Колумнист Sputnik Армения Сергей Баблумян рассуждает по поводу депрессии и безразличия в армянском обществе.
Нелепость, отсутствие смысла, толка в чем бы то ни было — как камень на пути, ведущему к цели. Особенно в политике, где противоречие здравому смыслу смерти подобно.
Проигранная война оставила неприятное послевкусие – сегодня не все и не всегда могут легко сказать: "Я – армянин!" С восклицательным знаком или без, не имеет значения.
С армянами на моей памяти такого еще не было, было другое. Записывая в сородичи кучу выдающихся людей, от императора Наполеона до актера Грегори Пека, мы как бы подтверждали свое особое место в мировой истории и нельзя сказать, что только из обыкновенного бахвальства – основания были. Все изменилось после проигранной вчистую карабахской войны.
Войны, как мы знаем, проигрывали народы не хуже армянского, после чего приходили в себя, становились на ноги и шли дальше. Мы же все еще бестолково топчемся на месте, а тут еще за каждое обращение к прошлому бьют по рукам, возвращая к странному настоящему.
Народ в смятении и недоумении. В чем причина? Власть так и не набралась мужества сказать: мы проиграли, потому что… и далее – по пунктам, вразумительно, честно.
Вместо этого декларации с вывернутой логикой. "Потерпев поражение в 44-дневной войне, мы обрели возможность иметь суверенное государство", — говорит высшее политическое руководство.
Это как, дружище?!.. То есть, только позволив Ильхаму Алиеву въехать в Степанакерт и походить по флагу НКР пешком, Армения обрела суверенность и право уверенно смотреть в будущее?
Или. "Если мы хотим, чтобы армия нас защищала, мы должны защищать армию, если мы хотим, чтобы солдат нас защищал, мы первыми должны защищать солдата". Защищать от кого? От самих себя – странно, от противника – и вовсе нелепо.
Из самого свежего. "Добыча строительного песка из реки Аракс сокращает территорию Армении", - не моргнув глазом, объявил армянский премьер, как будто и не слышал о том, что значительная часть армянской земли безропотно отдана Азербайджану и это, похоже, только начало.
Трудно согласиться с тем, что сочинители подобной галиматьи верят в то, что говорят, и не видят того, что происходит.
Тогда зачем? Наверное затем, что, когда один абсурд перекрывает другой, а дальше следует третий и так все время, обществу не остается времени на осмысление, его как бы заталкивают в "королевство кривых зеркал", где черное - белое, поражение – суверенитет, а убыль территории — результат добычи песка карьерным способом. Тот случай, когда психологическое здоровье народа нуждается в квалифицированном вмешательстве.
Кулинарные фестивали, завоз мировых звезд близких к пенсионному возрасту и пр. не то "лекарство", которое могло бы взбодрить народ и вернуть ему самоуважение.
Малоэффективны также и всякого рода форумы, съезды и прочие сборы с участием персон класса VIP. Суматошность в организации подобного заставляет вспомнить 1904 года, когда на первое заседание общества трезвости почетным гостем позвали Льва Толстого. Он посидел, послушал, а когда дали слово сказал: "Чтоб не пить не надо собираться, а раз уж собрались, то почему бы не выпить?". Это было первое и последнее заседание общества трезвости.
ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) поясняет: психологическое здоровье нации — это "состояние благополучия, при котором каждый член общества может реализовать свой собственный потенциал, справляться с повседневными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, вносить посильный вклад в жизнь сообщества, при этом, не создавать дискомфорт и не вредить окружающим".
Наиболее распространенной психологической патологией признана депрессия, утверждают ученые. Именно она (в нашем случае рука об руку с безразличием) мешает жить полноценной жизнью и заставляет гнаться за деньгами и социальным признанием. Не таким, которое, к слову, заслужил Парис Геруни в физике, Минас Аветисян в живописи или Альберт Азарян в спорте. А рядом мельтешат собравшиеся у соросовской кормушки "как бы демократы" и "как бы политики".
Сегодня в фаворе миллионеры с забавными кликухами и страстным желанием угождать любой власти.
Насчет социального признания со слов собеседника, занимавшего в свое время высокие кабинеты в правительстве Армении: "Многие из тех, кто кричит о реформировании всего и вся, необходимости революций и т.п. ненавидят не саму систему, а свое приниженное положение в ней. Окажись они на верхних ступеньках иерархии, взгляды на классовое неравенство тут же меняются", — объяснял мне Алексан Матвеич Киракосян, тогда первый заместитель председателя правительства Армении. Трудно не согласиться.
Власть, приведшая страну к военному поражению, не должна искать вину других, как и не должна отказываться от лаврового венка в случае победы. Так было всегда и везде, пашиняновский же экспромт: "Сейчас мы находимся на пути превращения в победу того, что все мы считали и считаем поражением …" ставит логику с ног на голову.
Не сказаться на психике такое не может, даже у доброжелательных и дружелюбных армян. Видим невооруженным глазом. По данным ВОЗ каждый пятый житель планеты страдает тем или иным расстройством в поведении или мировосприятии.
В прошлом году, - отмечают эксперты, - депрессия обогнала сердечно-сосудистые заболевания при этом в среднем в мире ею страдают 26% женщин и 12% мужчин среднего возраста. Смотрим на состав участников митингов протеста и соглашаемся.
"В городе Чаренцаване мужчина скончался от ножевого ранения в церкви и скончался". Читаем и уже не удивляемся.
Сергей Баблумян