Найти в Дзене
НаукаDV

Угадайте, что на фото.. Что же мы потеряли?

Угадайте, что на фото? Нет, не угадали))), это — легенда, призрак на рельсах и кошмар стратегов целой эпохи. Боевой железнодорожный ракетный комплекс, он же «поезд-убийца», он же БЖРК с индексом 15П961 «Молодец». Сегодня от него остались лишь фотографии, да макеты на полигонах. А когда-то эти составы, неотличимые от обычных рефрижераторов, могли в одиночку решить исход глобального конфликта. Что же мы потеряли? Давайте с холодной головой, но с долей сожаления, разберемся. Это был не просто вагон с ракетой. Это была целая стратегическая система, замаскированная под гражданский грузовой состав. В основе — три тепловоза и несколько вагонов, три из которых были пусковыми установками (ПУ) с межконтинентальными баллистическими ракетами РТ-23 УТТХ. Дальность стрельбы — свыше 10 000 километров. Боевая часть — разделяющаяся головная часть (РГЧ) с 10 боевыми блоками индивидуального наведения, каждый мощностью 550 килотонн. Но главным был не ударный потенциал, а живучесть, обеспеченная скрытность
Оглавление

Угадайте, что на фото? Нет, не угадали))), это — легенда, призрак на рельсах и кошмар стратегов целой эпохи. Боевой железнодорожный ракетный комплекс, он же «поезд-убийца», он же БЖРК с индексом 15П961 «Молодец». Сегодня от него остались лишь фотографии, да макеты на полигонах. А когда-то эти составы, неотличимые от обычных рефрижераторов, могли в одиночку решить исход глобального конфликта.

Что же мы потеряли? Давайте с холодной головой, но с долей сожаления, разберемся.

Технический гений системы.

Это был не просто вагон с ракетой. Это была целая стратегическая система, замаскированная под гражданский грузовой состав. В основе — три тепловоза и несколько вагонов, три из которых были пусковыми установками (ПУ) с межконтинентальными баллистическими ракетами РТ-23 УТТХ. Дальность стрельбы — свыше 10 000 километров. Боевая часть — разделяющаяся головная часть (РГЧ) с 10 боевыми блоками индивидуального наведения, каждый мощностью 550 килотонн.

-2

Но главным был не ударный потенциал, а живучесть, обеспеченная скрытностью. Поезд был неотличим от тысяч других составов, курсирующих по просторам страны.

Обратите внимание на колесные пары!
Обратите внимание на колесные пары!

Система маскировки, специальные крыши, отводящие тепловой след, собственные системы жизнеобеспечения и связи — он мог неделями автономно патрулировать по маршруту длиной в тысячи километров. Обнаружить и засечь его в считанные минуты до пуска было практически невозможно. Он был призраком, который всегда оказывался не там, где его искали.

Почему от него отказались?

Причина первая — договоры. Сначала СНВ-1, а затем и СНВ-2, подписанный в 1993 году, поставили крест на программе. США панически боялись этих комплексов, и их ликвидация стала одним из главных условий разоружения. Слишком уж нестандартной и опасной для них была эта угроза.

Причина вторая — стоимость. Содержание и обновление такой высокотехнологичной системы, особенно в 90-е годы, было неподъемной ношей для бюджета. Комплексы были не просто дорогими — они были запредельно дорогими даже для сверхдержавы.

И вот, один за другим, эти стальные призраки были утилизированы. Разрезаны на металлолом. Уникальная система, не имевшая аналогов в мире, была физически уничтожена.

А нужен ли он нам сегодня?

Сегодня, когда мир снова погружается в эпоху противостояния, этот вопрос звучит все чаще. С одной стороны, у нас есть «Ярсы» и «Авангарды», надежно укрытые в шахтах и на колесных шасси.

Но с другой... Представьте себе гипотетический конфликт, где системы разведки противника достигли невероятных высот. Спутники, глобальная ПРО... А теперь представьте состав, который сегодня здесь, а завтра — за тысячу километров. Состав, который технически является гражданским объектом до момента получения приказа. Состав, чей пуск невозможно отследить и упредить. Элемент неопределенности, который сводит на нет все расчеты противника.

Нужен ли нам сегодня такой комплекс? С чисто военной точки зрения — да. Это колоссальный усилитель сдерживания, система, заставляющая потенциального противника тратить астрономические суммы на бесплодные попытки создания средств противодействия.

Но возродят ли его? Вряд ли в прежнем виде. Слишком дорого, слишком политически сложно. Однако сама концепция — мобильность, скрытность и неожиданность — актуальна как никогда. Возможно, дух «Молодца» воплотился в чем-то новом. Не на рельсах, а, скажем, в Посейдоне или Буревестнике?

А пока мы можем лишь смотреть на фото и с техническим, немного грустным восхищением вспоминать этот шедевр военной инженерии — стального призрака, который навсегда ушел в прошлое, оставив за собой легенду и незаживающую брешь в системе стратегического сдерживания.