Считается, что за пределами МКАДа нет жизни, культурной в том числе. Я сама родом из города, где музыкальная жизнь еле дышит, однако, чем больше слушаю музыки здесь, в Москве, тем больше поражаюсь, как здорово звучат некоторые оркестры из российских регионов и как проигрывает им ряд столичных.
Каждый концерт гос оркестра Татарстана дает мне такое сильное впечатление, что думаешь, а возможно ли круче? И программы у них всегда самые сильные, и исполнение отличное, и солистов выбирают прекрасных. В прошлом сезоне, посмотрела, к сожалению, не писала ни про концерт Штраус-Шенберг-Бетховен, ни про «двух Шехерезад», хотя это были грандиозные концерты. Получается так, видимо, когда все отлично – только и можно восклицать по этому поводу!
В целом, первый концерт абонемента этого года тоже был идеален, разве что настроение абсолютной фонтанирующей энергии Сладковского и его оркестра было чуть спокойнее, за счет прекрасной обволакивающей, безмятежной игры скрипача Кристофа Барати (концерт для скрипки с оркестром ре-мажор Бетховена).
Знаю, что есть люди, выбравшие в этом году абонемент ГАСО Татарстана именно из-за этого приглашенного солиста, хотя, судя по календарю музыкальных событий – у Барати это выступление в России было не единственным. Не будем гадать, почему он не чурается нашей страны на данном отрезке времени, выступает - и прекрасно! Многие из иностранцев, доезжающих до нас сейчас – просто-напросто сбитые летчики. А этот венгерский скрипач великолепен! При том, что не особо увлечена скрипичной музыкой, меня так порадовало его исполнение, так вдохновило! Мне вообще импонируют музыканты, наполненные внутренней силой, не подверженные экспрессии и излишней поведенческой эмоциональности, но при этом не теряющие ни грамма нужного для произведения накала.
Тут еще вопрос: кажется ли нам, что иностранцы играют лучше или хотя бы чуть иначе - или это надуманное? В случае с Барати мне сложно обобщить за всех венгров, но определенно чувствуется, что человек вырос в южной, теплой традиции (мало того, что Венгрия – очень скрипичная страна исторически, так еще и юный КБ долго жил и начинал свою творческую карьеру в Венесуэле). Его ласковое, но уверенное обращение с инструментом, его спокойное и очень располагающее сценическое поведение (скрипач часто поворачивался к оркестрантам, казалось, прислушивался к отдельным группам музыкантов , кивал головой, словно соглашался, улыбался) – как ни крути, это словно бы другая культура исполнения. А возможно и то, что Барати никому ничего давно доказывать не нужно – свобода от всех условностей, позволение быть собой, жить в музыке. Да и скрипка у него не простая: Страдивари, Леди Хармсворт, 1703 года. Такой вот классный тандем.
Только пресс-фото у Филармонии, конечно, повеселило. Кристоф Барати уже вполне взрослый, элегантный мужчина с сединой, в то время как на афишах – юноша с очень голубыми глазами.
Бетховенский концерт для скрипки с оркестром (как доложил нам ведущий вечера - Артем Варгафтик) композитор написал для своего коллеги Франца Клемента (скрипача и композитора). Произведение было исполнено на бенефисе Клемента, считается, что последние штрихи к написанному Бетховен вносил незадолго до концерта и скрипачу пришлось их играть с листа (что сказалось на качестве исполнения). А еще будто бы Клемент решил показать свою виртуозность публике и в перерыве между первой и второй частями произведения проделал аттракцион с исполнением вариаций на темы концерта, перевернув скрипку нижней декой вверх.
Никаких подобных фокусов Кристоф Барати, слава Богу, не делал. Зато на бис исполнил Баха.
Во втором отделении оркестр играл «Романтическую» симфонию №4 Антона Брукнера. Сравнительно недавно, года три как, я открыла для себя этого композитора – его произведения не устают удивлять меня жизнелюбием и свободой творческого полета в том смысле, что Брукнер был очень религиозен.
Обычно ж религиозные люди как-то зажаты в рамки, следуют правилам и более организованны, рассудительны (если не сказать мрачны). А тут и сама музыка в тонусе, и слушателей заряжает! Очень здоровая музыка! От тоски, меланхолии и хандры – Брукнер!
Прошлый абонемент я слушала в более правильном с точки зрения звука месте – повыше и ближе к центру, в этом оказалась на своем насиженном месте в правом амфитеатре сбоку. В целом - тоже новый опыт в плане наблюдения за оркестром и маэстро Сладковским. Издалека все выглядит масштабнее и словно лишено напрочь всякого стресса, а вот сейчас мне стало видно, насколько Александр Витальевич выкладывается, какой проделывает труд, как человек, ведущий за собой эту великолепную махину!
Так-то раньше я видела, что он повернулся после исполнения произведения – и излучает счастье, уверенность, словно все очень легко, словно энергии еще вагон и маленькая тележка. Получается – это еще одно чудесное качество этого дирижера: не растерять энергию во время очень энергозатратной работы, всегда найти для слушателей возможность почувствовать сопричастность, радость. В конце октября маэстро отпраздновал юбилей - 60 лет, дай Бог ему долгой и плодотворной творческой жизни!
Музыканты оркестра Татарстана тоже очень эмоционально открытые, никогда не выглядят выдохшимися, всегда излучают тепло.
С нетерпением жду следующий концерт абонемента с любопытным сочетанием в программе: Мендельсон и Малер