На днях я поняла, что очень хочу в музей. Я соскучилась по живописи, соскучилась по прекрасному и очень хочу познакомить детей с настоящими картинами.
11 и 8 лет уже вполне осознанный возраст, чтобы начать понимать прекрасное.
Но.
Поход в музей для современных детей занятие не самое увлекательное. Какие-нибудь "3Д очки" , "лазер-таки" , игровые комнаты, батуты и прочие развлекаловки всегда идут на ура, а вот идея поехать в музей чтобы смотреть картины сначала была воспринята детьми не самым воодушевленным образом.
Но, так как ездим мы куда-либо не часто и детям в Краснодар очень хотелось, а других вариантов мамой не предлагалось, то на мой вопрос: "Кто со мной в Краснодар смотреть картины?" я получила сразу же два бодрых положительных ответа.
Пришли в музей. Говорю детям, обратите внимание, что все эти картины люди рисовали сами, своими руками. Это не напечатанные на принтере картинки, это краски и холст, это большой труд.
В глазах появился интерес.
- Посмотрите на картины и какая-нибудь из них вам обязательно понравится. Обязательно что-то ёкнет внутри хотя бы от одной.
Скажите мне, если какая-нибудь чем-нибудь зацепит, хорошо?
-Хорошо.
Интересно было узнать, что произвело впечатление на моих детей.
Результат был неожиданным.
Васю впечатлил ("зацепил") портрет старухи Петрова.
Портрет мощный. Фото не передает той глубины, которую ощущаешь, когда смотришь на картину в живую. Черный фон более глубокий. Вся картина темнее, а лицо, напротив, светлее и как бы высвечивается из глубины и кажется вот-вот старуха пошевельнется и что-то скажет. Она как живая. Немного жуткая и завораживающая картина.
Сашуле понравилась ваза с цветами Экстер.
- Я не вполне понимаю, что здесь нарисовано, но мне очень нравится....
Позже, дома мы с детьми очень удивились, когда осознали, что Васе понравилась картина художника с именем Василий, а Саше картина художницы, которая с ней полная теска - Александра Александровна.
-Дети, а давайте я вам покажу какая живопись меня впечатляет.
Подвожу детей к картине Константина Коровина "Гавань в Севастополе"
- Что видите на этой картине?
- Лошадь
- Дом, люди,
- Море, корабль
- А человека в экипаже видите?
-Да.
- А теперь давайте подойдем поближе и посмотрим на картину вблизи
- Посмотрите, тут только мазки и цветные пятна и нет никакого человека.
- Как это? Дети изумленно смотрят на картину
Давайте отойдем и ещё раз посмотрим
Отходим.
Смотрим на картину издалека и снова видим человек в коляске, лошадь, гавань, люди, море, корабли... Дети в изумлении.
- Это импрессионизм, - объясняю я детям. Это такой стиль в живописи, когда художник стремится не к буквальному сходству с реальностью, а передает цветными мазка главным образом свое впечатление, эмоции от увиденного.
- Мам, смотри, а вот тоже импрессионизм, Сашуля показала мне на картину.
- Да, совершенно верно, и это тоже импрессионизм.
Идем дальше, глаза разбегаются, вокруг ещё столько всего, но дети не понимают на чем заострить свое внимание.
Показала им какими большими могут быть портреты - от пола до потолка.
Дети узнали, что человек на картине может смотреть тебе в глаза в какую бы сторону ты не отошел...
Потом увидели живопись, которая "как фотография".
И что бывают нарисованы предметы "как настоящие". Некоторые картины рассматривали и не верили, что это рисунок.
Увидели работу Малевича, о котором они уже знали, что он автор "Черного квадрата".
Суперматизм.
Перед этой картиной мы сели на лавочку и попытались почувствовать, о чем она?
Единодушно согласились, что это или про новую идею, которая неожиданно, как эта капля, прилетает в строй упорядоченных мыслей... Или про неожиданное чувство...
Стиль детям понравился. Им показалось, что это похоже на детский рисунок.
- Это авангардизм. Благодаря этому стилю появились рекламные плакаты и вывески.
-Ничего себе!
-Мам, а почему эта картина как-то неправильно нарисована?
-Почему неправильно?...
-Не знаю, формы и контур странный ...
-Это тоже авангардизм.
Мы стали обсуждать, думать почему такой контур. Что хотела передать автор? Дети согласились, что в этой картине много красного, чувствуется, жар и что работа у дровокола трудная.
-Да, мам, прям чувствуется, что он устал, ноги его почти не держат...
-Вот это и есть самое главное в картине - передать не только сходство, но и впечатление, ощущения художника.
-Понятно, а когда мы уже пойдём домой?
Я поняла, что дети устали.
В общей сложности мы провели в музее 40 минут, для первого знакомства с живописью впечатлений вполне достаточно.
В следующую поездку в Краснодар хочу отвезти детей в театр кукол.
Обожаю этот момент, когда смотришь на сцену, видишь актеров, видишь кукол, умом понимаешь, что всё это не взаправду, но, в какой-то момент, начинаешь верить в то, что происходит на сцене. Веришь в героев, в их эмоции, сопереживаешь как родным и всё становится настоящим.
Это чудо возможно только театре.
Но, это уже в другой раз.