Найти в Дзене
ЭХ, ПРОКАЧУ!

Фильмы, которые мне не нравились, а потом ка-а-ак понравились!

У вас есть такие фильмы, которые долгое время не нравились, а потом та-а-ак понравились, что вы их с интересом пересматриваете, обсуждаете в блогах и цитируете фразочки персонажей? Для многих моих друзей и знакомых, в том числе – френдов в интернете, такой лентой явилась «Кин-Дза-Дза» (1986) Георгия Данелии. Сначала – плевались, потом – присмотрелись, а дальше – полюбили. Принялись говорить: «Скрипач не нужен!» и напевать «Мама-мама…» Знаю людей, не выносящих «Рабу любви» (1975) из-за экстравагантного поведения главной героини, а ещё – из-за её придыхания, всхлипов, воплей. А затем что-то щёлкнуло, и трагедия актрисы Вознесенской сделалась чуть не самым любимым зрелищем – эти полупрозрачные шарфы, боа, тоска по уходящему Серебряному веку и – печаль, растворяющаяся в музыке Эдуарда Артемьева. 1. Итак, мой список. Мне и самой теперь удивительно, что я когда-то не выносила шедевр всё того же Георгия Данелии «Афоня» (1975). Впервые я его увидела в дошкольном детстве и мне было невыразимо с

У вас есть такие фильмы, которые долгое время не нравились, а потом та-а-ак понравились, что вы их с интересом пересматриваете, обсуждаете в блогах и цитируете фразочки персонажей? Для многих моих друзей и знакомых, в том числе – френдов в интернете, такой лентой явилась «Кин-Дза-Дза» (1986) Георгия Данелии. Сначала – плевались, потом – присмотрелись, а дальше – полюбили. Принялись говорить: «Скрипач не нужен!» и напевать «Мама-мама…»

Знаю людей, не выносящих «Рабу любви» (1975) из-за экстравагантного поведения главной героини, а ещё – из-за её придыхания, всхлипов, воплей. А затем что-то щёлкнуло, и трагедия актрисы Вознесенской сделалась чуть не самым любимым зрелищем – эти полупрозрачные шарфы, боа, тоска по уходящему Серебряному веку и – печаль, растворяющаяся в музыке Эдуарда Артемьева.

Кадр из фильма «Афоня» (1975). 7Дней.ру.
Кадр из фильма «Афоня» (1975). 7Дней.ру.

1. Итак, мой список. Мне и самой теперь удивительно, что я когда-то не выносила шедевр всё того же Георгия Данелии «Афоня» (1975). Впервые я его увидела в дошкольном детстве и мне было невыразимо скучно. Маме тоже не понравилось: «Что смешного в опустившемся человеке, в каком-то пьянице?» Мы тогда вообще ушли из зала. И …лет до тридцати (!) я вообще не могла его смотреть – хватало на десять минут.

Я оценила эту историю лишь в середине 2000-х, когда появились видеохостинги. Сначала изумил отрывок с «Милый, чо?», потом решила глянуть полностью. И мне стало интересно – это не комедия, как таковая, а трагикомедия. Смешного там мало, зато есть бытийная философия – это фильм о тотальном одиночестве героя, который порвал с деревней и не прижился в городе.

Кадр из фильма «Старый новый год» (1980). 7Дней.ру.
Кадр из фильма «Старый новый год» (1980). 7Дней.ру.

2. Вторым номером идёт ещё одна комедия – «Старый новый год» (1980) Наума Ардашникова и Олега Ефремова. И тоже – первый раз смотрела ещё ребёнком, в третьем классе. Я-то рассчитывала, что будет весёлая штука с песнями и плясками, но оказалось, что это какое-то нудное говорение, скандалы на пустом месте, выкидывание вещей на лестничную клетку и присказки: «Эх ты, куколка Мальвина, сорт восьмой, глаза не закрываются».

Каждый раз, когда его показывали по ТВ, просила выключить «эту ахинею». Когда мне было уже лет восемнадцать, я снова увидела «Старый новый год» по телевизору, и вот на этот раз я насладилась диалогами – там, что ни фраза, то – бриллиант. Что ни герой – то диво. «Мы, старые работники культуры, помним, какие были булочки», - и это прекрасно! Да вообще: «Вы понятия не имеете, что такое интеллигенция. Это я — интеллигенция».

Кадр из фильма «Зигзаг удачи» (1968). https://rg.ru/
Кадр из фильма «Зигзаг удачи» (1968). https://rg.ru/

3. Вот эту кинокартину я не выносила очень долго – я уже вела этот блог и как-то написала, что «Зигзаг удачи» (1968) – один из провалов Эльдара Рязанова. Дескать, уныло, серо, тускло. Противный Орешников, глупая и страшненькая Алевтина, хамоватый Калачов…, жадность до денег, низменные страсти и всё это на фоне заснеженной скучищи. А ведь всё происходит в 1960-х, когда общество кипело и устремлялось!

И вот как-то раз я решилась посмотреть на это другими глазами и сразу всё встало на свои места – в этой ленте ненавязчиво показана эстетика 1960-х – в фотолаборатории, в квартирах Лидии Сергеевны и Орешникова, в местном ресторане. Это – настоящий путеводитель по стилистике минимализма. Да и Алевтина не такая уж страхолюдная.

 Кадр из фильма «Семнадцать мгновений весны» (1973). Скриншот.
Кадр из фильма «Семнадцать мгновений весны» (1973). Скриншот.

4. Я, наверное, изумлю вас, но я не сразу полюбила «Семнадцать мгновений весны» (1973) Татьяны Лиозновой. Когда его показывали, все улицы пустели, а я – не понимала, что там хорошего. Какие-то коридоры, кабинеты, нуль динамики, разговоры, фашисты в своём логовище... Темнота и чернота какая-то. Единственный, кто мне там нравился, это Олег Табаков, но это была вообще моя любовь (почему-то).

Потом как-то в 1990-х я посмотрела 9-ю серию – просто случайно попала… И – решила купить кассету VHS, чтобы увидеть полностью. Тонкая игра разведок, игра теней и света, шикарные диалоги. Да, конечно, «Щит и меч» (1968) и «Вариант Омега» (1975) мне по-прежнему нравятся больше, но Штирлиц всё равно – великий, несмотря на ляпы и несоответствия историческим реалиям.

Кадр из фильма «Ищите женщину» (1982). Скриншот.
Кадр из фильма «Ищите женщину» (1982). Скриншот.

5. Мне очень долго не нравился двухсерийный телефильм «Ищите женщину» (1982) режиссёра Аллы Суриковой. Точнее даже так – я не могла его осилить, очень уж доставала мадемуазель Алиса Постик в исполнении Софико Чиаурели. Она болтала-болтала-бол… Уф! И я – вырубала. Интересными мне казались эпизоды с машинисткой Вирджинией и только.

И вот меня попросили разобрать этот фильм и подумала: «Отчего бы нет?» И на этот раз мне очень понравилось буквально всё – от диалогов до эстетики помещений, от костюмов до актёрской игры. Да, конечно, мадемуазель Постик всё так же напрягала – я бы не смогла с ней работать в одном офисе – но, тем не менее, всё остальное произвело самое выгодное впечатление!

Zina KorZina (c)

  • А какие фильмы вы полюбили «вдруг», хотя раньше с ужасом переключали?