Найти в Дзене
Sputnik Армения

Турецкий марш, или Об опасностях излишнего миролюбия

© Photo : Social media of Anna Hakobyan
© Photo : Social media of Anna Hakobyan

"Увидят в Ереване Реджепа Эрдогана с Ильхамом Алиевым или нет, сказать трудно. Случиться может всякое. Главное в другом — поведут ли они себя в Армении, как в "Западном Азербайджане", или согласятся с ролью гостей, навещающих соседей с добрыми намерениями. Весной увидим".

Так начиналась моя заметка для Sputnik Армения, но ждать весны не пришлось. Приезжать в Ереван Алиев отказался, пояснив, что "визит на высшем уровне без подписанного мирного договора и без запуска практических механизмов мог бы создать ложное впечатление о завершённости процесса".

И то правда: пока нет печати и подписей, зачем бежать впереди паровоза? Провал "розовых мечтаний" Пашиняну пришлось признать и утереться, хотя глава МИД Арарат Мирзоян, презентуя событие, предупреждал: "Учитывая многолетнюю историю вражды соседних государств, визит будет воспринят очень сложно".

Насчет "сложно" — сказано очень мягко. Десятилетия не слишком добросердечных отношений между странами поправить в один прием — так не бывает.

Можно было, конечно, организовать встречу с ширин-чаем, сладким мугамом и посещением Голубой мечети, устроить променад по вечернему Еревану (разумеется, подальше от памятника Геноциду армян), но сбить с толку двух стрелянных политических воробьев вряд ли бы удалось. Как и растопить сердца несметного числа армян, для которых Турция с Азербайджаном пока еще больше враги, чем друзья. Намного больше...

Поводов для обид тьма. От сделанного накануне сессии "Евронеста" в Ереване заявления представителя правящей партии Азербайджана: "Каждый азербайджанец должен знать, что любой армянин — потенциальный террорист", до прилетевшего в свое время от Алиева "привета", где Пашинян открыто назван "пьяным шутом" [заявление было сделано в октябре 2020 — ред.]. Задело даже тех, кто давно и от души гладит руководителя своего государства "против шерсти".

Неуклюжие попытки неуемного армянского миролюба сдружиться с Баку могут казаться мудрой политикой разве что Дональду Трампу, да и то не по сути, а ради получения Нобелевской премии. Хотя даже Трампу должно бы казаться странным: Баку толкует о мире, а открывает у себя "Парк победы" с символическим названием "Железный кулак". Жмет соседу руку, а возвращать пленных не собирается. Получает приглашение приехать Ереван, но называет город на азербайджанский манер — Эриван.

По мнению экспертов, навязчивое желание угождать делает человека более уязвимым к насилию со стороны сильного и мешает наладить нормальные отношения. Если вы не умеете постоять за себя и игнорируете собственные потребности, риск оказаться в ситуации, в которой партнер не будет соблюдать ваши личные границы, особенно высок. Подтверждается мировой практикой.

Мало кто в Армении считает, что воевать лучше, чем жить в мире. В истории страны (не той, которую Пашинян высасывает из пальца) есть немало свидетельств мирного проживания армян с турками, что же касается опции "азербайджанцы в Армении", то тут и вовсе за примерами далеко ходить не надо — видели, знаем, помним. Как хорошее, так и плохое.

В советские времена то и дело звучало: "Мы живем не рядом друг с другом, мы живем друг в друге". Эта фраза принадлежит Самеду Вургуну, азербайджанскому поэту. Относилось к армянам, азербайджанцам, грузинам. Бесконечно повторялось в речах руководителей трех республик.

По этому поводу перескажу разговор, состоявшийся недавно с двумя бывшими педагогами.

— Насчет "друг в друге", считаю, перебор, но при всем при том в своем доме с азербайджанцами мы уживались. Как и они с нашими в Азербайджане, — сказал "ветеран просвещения" из Абовяна Артур Киракосян. — Ходили в те же школы, соседствовали дворами, были даже смешанные браки, но все отрезал Сумгаит.

— Нельзя сказать, что армяне отозвались одним возмущением, но похожего ответа даже близко не стояло, продолжает Киракосян. — Теперь рассуждают о возможности принять в Армении не одну сотню тысяч азербайджанцев, а о возвращении изгнанных из Азербайджана армянах и слова не говорят. Где вы такое миролюбие видели? Нежно обнимая Никола за горло, Баку с Анкарой бьют в одну точку и добиваются своего.

Согласился с Киракосяном и другой участник беседы, тоже школьный учитель.

— Еще Черчилль объяснял: "Умиротворитель — это тот, кто кормит свирепого крокодила, не понимая, что и сам в конце концов будет съеден".

Но так думают не все. С тех пор как с легкой руки президента Трампа понятие "сделка" стало вытеснять из переговорного обихода общепринятое "договоренность", закрывать глаза на потерю достоинства и национального самоуважения стало проще. Как на сельской ярмарке: встретились, сторговались, ударили по рукам, живем дальше.

Чтобы стало понятнее, приведу строку из недавнего заявления Александра Лукашенко: "Рука, которую Беларусь протягивает другим, не является рукой просящего, а представляет собой руку равноправного партнера с чувством собственного достоинства, который предлагает совместно и искренне работать ради мира для будущих поколений".

В армянской практике с чувством национального достоинства большие сложности. Перебор с заискиванием, угодливостью и робким "что прикажете?" очевиден, а добытый таким способом результат в лучшем случае — временное перемирие, но никак не устойчивый мир.

И вот армянский премьер выражает уверенность в том, что Ереван и Анкара приближаются к этапу установления полноценных дипломатических отношений. "Существенных препятствий для открытия армяно-турецкой границы и установления дипломатических отношений между двумя странами на сегодняшний день нет", — заявил Никол Пашинян, выступая на 8-м Парижском форуме мира.

А Эрдогана об этом спросили?!

Сергей Баблумян