Найти в Дзене

Продажа своих товаров на озон: плюсы, минусы, советы начинающим.

Год как продаю на Озоне свои наборы для вязания. Хочу рассказать про плюсы и минусы через призму моего опыта и поддержать тех, кто только хочет начать. На мой взгляд их два, оба классные и важные: 1. Простота работы 2. Трафик Простота работы. На все маркетплейсы (далее буду писать МП) очень легко выйти начинающему продавцу - как самозанятому, так и ип. Простая регистрация, минимум вложений, очень понятный весь интерфейс работы: с карточками и впоследствии с продажами. На каждом шагу подсказки + есть большой обучающий блок что как где делать. Кроме самого продукта, который вы там будете продавать, ещё понадобится термопринтер (печатать этикетки), сами этикетки + упаковка для ваших товаров. Это из обязательных затрат. На озоне и маркете никаких взносов для старта работы не требуется, на wb - 5000 рублей (а был раньше 30!). Эти 5 тысяч потом можно потратить на рекламу там же. Склад может быть у вас дома. Такая форма работы называется FBS: при заказе товара вы упаковываете его и относите
Оглавление

Год как продаю на Озоне свои наборы для вязания. Хочу рассказать про плюсы и минусы через призму моего опыта и поддержать тех, кто только хочет начать.

Плюсы работы с маркетплейсами

На мой взгляд их два, оба классные и важные:

1. Простота работы

2. Трафик

Простота работы.

На все маркетплейсы (далее буду писать МП) очень легко выйти начинающему продавцу - как самозанятому, так и ип. Простая регистрация, минимум вложений, очень понятный весь интерфейс работы: с карточками и впоследствии с продажами. На каждом шагу подсказки + есть большой обучающий блок что как где делать.

Кроме самого продукта, который вы там будете продавать, ещё понадобится термопринтер (печатать этикетки), сами этикетки + упаковка для ваших товаров. Это из обязательных затрат. На озоне и маркете никаких взносов для старта работы не требуется, на wb - 5000 рублей (а был раньше 30!). Эти 5 тысяч потом можно потратить на рекламу там же.

Склад может быть у вас дома. Такая форма работы называется FBS: при заказе товара вы упаковываете его и относите в пункт пвз, а можно хранить товары на складе озон (это уже FBO). Тогда упаковкой и отгрузкой занимается сам маркетплейс. Эта схема работы у всех одинаковая. У меня товаров пока не очень много и склад дома.

Вы заранее можете просчитать вашу маржинальность и узнать стоимость комиссии, которую с вас возьмет МП при обоих видах работы. И принять решение что вам удобнее и выгоднее.

Трафик.

Если коротко - современный человек любит покупать онлайн. Трафик на МП огромный.

Если длинно и в цифрах - аудитория WB составляет больше 150 млн человек, у Озона 32,5 млн активных покупателей, у ЯМ - также более 30 млн.

А еще им всем выгодно, чтобы у вас покупали. Поэтому даже при отсутствии вложений на рекламу с вашей стороны, ваши товары все равно будут продвигаться в поиске и показываться релевантной вашему товару аудитории (хотя, возможно, с рекламой ещё больше выше сильнее).

Поэтому, если вы начинающий предприниматель без своей аудитории и сайта, то маркетплейсы - это хороший старт, чтобы попробовать продажи с минимальными вложениями с вашей стороны (только на сам товар). При этом комиссию, которую вы заплатите МП за продажу ваших товаров, можно учитывать как затраты на маркетинг. Без этих затрат не обходится ни одна большая компания, а тут вся работа по продвижению делается за вас.

Минусы работы с маркетплейсами:

1. Комиссия.

Она высокая и постоянно растет. Вот сейчас сезон продаж и озон за месяц поднял ее дважды: в конце октября на 4% и в начале ноября поднимет еще на 5%. Офигеть, да?

Рекомендую сразу вести таблицу со всеми цифрами, чтобы не начать вдруг работать себе в убыток или хотя бы в ноль. Я для себя решила так: буду продолжать работать с МП до тех пор, пока продажи для меня в плюс, даже если небольшой. Параллельно - учусь продавать через свой сайт.

2. Много процессов автоматизировано и вы не можете на них повлиять.

Например, озон и вб на ваши товары дают свою скидку (большую). Вы не можете от неё отказаться. И если вы работаете только на одной площадке, то ничего не теряете по деньгам, а ваш покупатель имеет возможность купить товар с большой скидкой. Но если вы работаете на нескольких площадках - между площадками начинается демпинг. Это раз. Два - тот МП, у которого цена становится чуть выше, начинает на вас ругаться, что вы завышаете цену, потому что он нашел дешевле на другой площадке. Ужос.

Как выход - делать разные по визуалу и описаниб карточки товара для одного товара, представленного на разных МП. Тогда площадки не распознают его как одинаковый и не соревнуются.

3. Неизвестная аудитория.

Торгуя на МП ты не знаешь кто твой покупатель и вообще ЦА, и как она тебя находит: по поиску, случайно или вообще из твоих социальных сетей. Большое черное пятно, с которым я пока не знаю как работать.

4. Возвраты.

В какой-то момент озон решил все возвраты от покупателей возвращать не продавцу, как было раньше, а себе на склад - для повторной перепродажи. При этом он сам решает и проверяет качество продукта (которым кто-то мог уже попользоваться, как было у меня) без вашей консультации. И вы ничего не можете с этим сделать.

У меня была такая ситуация: покупатель купил набор для вязания, который ему не понравился и он его вернул. То есть он его вскрыл, повязал, раздумал, отнес обратно в пвз. И озон его принял и впоследствии продал. И я ничего не смогла с этим сделать: ни вернуть, ни отменить впоследствии заказ.
При поступлении этого возврата на склад озон есть возможность этот возврат оформить на выдачу себе, на пвз. Но озон за сутки не оформил мою заявку и продал этот товар другому покупателю.
В каком виде новый покупатель получил этот возврат - загадка.

Сказать что я была в ужасе-шоке от этой ситуации - ничего не сказать. Я билась с поддержкой половину дня, но всё, что получила от них - это дежурную фразу - нам жаль, но на данном этапе мы ничего не можем сделать.

Поэтому самый большой подводный камень,

с которым я столкнулась на озоне - это безличная автоматизированная поддержка, даже так - «поддержка», которая на самом деле тебе никак не может помочь.

Как в ситуации с тем несчастным возвратом. Если возникает какая-то сложная ситуация - вам некуда позвонить. Есть автоматизированный чат, который в какой-то момент перенаправляет вас как будто на живого человека, который ничего не решает, не помогает, а отвечает стандартными и шаблонными фразами.

Было неожиданно для меня))

Выводы и советы начинающим

Для себя я решаю так: если хочется попробовать - надо попробовать. Пока получается - надо продолжать :)

Если вы хотите попробовать:

1. Начинайте с маленьких закупок - я начала с пяти наборов в одном цвете. Просто проверить идею. Когда поняла, что это интересно - добавила новые цвета + стала думать где можно улучшиться.

2. Заранее посчитайте затраты и возможную прибыль - этим вообще экономически интересно заниматься или нет.

3. Озон грешит автоматическим добавлением товаров в акции. Это легко отключается в настройках, просто будьте бдительны и внимательны. Озон всегда предупреждает о своих намерениях и ваша задача это не пропустить.

4. Не надо экономить на упаковке. Она должна быть качественной и радовать покупателя (если это что-то подарочное).

Я наверняка что-то пропустила, но если у вас есть вопросы, то я отвечу на них в комментариях - спрашивайте ;)

привет от нас с Наумчиком
привет от нас с Наумчиком