С некоторых пор на просторах интернета появился добровольный помощник - Искусственный Интеллект. Отношение у меня к нему (как, наверное, и у многих из вас) двойственное: нередко он раздражает, заваливая Сеть фальшивыми снимками и фейковой информацией, но часто действительно помогает. А иногда разочаровывает. Как, например, в данном конкретном случае.
Есть в моих обширных муз. архивах биография Boney M (фото обложки в заголовке), купил когда-то в загранкомандировке. Авторами книги являются журналисты Джон Шиэрло и Дэвид Браун. Вышла она в Англии в 1979 году - в период наивысшего взлета популярности Бони М.
Разумеется, о поездке группы в СССР в 1978 году не писал только ленивый журналист - как советский, так и западный. Вот, например, вырезка из журнала (возможно, "Смены" или "Огонька") из моих архивов.
Конечно же, немало места уделено этой поездке и в данной книге. И, к моему удивлению, авторы её довольно подробно процитировали материал советского корреспондента ТАСС А. Шальнева, также писавшего в тот период о предстоящем визите Бони М за "железный занавес". Хотя имя его не указано здесь полностью, это, несомненно, Александр Шальнев, журналист-международник, довольно долго работавший в Англии и США (правда, впоследствии ушедший из журналистики в бизнес. Умер в 2008 году).
Мне захотелось узнать о его материале подробнее - и тут ИИ любезно предложил свои услуги. Ну что ж, воспользуюсь, решил я.
Вот именно после этого запроса хваленый Искусственный Интеллект, простите за выражение, и облажался в моих глазах по полной. Ибо он ответил следующее: "Не удалось найти какую-либо информацию, подтверждающую, что журналист по имени Александр Шальнев брал интервью у группы Boney M (...) поиск не выявил связей между конкретным журналистом по имени Александр Шальнев и этой группой. Возможно (...) речь идет о каком-то малоизвестном или неопубликованном материале".
Н-да, ИИ, оказывается, ещё и выкручиваться научился! Нет, чтобы просто признаться: извини, уважаемый, кишка оказалась тонка, не получилось.
Потому что материал БЫЛ опубликован - иначе откуда бы о нем знали (да ещё и цитировали) авторы книги!?
Единственная зацепка, позволяющая подтвердить, что материал действительно публиковался, просматривается в "титуле" Шальнева, которым его наделили авторы: "A. Shal'nev London 'Soviet Culture' correspondent for TASS". Упоминание его, как советского корреспондента (газеты) "Советская культура", наводит на мысль, что статья и была опубликована в "Советской культуре". Откуда о ней узнали авторы книги - другой вопрос.
Давайте почитаем фрагменты того самого "малоизвестного" или "неопубликованного" материала. В трех местах он "разбавлен" короткими репликами самих авторов книги. Каждую реплику в начале и в конце я выделил для ясности так (#). Глава называется "От Вавилона до Красной площади". Перевод мой.
"Наши гости" (очевидно, это название газетной рубрики - И.М.). "Вот что сказал мне Бобби Фаррелл из группы "Бони М": "Мы с нетерпением ждём встречи с Москвой и с советской публикой, о гостеприимстве и теплоте которой мы так много слышали. Эта поездка станет последней в наших европейских гастролях, продолжавшихся много недель. Безусловно, выступления отняли (у нас) немало сил, но мы постараемся не показать нашей усталости в Москве ".
Мы встретились с Бобби за кулисами лондонского (концертного зала) "Хэммерсмит Одеон" после продолжавшегося около трех часов выступления, которым группа заканчивала свою (концертную) программу (в Англии). Честно говоря, надежды взять интервью было мало. Каждый раз представители компании-организатора концертов "Бони М" в Англии были категоричны: "Они (артисты) слишком заняты (на сцене) и слишком устали от журналистов".
И это действительно так. С того момента, как группа была образована два года назад и одна из их первых пластинок 'Daddy Cool' стала хитом, эта пятерка (пятерка !?) - Бобби, Лиз Митчелл, Марсия Баретт и Мейзи Уильямс (здесь явная ошибка журналиста, и авторы книги в недоумении ставят после слова "пятерка" вопросительный и восклицательный знак - И.М.), стала объектом пристального внимания журналистов музыкальных отделов ведущих (английских) газет и журналов.
Вряд ли одна лишь умело организованная реклама может объяснить "беспрецедентный", по словам еженедельника "Мелоди Мейкер", успех "Бони М". К слову, никакой особой шумихи по поводу пребывания группы в Лондоне не было, но при этом два вечера подряд огромный "Хэммерсмит Одеон" был заполнен до отказа.
(#) Далее корреспондент ТАСС полным ходом продолжает (#): "Большинство критиков осознают, что "Бони М" - это группа исключительно одаренных и оригинальных исполнителей. И этой оригинальностью объясняется тот факт, что их пластинки продаются миллионами экземпляров, что каждая их сорокапятка неизбежно возглавляет хит-парады, что предварительные заказы на их новые записи превысили, согласно (журналу) "Мелоди Мейкер" даже заявки на (пластинки) "Битлз" в период наивысшего взлета знаменитой ливерпульской четверки."
(#) И рассказывая о ранних днях "Бони М", наш советский корреспондент продолжает (#): "Теперь они вспоминают те дни только для того, чтобы подчеркнуть: настоящий талант способен буквально за одну ночь добиться успеха и популярности. И ещё одно: репертуар группы - вот причина её огромной славы. Их песни - в основном, из тех, что нынче тяготеют к так называемой "чёрной музыке". Слово "черный" относится к цвету кожи создателей этой музыки и её исполнителей.
Эти песни, какими бы развлекательными они ни казались на поверхности, временами доносятся (до слушателя) с такой глубокой убежденностью и передают такие сложные (оттенки) настроения, что трудно навесить на них ярлык заурядной продукции обычных поп-групп. Среди этих песен - и знаменитая 'Motherless Children' Армстронга (здесь неточность, на самом деле - 'Motherless Child' - И.М.) и 'Ma Baker', без которых они (группа) не попали бы в хит-парады.
(#) Напоследок наш человек из ТАСС спросил у Бобби, что они привезут в Москву (#). "Практически все наши хиты: "Daddy Cool", "Belfast". Да, - добавил Бобби, - мы привезем все самое лучшее, а пока - с нетерпением ожидаем встречи с Москвой и русскими зрителями".
(Здесь заканчивается цитирование авторами материала А. Шальнева. Далее идёт их собственный текст - И.М.).
Но единственным, чего они не привезли с собой в Россию, был 'Rasputin', который был не только сумасшедшим монахом, но, к тому же, сумасшедшим русским монахом! Песню запретили исполнять на концертах и... цена (этой) пластинки на чёрном рынке в Москве подскочила до 200 фунтов стерлингов! (Очевидно, речь идёт об альбоме 'Nightflight to Venus'. По тогдашнему обменному курсу 384 доллара - И.М.)
Во всем же остальном их шоу - полное западного декаданса (т.е., морального упадка. Здесь авторы иронизируют - И.М.) - мало отличалось (от того, что они обычно показывали другим)..
Английская пресса приветствовала прибытие "Бони М" в Россию с таким же энтузиазмом, как и высадку человека на Луне. Марсия сказала (газете) 'The Sun': "Это был не просто (новый) опыт, это был опыт плюс ещё полстолька" (англ: 'It was an experience and a half - И.М.). Это предложение (выступить в Москве) приятно взволновало нас, но мы и понятия не имели, как тяжело придётся работать. Когда мы прилетели в московский аэропорт, там была (прямо) "комиссия по приему", чтобы приветствовать нас - человек 600, стоявших в снегу, прожекторы, телевидение, всё в таком духе. В первое утро мы должны были провести 3-часовую фотосъёмку на Красной площади на леденящем холоде. Потом нас помчали на спецконцерт для (высшего) начальства. Мы надеялись увидеть какие-то достопримечательности, но времени просто не было. Каждый день было одно и то же - (долгие) фотосессии, потом по два концерта в день".
Когда её спросили, каковы её впечатления от поездки, Марсия сказала 'The Sun': Они (русские - И.М.) были очень любезны с нами, но я не чувствовала себя расслабленно. Я боялась раздеваться в своем номере, опасаясь, что на меня может быть нацелена (скрытая) телекамера! И мы все не хотели говорить (ничего лишнего) до самого отъезда из-за (возможных) "жучков" в номерах, опасаясь, что нас (потом) не выпустят (из страны)! Когда (в самолете) прозвучало сообщение, что мы садимся в Лондоне, я просто подумала: "Свобода!"
Но, несмотря ни на что, это был новый триумф "Бони М"! Опять первые (выступившие в СССР - И.М.)
Для советской публики) они были заявлены, как "вокально-инструментальный ансамбль стран Карибского моря". Спрос на билеты был так велик, что на чёрном рынке цена билета достигала 100 фунтов (192 доллара - И.М.). По сообщениям, кто-то даже украл билет, отложенный для американского посла!
В целом, отыграв за неделю 10 концертов, "Бони М" собрали в Советском Союзе 20 тысяч зрителей. При этом не заработав совершенно ничего.
Агент группы, Брайен Миллер, сказал (журналу) 'Melody Maker': "Любой, собирающийся выступить в России, должен забыть о прибыли. "Бони М" только покрыли стоимость своей поездки туда и обратно, включая перевозку по воздуху одиннадцати с половиной тонн (нашего) оборудования".
На этом позвольте закончить. Книга большая, всего всё равно не расскажешь.
Напоследок один небольшой штрих. Всякое уважающее себя издание обязательно публикует так называемые acknowledgements - благодарность каким-то людям (в данном случае журналистам) за их материалы, воспоминания и т.д. Здесь благодарность выражена шести журналистам. Фамилии Шальнева среди них нет, хотя, как вы видели, он цитировался обильно. Нет и упоминания "Советской культуры" (если это была она) - при том, что перечислены названия 7 музыкальных изданий, материалами которых авторы пользовались при написании.
Прочитали с интересом? Поставьте "лайк". Если подпИшитесь, тоже не обижусь. Ссылка ещё на один мой материал о "Бони М" - здесь:
См. также
.