Я стоял в оцеплении, обеспечивая порядок на крещении в нашем кафедральном соборе. Народу – тьма! И все, заметь, не с бутылочками, а с канистрами прут. Четыре купели, огромные такие тазики. Но что-то мне сразу показалось подозрительным. Вода в купелях не убывает! Люди её черпают вёдрами, а уровень всё тот же. Не иначе, чудо какое-то!
Решил я проверить, обошёл вокруг этих купелей. И что же я вижу? Из каждой купели идёт латунная трубочка, потом они хитро так сходятся и уходят под кафель. А я ведь старый аквариумист, сразу смекнул – сделано всё просто гениально, почти незаметно. Любопытство меня потащило дальше. Прикинул я примерно, по азимуту, куда эти трубки могут вести, и пошёл. Смотрю – закуток какой-то. Заглядываю, а там вешалка, одёжонка невзрачная, лопаты, лом, метла и, главное, раковина. И кран с водой, а на кран шланг резиновый надет, и рядом трубочка эта латунная выходит. Всё мне сразу стало понятно.
Успокоился я на этом и дальше стою. Тут меня знакомая увидела, подкатывает с двумя пятилитровками: «Набери, – говорит, – без очереди, стоять неохота».
– Пойдём, – говорю, – наберём.
Подвожу её к чанам, показываю трубочки, показываю, куда они ведут. Завожу в этот закуток, показываю кран, снимаю шланг:
– Набирай, – говорю, – без очереди.
Обиделась! Как будто я чувства верующих оскорбил. Да я сам верующий! Но надо ведь и понимать, как оно на самом деле устроено. Никакое это не богохульство. Поздно уже бороться с древом познания. Не грех это уже…
***
После крещения я ещё долго не мог отделаться от этой истории. Она засела у меня в голове, как заноза. Нет, я не разочаровался в вере. Скорее, наоборот, я утвердился в мысли, что вера должна быть осознанной, а не слепой. Но больше всего меня занимала реакция моей знакомой. Почему она так обиделась? Неужели она действительно верила в чудодейственную силу водопроводной воды, прошедшей через обряд освящения?
Я вспомнил её лицо, полное благоговения, когда она подносила ко рту первую ложку святой воды. В её глазах читалась надежда, вера в исцеление, в избавление от невзгод. И я, со своим разоблачением, грубо разрушил её иллюзии. Но разве я поступил неправильно? Разве не лучше знать правду, какой бы горькой она ни была?
В тот вечер я долго не мог заснуть. В голове роились мысли о вере, о религии, о чудесах и о человеческой наивности. Я пытался понять, где проходит грань между искренней верой и слепым фанатизмом. И чем отличается чудо от ловкого обмана.
На следующий день я решил поговорить со своим старым другом, отцом Александром. Он был мудрым и образованным человеком, всегда готовым выслушать и дать дельный совет.
– Отец Александр, – начал я, – у меня возникла одна дилемма. Вчера на крещении я обнаружил, что святая вода в купелях поступает из обычного водопровода. Показал это одной знакомой, а она обиделась. Говорит, я оскорбил её чувства верующих. Прав ли я был, поступив так?
Отец Александр внимательно выслушал меня, а потом ответил:
– Вопрос сложный, Дмитрий. С одной стороны, ты поступил как человек, стремящийся к истине. Разоблачение обмана – это благое дело. Но с другой стороны, ты лишил человека веры, надежды. А вера, даже наивная, может быть очень сильной опорой в жизни.
– Но разве можно строить свою веру на лжи? – возразил я.
– Ложь – это всегда плохо, – согласился отец Александр. – Но иногда правда может быть слишком жестокой. Не все люди готовы к ней. Твоя знакомая, возможно, нуждалась в чуде, в вере в высшие силы. И ты отнял у неё эту возможность.
– Но я не хотел причинить ей вреда! – воскликнул я. – Я просто хотел показать, как всё устроено на самом деле.
– Я понимаю, – ответил отец Александр. – Но в таких вопросах нужно быть очень осторожным. Нельзя рубить с плеча. Нужно учитывать чувства других людей. Вера – это очень личное дело. И каждый имеет право верить во что хочет.
– Но что же делать? – спросил я. – Как найти золотую середину между правдой и милосердием?
– Это вопрос всей жизни, Дмитрий, – ответил отец Александр. – Нет на него однозначного ответа. Нужно всегда помнить о любви к ближнему. И стараться не причинять ему боль своими словами и действиями. Иногда лучше промолчать, чем сказать правду, которая может ранить.
Разговор с отцом Александром помог мне многое понять. Я осознал, что моя правда не всегда является истиной в последней инстанции. И что прежде чем делиться своими открытиями с другими, нужно подумать о последствиях.
Я решил извиниться перед своей знакомой. При встрече я сказал ей:
– Прости меня, пожалуйста, за то, что я вчера показал тебе. Я не хотел тебя обидеть.
Она посмотрела на меня и улыбнулась:
– Я уже не сержусь, – ответила она. – Я понимаю, что ты хотел как лучше. Но знаешь, иногда лучше верить в чудо, чем знать правду.
С этими словами она достала из сумки бутылку святой воды и протянула её мне:
– Возьми, – сказала она. – Она тебе пригодится.
Я взял бутылку и посмотрел на неё. Внутри переливалась чистая, прозрачная вода. И в этот момент я понял, что чудо существует. Но оно не в водопроводной воде, освящённой священником. А в вере, в надежде, в любви. И в умении прощать.
***
Время шло, а я все чаще вспоминал эту историю. Работа моя была связана с охраной общественного порядка, и чего только не увидишь. И пьяные драки, и семейные скандалы, и мелкое хулиганство. Но случай в соборе, казалось, стоял особняком. Он заставлял меня задуматься о природе веры, о границах между правдой и ложью, о том, что действительно важно в жизни.
Однажды, патрулируя территорию возле того самого собора, я увидел знакомую фигуру. Это была та самая женщина с пятилитровками. Она стояла возле купели и набирала воду в бутылку. Я подошел к ней.
– Здравствуйте, – сказал я. – Как ваши дела?
Она обернулась, узнала меня и улыбнулась.
– Здравствуйте, Дмитрий, – ответила она. – Все хорошо. Вот, пришла за святой водой.
– Вы все еще верите в ее чудодейственную силу? – спросил я.
Она посмотрела на меня с пониманием.
– Знаете, Дмитрий, – сказала она. – Я поняла, что чудо не в самой воде, а в том, что она символизирует. Вера дает мне силы жить, надеяться на лучшее. И неважно, откуда берется эта вода. Главное – что она помогает мне чувствовать себя лучше.
Ее слова тронули меня до глубины души. Я понял, что она права. Вера – это не слепое поклонение каким-то догмам. Это внутреннее состояние, которое помогает человеку справляться с трудностями, находить смысл в жизни. И если святая вода помогает ей в этом, то почему бы и нет?
– Вы знаете, – сказал я. – Я думаю, вы правы. Главное – это вера.
Она улыбнулась и протянула мне бутылку с водой.
– Возьмите, – сказала она. – Может, и вам пригодится.
Я взял бутылку и поблагодарил ее. В этот момент я почувствовал, что между нами больше нет той неловкости, которая была раньше. Мы оба поняли что-то важное. Она – что вера может быть разной, и не обязательно быть слепой. Я – что правда не всегда самое главное, и иногда лучше оставить человека в его иллюзиях, если они помогают ему жить.
С тех пор я стал относиться к вере с большим уважением. Я понял, что это очень личное дело каждого человека. И что никто не имеет права навязывать свою правду другим.
Главное – чтобы вера помогала человеку быть лучше, добрее, милосерднее.
А что касается секрета святой воды, то я решил оставить его при себе. Пусть люди верят в то, что хотят. Главное – чтобы они верили в добро.
***
Время от времени я все еще встречал эту женщину возле собора. Она всегда улыбалась мне и здоровалась. И каждый раз, глядя на нее, я вспоминал тот случай с купелями и думал о том, как легко разрушить чью-то веру и как трудно ее восстановить.
Однажды я спросил у нее:
– А вы не боитесь, что кто-то еще узнает про секрет святой воды и расскажет всем?
Она улыбнулась и ответила:
– Нет, не боюсь. Потому что тот, кто узнает, тоже поймет, что главное – это не вода, а вера. А тот, кто не поймет, все равно не поверит.
И я понял, что она абсолютно права. Секрет святой воды был не в водопроводе, а в сердцах людей, которые верили в чудо. И этот секрет нельзя было раскрыть, потому что он был неуловим и непостижим. Он был в вере, в надежде, в любви. И в умении прощать.
И я, простой охранник общественного порядка, понял это благодаря обычной женщине с пятилитровками. И за это я был ей очень благодарен.