«Мы долго ехали полями. Уже начало смеркаться, когда неожиданно на горизонте показалась колокольня, за ней другая, третья, церковь с многочисленными главами, монастырские стены с башнями. И нет конца этим колокольням и церквям» - так описывает свое путешествие в Суздаль конца 19 века граф Сергей Дмитриевич Шереметев.
Минуло сто с лишним лет и первое, что сказали наши дети выйдя из машины и оглянувшись по сторонам, было: «Ого, сколько здесь церквей!».
Действительно, купола самых разных форм и размеров взметнулись крестами в весеннее небо, кажется, со всех сторон и несть им числа. Так, что же, Суздаль совсем не изменился за это время? И, да и нет.
В своих записках почтенный граф упоминает дорогу от Владимира: «Медленно тянулась вереница экипажей», она поменялась точно, в наше время до города-заповедника от областного центра ведет вполне ровный асфальт, и дорога «полями» не займет много времени.
А вот сам город встречает, как будто, тем самым видом, что открылся Шереметеву сотоварищи весной 1880 года: «Вы видите деревню, с незатейливыми маленькими домиками, с кривыми узкими улицами…Тут же, в этой деревне и вокруг нее повсюду церкви и монастыри…»
Церкви и монастыри - в Суздале до наших дней сохранились пять монастырей и около пятидесяти церквей прошлых веков, наполняя город своей особой атмосферой, чувством спокойствия, тишины и умиротворения. Строчка из известной песни Кинчева как нельзя лучше подходит Суздалю, озаглавил ей свою статью и я.
Недавно отпраздновавший тысячелетие город повидал многое: успел побывать центром Ростово-Суздальского, а позже и столицей собственного княжеств, Суздаль пылал после разорения Батыевым войском и от похождений Дюденевой рати, стены Спасо-Евфимиева монастыря видели битву, в которой был пленен Московский князь Василий II. Помнит город Смутное время и сурового шляхтича Лисовского, помнит и гетмана Сагайдачного и осаду поляков, помнит и набеги крымских татар и долгое зарево пожаров, черной памятью осталась эпидемия чумы, унесшая почти половину жителей города.
Но, словно на зло всем напастям, Суздаль жил, вновь отстраиваясь после каждого разорения, росли, устремляясь вверх несгибаемой волей, православные кресты на куполах монастырей и храмов, коих появлялось все больше – город становился крупнейшим центром русского монашества.
С лётом времени страсти прежних столетий сошли на нет, и ко второй половине 19 века оставшийся в стороне от железнодорожных артерий городок считался глухой провинцией без какой-либо промышленности. Однако эта удаленность сыграла для Суздаля и положительную роль оставив в сохранности старинные постройки и в первую очередь все то множество церквей, что стоят и поныне. Во второй половине 20 века Суздаль стал городом-музеем, остается он таковым и сейчас, привлекая с каждым годом все больше и больше туристов.
Ведь за пыльным словом «музей» стоит гораздо большее, Суздаль остался городом, которому удалось сохранить свое богатое наследие и историю, сохранить самобытность и аутентичность, сохранить свой облик и, наверное, поэтому Суздаль остается одним из самых посещаемых городов Золотого кольца.
Прогуляв день по Владимиру (подробнее здесь – «Владимир – великий и…) на ночь мы остались там же, найти жилье по доступной цене в столице региона куда проще, чем в Суздале, в последнем ценник на аренду, да еще и на майские праздники, несколько завышен. А ранним утром следующего дня наш форд, в эту поездку помимо меня и супруги уместивший и двух детей, ехал знакомиться с древним Суздалем.
Начать прогулку решили с музея деревянного зодчества. Здесь же на кассе приобрели единые билеты, включающие в себя помимо указанного музея вход в комплекс Кремля и посещение Спасо-Евфимиева монастыря.
Приехав аккурат к открытию без труда заняли место на стоянке по утреннему времени практически пустой. К слову, ситуация с парковой кардинально поменялась буквально в течении часа, приткнуть машину стало проблематично, а вереницы автомобилей выстроились по обочине далеко вперед.
Но перейдем от части технической к части культурной.
Идея создания музеев деревянного зодчества не нова, таковые можно встретить во многих городах. В частности, нам довелось побывать в подобных в Костроме, Козьмодемьянске, Кижах и конечно родном Нижнем Новгороде. Но довольно-таки часто в отношении этих центров встречаются резко отрицательные отзывы: мол, все это деревянное великолепие свезено на вечную стоянку со всей области, «сорвано» с родных мест и культурной ценности все в куче уже представляет мало. Да, отчасти соглашусь, намного органичней те же дома и церкви смотрятся на «своем», где и были возведены, месте.
Но, есть и другая сторона медали, наверняка многие слышали, как в той же Карелии, раз уж я вставил выше фото из этого региона, в 2018 году сгорела от рук 15-и летнего подростка уникальная Успенская церковь 18 века.
Я успел побывать в ней буквально за месяц до случившегося и вдруг такая новость. Но, утраченного уже не вернешь, даже если храм и восстановят, это будет уже не оригинал, история безвозвратно ушла. Поэтому, считаю, что подобные музеи нужны и плохого в них нет ничего. Напротив, они позволяют сохранить культурный код деревянной Руси, по-своему уникальный и несомненно художественный.
Но вернемся к Суздалю. Созданный еще в 60-х гг. прошлого века, музей собрал под открытым небом экспонаты со всей Владимирской области. Здесь постарались воссоздать планировку небольшого села губернии: два храма на высоком месте, часовня, уводящая вглубь улица с крестьянскими домами и хозяйственными постройками, получилось очень неплохо.
Сразу за входными воротами притягивают взгляд две церкви с крытыми чешуйками лемехов куполами.
Вытянутая «кораблем» Воскресенская, построена в 1776 г. и привезена из с.Патакино Камешковского района области
Рядом, словно в противовес соседке, свечой устремилась вверх Преображенская церковь, 1756 года постройки
От храмов так и веет стариной и легко представляется искусная срубная техника мастеров того времени, и почти забытые слова в «лапу» или в «обло», ведь строили «без единого гвоздя».
Чуть дальше привлекает внимание интересная конструкция с кругом по центру
Это так называемый «ступальный» колодец, работающий по принципу, угадывающемуся в его названии. Обычно такие колодцы ставили, если вода залегала очень глубоко. Внутрь колеса заходил человек, переступая по специальным дощечкам начинал двигать вал, тем самым перемещая вверх-вниз две прикрепленных бадьи.
Проходя вглубь территории музея действительно складывается впечатление, что идешь ты по деревенской улице прошлых столетий. Повсюду только деревянная архитектура, никакого безликого пластика и сайдинга, от домов веет теплом и уютом
Резные лобовые доски отдельное произведение искусства
Часть домов доступна для посещения. Внутри можно ознакомится с бытом крестьян
Или поучаствовать в мастер-классах
Конечно такой музей был бы неполным без красавиц ветряных мельниц
Здесь их две. Широко раскинув лопасти, мельницы прекрасно вписываются в картину деревни, а выглядывающая с соседней улицы Борисоглебская церковь фактурно дополняет пейзаж
Единственным «неперевезённым» строением музея является дом купцов Агаповых.
В конце 18 века Иван Яковлевич Агапов построил здесь полукаменный дом. Такая конструкция вполне характерна для построек того времени. Каменный первый этаж служил для рабочих дел: там была кузница, а затем мельница. На втором, деревянном, этаже проживала семья купца.
Ныне внизу открыта чайная, где можно перекусить или просто посидеть с кружкой ароматного чая
А на втором воссоздан условный интерьер гостиной купеческого дома с обстановкой, переносящей на столетие назад.
Пока мы гуляли по музею и пили утренний чай в старом купеческом доме, народу на улицах города значительно прибавилось
Стоянку заполнили автомобили с различными цифрами регионов на номерах и туристические автобусы. Все многочисленные сувенирные лавки, наполненные нехитрым товаром местного рукоделия и традиционными магнитиками, приветливо распахнули двери. По улицам зацокали подковами лошади со всевозможными экипажами и каретами, предлагая туристу прогулки «под старину». Да, Суздаль популярен, этого не отнять.
От музея деревянного зодчества направимся дальше. По берегу реки Каменки, притоке Нерли, стоят амбары на сваях, также относящиеся к музею
Название самой реки происходит от перевозки на судах камня для строительства соборов. Но это было раньше, когда Каменка имела для Суздаля большое транспортное значение, ныне река несудоходна, за исключением лишь небольшого прогулочного речного трамвая, курсирующего по крайне ограниченному маршруту от мостика возле музея зодчества до стен Евфимиева монастыря. Здесь же предложат взять в аренду лодку или сап.
На холме за мостом виднеется аккуратная Ильинская церковь, построенная в камне в 1744 году. Согласитесь, смотрится живописно
А на другом берегу Каменки находится древнейшая часть города, его сердце – Кремль. Да, здесь уже не найти привычных для этого слова каменных или деревянных стен, о них напоминают лишь холмы крепостных валов.
Вал с частоколом и тройным рвом, опоясывающим детинец появился на этом месте еще на рубеже 10-11 вв. Князь Ярослав Мудрый, жестко подавивший в Суздале восстание волхвов в 1024 году, эти укрепления уничтожил, но вскоре по его указанию границы были значительно увеличены, валы насыпаны вновь и Кремль приобрел современные границы. Следом Владимир Мономах расширил их кольцо, обновил деревянные стены и именно при этом князе появился первый Собор Рождества Пресвятой Богородицы
Рядом с собором размещался княжеский двор и резиденция епископа. Юрий Долгорукий, продолжив инициативу предшественников, еще больше увеличил территорию крепости, создав вторую линию оборонительных сооружений. При нем Суздальский кремль стал крупнейшим в Северо-Восточной Руси. Стены укреплений просуществовали аж до начала 18 века, но случившийся пожар уничтожил древние постройки и восстанавливать их уже не стали. Теперь о них напоминают только валы
Главным украшением кремля нынешнего несомненно остается белокаменный Рождественский собор
Основанный еще Владимиром Мономахом деревянный храм обветшал и впоследствии был вновь отстроен в камне князем Юрием Всеволодовичем, простояв до середины 15 века. После налета крымских татар верхняя часть храма обрушилась, а разрешение на достройку было получено только при Василии III. Так, до наших дней собор Рождества Пресвятой Богородицы дошел с сильными изменениями, его нижняя часть относится к 13 веку, а верхняя уже к 16-му. Этот контраст в цвете камня вполне заметен.
Здесь же, на территории, стоит деревянная Никольская церковь.
К древним постройкам Кремля или его ансамблю отношения она не имеет. Храм был построен в 18 веке и находился в селе Глотово Юрьев-Польского района Владимирской области, но был перевезен в Суздаль, как и другие объекты музея деревянного зодчества. Однако место для установки Никольский церкви определили именно в Кремле и, на мой взгляд деревянная церквушка идеально вписалась в его панораму
Продолжим прогулку.
Выходя с территории кремля вновь окунаешься в кипящую туристическую жизн Суздаля и складывается ощущение, с каждой минутой народу на улицах только прибавляется. У красных стен Успенской церкви бойко идет торговля всякой всячиной и снуют все те же каретные экипажи.
Можно, поддавшись искушению нырнуть в этот бурлящий котел, побродить по рынку, попробовать пряники и леденцы, прикупить плетеную корзинку или поучаствовать в мастер классах. А можно подняться на своеобразную смотровую площадку, расположившуюся тут же на крепостном валу и просто посмотреть на неспешное течение Каменки.
Но в какую сторону ты бы не отправился, куда бы ты не кинул взгляд, он всюду наткнется на купола церквей и церквушек. Они здесь повсюду, разных форм, размеров и цветов, с колокольнями и без них, одно, трех и пятиглавые, они перекликаются многоголосым перезвоном и кажется, что над всей землей плывет мелодичная песня колоколов.
Высоко вверх взметнулась колокольня Ризоположенского монастыря, самая высокая постройка в городе, а сам монастырь может похвастаться солидным возрастом, он основан еще в домонгольский период.
Отчего в Суздале так много церквей? Такой вопрос, уверен, возникает у многих, посетивших город. Дело в том, что город рос не только вокруг Кремля. Рядом с каждым монастырем формировалась своя слобода, где селились ремесленники, купцы, люд обычный и зажиточный. Вместе с тем росли и «слободские» храмы, большинство из которых были парными, что видно и сейчас. Церковь побольше и повычурней – летний храм, а рядом стоит храм попроще и поменьше размерами – это на зиму, протопить такой гораздо проще.
Есть у города и свои Торговые ряды. Они появились в начале 19 века и по сей день выполняют свою роль
У стен тоже бойко идет торговля: лотки с медом и медовухой самых разных вкусов, от вполне традиционной до экзотической, различные соленья и конечно огурцы во всех видах и проявлениях, вплоть до варенья из этого овоща, ведь Суздаль считается огуречной столицей России.
К слову, прикупив в подарок пару бутылочек малиновой медовухи у продавца не нашлось сдачи, и таковую нам предложили выдать малосольными огурцами. Отказываться мы не стали и, как выяснилось, не зря, огурцы оказались на диво вкусными. Знают местные какой-то особый секрет их приготовления, да и ежегодный фестиваль огурца наверняка оттачивает таковое мастерство.
Побродить по такому стихийному «базару» занятие весьма увлекательное, но если вы устали от суеты и многолюдья, то в Суздале легко можно свернуть на какую-нибудь второстепенную улицу с простыми деревянными домиками и окунуться в тишину провинции.
За столбиком пожарной каланчи уводит от городского шума ул. Алексея Лебедева.
Уже не удивляешься, когда за чередой домов появляются купола храма. Это Никольская церковь 18 века постройки, также, как и многие имеющая свою зимнюю пару
Но Никольской «повезло» чуть больше других, именно она попала на полотно Бориса Кустодиева «В старом Суздале»
Это одна из классических «провинциальных» картин художника, а на «натуру» можно взглянуть и сейчас
Улица, делая поворот, идет мимо старого крепостного вала и вновь выводит к Кремлю.
Начав статью цитатой из записок графа Шереметева, закончить ее хочется ими же: «Удивительнее всего, что в таком маленьком городе уцелело столько церквей, и все они поддержаны, древние храмы не забыты и не заброшены. Все чисто, стены выбелены, главы церквей сияют, крыши везде выкрашены…суздальцы издревле славятся своим благочестием».
И ведь в каком-то смысле ничего не изменилось.
Прерывая размышления со стороны площади долетает гулкий и басовитый «бом» колокола. Звук, медленно раскатываясь, словно пробуя воздух на прочность, стелется над городом. Вот с другой стороны доносится ответ и через минуту весь Суздаль раззванивается россыпью колокольных голосов. Они поднимаются ввысь, переплетаются и слитное эхо льется над всей землей, неся в себе тихий покой монастырей.
О монастырях Суздаля и, наверное, самом примечательном из них, Спасо-Евфимиевом, расскажу в следующей статье, не переключайтесь.