, чем были тогда.

Следующий поезд - обычный пассажирский №42. Время в пути не сильно-то и отличается - 3 часа 10 минут. Средняя скорость в результате получилась - 50,526 км/ч. У него была еще одна остановка на ст. Култук.

Пассажирский поезд №44 расположился между ними - 3 часа 07 минут. И, наконец, самый медленный был №52, который преодолевал это расстояние со всеми остановками, указанными выше, за 4 часа 18 минут. Это средняя скорость - 37,209 км/ч. То есть лишь на 1,5 км/ч медленнее самой небыстрой современной электрички.

Скрин страницы справочника привожу ниже:

Скрин справочника 1936 года
Скрин справочника 1936 года

Ну что тут скажешь?! Лучше ничего не говорить...

В 1907 году было помедленнее, кстати. Можно хотя бы этому порадоваться. Давайте заглянем на страницы этого справочника начала ХХ века (он еще не в км, а в верстах).

Скрин справочника 1907 года
Скрин справочника 1907 года

Итак:

  • №2 - 5 часов 08 минут;
  • №4 - 6 часов 01 минута;
  • №12 - 7 часов 37 минут.

То есть у самого быстрого скорость была 31,169 км/ч, а у самого медленного - 21,007 км/ч. Примерно с такой скоростью сегодня туристические поезда по КБЖД перемещаются.

Поезда дальнего следования существенно замедлились уже после войны. В 1946 году самый быстрый поезд имел время на участок Иркутск-Слюдянка - 4 часа 03 минуты. Самый медленный - 5 часов 25 минут.

Вот такая история вышла со скоростями. Спасибо, что следите за каналом!