Найти в Дзене

ИЗ ИСТОРИИ ВДРП. 3.2 ДОНСКОЕ РЕЧНОЕ ПАРОХОДСТВО. 1949 год.

1949 год 1949 год, второй год работы Донского речного пароходства, прошел в той же динамике – продолжается пополнение флота, перевозятся грузы и т. д., поэтому начнем с флота. На фото виден Ростовский речной вокзал. Актом от 27-го июля 1949 года его, обновленного и достроенного, предварительно приняли в эксплуатацию, и 30-го июля того же года начальник ВДРП издает приказ № 146 «О предъявлении к сдаче в окончательную эксплуатацию Государственной комиссии законченный восстановлением речной вокзал в городе Ростове-на-Дону». В 1949 году Донское речное пароходство также получало несамоходные баржи от Днепровского пароходства, но они перечисляться здесь не будут. *** «Домашние», донские постройки судов в 1949 году. В таблице, что была помещена выше, указывалось два мотокатера «ПТ-5» и ПТ-6», которые были построены на заводе «Красный Флот». Кроме этого, в 1949 году завод «Красный Флот» начал строить металлические баржи грузоподъемностью 50 тонн для Донского речного пароходства. Шли они по сво

1949 год

1949 год, второй год работы Донского речного пароходства, прошел в той же динамике – продолжается пополнение флота, перевозятся грузы и т. д., поэтому начнем с флота.

-2
Буксир-толкач «Бойкий» Донского речного пароходства (слева нижний). Ростов-на-Дону, 1962 год. Фото из открытых источников.
Буксир-толкач «Бойкий» Донского речного пароходства (слева нижний). Ростов-на-Дону, 1962 год. Фото из открытых источников.
-4
БПК «Михаил Кутузов». Фото из открытых источников.
БПК «Михаил Кутузов». Фото из открытых источников.
-6
Буксир (БПК) «Адмирал Макаров».  Река Дон, Ростов-на-Дону. Из открытых источников.
Буксир (БПК) «Адмирал Макаров». Река Дон, Ростов-на-Дону. Из открытых источников.

На фото виден Ростовский речной вокзал. Актом от 27-го июля 1949 года его, обновленного и достроенного, предварительно приняли в эксплуатацию, и 30-го июля того же года начальник ВДРП издает приказ № 146 «О предъявлении к сдаче в окончательную эксплуатацию Государственной комиссии законченный восстановлением речной вокзал в городе Ростове-на-Дону».

-8

В 1949 году Донское речное пароходство также получало несамоходные баржи от Днепровского пароходства, но они перечисляться здесь не будут.

***

«Домашние», донские постройки судов в 1949 году.

В таблице, что была помещена выше, указывалось два мотокатера «ПТ-5» и ПТ-6», которые были построены на заводе «Красный Флот». Кроме этого, в 1949 году завод «Красный Флот» начал строить металлические баржи грузоподъемностью 50 тонн для Донского речного пароходства. Шли они по своим строительным номерам, а в пароходстве их уже переименовывали. Пароходство обогатилось 6-ю такими баржами: «МП-1», «МП-2», «МП-3», «МП-4», «МП-7» и «МП-8». И завод «Красный Дон» также внес свою лепту: в 1949 году построил для ДРП одну металлическую 600-тонную баржу, которая была переименована в «Баку», и 1 завозень. В Лисках строили металлические 50-тонные баржи, и Донское речное пароходство получило от Лискинских СРЗ баржи: «МП-5» и «МП-6». Не остались в стороне и Павловские СРМ, где строили металлические 100-тонные баржи, Донское речное пароходство получило одну такую баржу под строительным номером 12 и переименовало ее в «Карповку».

***

Списание и переименование судов в 1949 году

14-го марта 1949 года был переименован теплоход «Дмитрий Донской». Он получил новое имя «Юрий Долгорукий».

21- мая 1949 года, приказ начальника пароходства №80, катер «Т-6» был передан Доно-Кубанской судоходной инспекции.

26-го июня был переименован «БТ-16» в «Штурмана».

25-го ноября 1949 года, приказ начальника пароходства № 246 (приказ МРФ № 385 от 01.10.1949 года), был списан пароход «Красное Знамя».

По 1949 году можно сказать следующее: флота у Донского речного пароходства было достаточно, а вот с грузами временами была беда – приходилось во время навигации ставить и самоходные, и несамоходные суда на отстой, выводить на ремонт и даже отдавать под общежития рабочим речных предприятий.

В 1949 году в Донском речном пароходстве появился интересный список судов, который помещен ниже. Начальство предпочло выжать последние соки из этих почтенных стариков, чем тратить средства на капитальные ремонты – работаем, пока Регистр не помашет кулаком.

До победного конца!
До победного конца!

Несамоходный флот также имел «похоронный» список, но помещать этот список здесь не будем.

***

Аварии и аварийные происшествия

26-го марта 1949 года теплоход «Юрий Долгорукий» при выводе из Аксайского затона баржи «Стерлядь» повредил последней баллер руля, в результате чего баржа в рейс выйти не смогла до исправления повреждения.

26-го марта при производстве работ в морском ковше по выводу катеров м/к «БТ-6» сломал лопасть винта.

26-го марта капитан п/х «Ленин», товарищ Ермолаев, в рейсе Ростов – Богаевская не принял необходимые меры предосторожности, в результате чего повредил правое колесо о плывущую льдину.

28-го марта п/х «Краснодар», под управлением капитана Ухлова, при подходе к причалу Ростовского пассажирского вокзала, во время оборота пробил корпус судно о неизвестное подводное препятствие.

29-го марта при учалке воза в Аксае п/х «Генерал Черняховский» под командованием капитана Комарова сел на мель, где простоял более 12 часов. Пароход «Генерал Черняховский» был снят с мели с помощью п/х «Генерал Ватутин» и т/х «Юрий Долгорукий»

30-го марта т/х «Юрий Долгорукий» при подходе к барже «Барнаул» в Аксае для взятия ее на буксир сел на мель, где простоял 6 часов, и был снят с помощью п/х «Ленин».

3-го апреля, при следовании вверх пассажирским рейсом, п/х «Маяковский», вследствие грубого нарушения Правил плавания капитаном этого парохода Мануевым И. В., на перекате Платов Прокоп столкнулся с баржей «Орел», которая находилась в составе буксирного воза теплохода «Минин». В результате столкновения баржа «Орел» получила крупное разрушение.

6-го апреля в 11.00 самоходная баржа «Башкирия» под управлением капитана т. Кульгина швартовалась к причалу Ростовской нефтебазы для приема бункера с т/х «Минин», стоявшего у этого причала. Для удобства перегрузки топлива с т/х «Минин» на с/б «Башкирия» последней требовалось стать непосредственно к эстакаде, а т/х «Минин» перейти на правый бор с/б «Башкирия». Производя указанную перестановку, швартовый конец т/х «Минин» был обнесен по корме с/б «Башкирия» и закреплен на последней. Капитан с/б «Башкирия» Кульгин, стараясь ускорить перестановку, дал задний ход, не проверив положение швартова т/х «Минин». В результате оказалось, что швартов т/х Минин» имел слабину, находясь под кормой с/б «Башкирия», и последняя, работая машиной на задний ход, намотала на винт швартов. Силами команды освободить винт не удалось, пришлось прибегнуть к помощи водолаза. Непроизводительный простой с/б «Башкирия» составил 7 часов. Общие убытки по данному браку в работе составили 475 рублей: 175 рублей сам простой и 300 рублей водолазные работы.

24-го апреля с. г., вследствие неправильного управления судном и непринятия мер предосторожности со стороны 1-го помощника капитана «Ост» Ильченко А. А., произошел навал груженной баржи «Стерлядь» на устой плотины гидроузла № 1. В результате данной аварии пароходству понесен убыток в сумме 17995 рублей.

Обстановочный старшина 4-го плеса Верхнего Дона Клименко распорядился бакенщику Дерезовского переката снять белый бакен с угла поворота судового хода и переставить его выше с тем, чтобы избежать повреждения бакена при раскате воза на перекате. Об указанной перестановке бакена Клименко не оповестил судоводителей. В результате неправильной обстановки судового хода капитан п/х «Генерал Черняховский», при следовании вниз по течению ночью 25-го апреля, был введен в заблуждение и совершил аварию, нанеся убытки пароходству в сумме 1300 рублей.

27-го апреля т/х «Юрий Долгорукий» стал в завод «Красный Флот» на очередную промывку двигателя и профилактический ремонт сроком до 8 часов 2-го мая. Заводские работы по профилактическому ремонту были закончены в 16 часов 30 апреля. Сборку двигателя и его опробование команда судна закончила 1-го мая в 7 часов. А затем капитан теплохода т. Соннов, вместо того чтобы доложить диспетчеру о досрочном окончании промывки и ремонта судна и немедленно приступить к транспортной работе, отпустил команду в город, оставив на теплоходе одного лишь рулевого. По требованию диспетчерского аппарата капитан т. Соннов собрал свою команду только в 20 часов. Таким образом теплоход «Юрий Долгорукий» имел непроизводительный простой в количестве 13 часов. За грубое нарушение Дисциплинарного устава и Устава службы на судах РФ СССР капитану т. Соннову был объявлен строгий ВЫГОВОР.

2-го мая 1-й пом. капитана т/х «Разин» Сенкевич не выполнил распоряжение капитана этого теплохода Федорова о вызове его на мостик при подходе к Зимовейскому перекату, повел воз через перекат самостоятельно и посадил его на мель. В результате данной аварии пароходству нанесен убыток в сумме 2154 рубля.

«30 июля 1949 года баржа «Братск», следуя в составе воза парохода «Мануильский», имела назначение на пристань Усть-Быстрянскую для погрузки хлеба. 2-й помощник капитана парохода «Мануильский» т. Кружилин П. И. при передаче вахты 1-му пом. капитана Сторожилову не сообщил о месте назначения баржи «Братск, и последняя не была поставлена на пристань Заготзерно. Шкипер баржи «Братск» т. Ерошенко, видя, что п/х «Мануильский» проследовал пристань и баржу «Братск» не поставил на место погрузки, отдал швартовые концы от общего воза п/х «Мануильский» и самосплавом поплыл вниз по течению к пристани, где с помощью рабочих Заготзерно пришвартовался к причалу, на что было затрачено 2 часа 30 минут. Таким образом, баржа «Братск» по вине 2-го помощника капитана Кружилина имела непроизводительный простой 2 часа 30 минут». Второму помощнику Кружилину был объявлен СТРОГИЙ ВЫГОВОР.

***

По личному составу

12-го мая 1949 года появился приказ начальника Донского речного пароходства за № 75 «О порядке выдачи, сроках носки и нормах амортизации форменного обмундирования в 1949 году начальствующему и рядовому составу Донского речного пароходства». В нем начальник пароходства сообщает, что форма будет выдаваться по плану, согласно инструкции и утвержденному контингенту начальствующего и рядового состава в 1949 году. Согласно этому плану, на каждом предприятии (порту, пристани и т. д.) заводились лицевые карточки на каждого работника, получившего форменное обмундирование, куда заносились все атрибуты полученной формы. А знаки различия и фурнитура – это уже каждый за собственные деньги должен был приобретать в магазинах. Продажу погон, эмблем, галунов, знаков различия должны были производить магазины УРСа.

Согласно инструкции в 1949 году старший начальствующий состав должен был получить шинель из драпа, костюм (китель и брюки) из бостона и плащ из «Рекорда». Срок носки шинели устанавливался по норме расхода материала на шинель – 3 метра или один метр в год на человека. Из этого расчета (1 метр на человека) должен выдаваться материал на весь контингент, указанный в 1949 году, с тем чтобы одна треть контингента старшего командного состава была одета в шинели по норме уже в 1949 году, а две остальные трети состава должны получить в последующие годы, соответственно.

Срок носки кителя 2 года. Здесь норма 0,9 метров в год на человека. Брюки должны были выдаваться на 1 год. Плащ – на 2 года.

Средний начальствующий состав должен был получить шинель из ведомственного сукна, китель темно-синий или пиджак из сукна или шевиота и брюки, также из сукна или шевиота. Сроки носки и порядок выдачи тот же, что и для старшего начальствующего состава.

Младший начальствующий состав собирались обмундировать в шинель из ведомственного сукна, брюки из черного сукна и "фланелевку" хлопчатобумажную темно-синюю. И так далее…

-10

***

Сменился начальник Донского речного пароходства. Приказ № 67 от 21 апреля 1949 года был последним приказом, подписанным генерал-директором РФ 3-го ранга, товарищем Я. А. Эльгарт. Приказ № 72 от 29 апреля 1949 года уже подписал новый начальник пароходства товарищ М. Андреев – инженер-капитан РФ 1-го класса. Я. А. Эльгарт, генерал-директор РФ 3-го ранга, станет начальником Доно-Кубанской судоходной инспекции.

-11

Продолжение в 3.3 ДОНСКОЕ РЕЧНОЕ ПАРОХОДСТВО. 1950 год.