Есть одна машина, которая смотрит на всю суету с высоты своего боевого опыта скептическим оком пилота, попивающего чай из термоса в бронированной кабине. Это Су-25 «Грач».
Ему — пять десятков лет. Его облик не меняется кардинально десятилетиями. Его принципы работы просты до гениальности. И ему до сих пор нет равных в его главной работе: быть летающим артиллерийским дивизионом, который видит цель своими глазами и наказывает её с неумолимостью бронированного кулака.
Давайте же разберём этого «динозавра» и поймём, в чём его феноменальная живучесть и почему все попытки создать ему замену разбиваются о суровую реальность поля боя.
Концепция: летающий штурмовик как идея фикс.
После Вьетнама и ближневосточных конфликтов стало ясно: ни истребители-бомбардировщики, ни тем более стратегические бомбардировщики не могут эффективно и долго «висеть» над полем боя, поддерживая пехоту под шквальным огнём. Нужен был специалист. Узкий профессионал. Летающий танк.
И советские конструкторы в ОКБ Сухого под руководством Павла Осиповича Сухого эту задачу решили блестяще. Их философия была проста: живучесть, мощь, простота.
Фюзеляж и планер: «неубиваемый» как лом.
Здесь нет хитрых углепластиков и радиопоглощающих покрытий. Здесь есть алюминиевые сплавы, сталь и титановая броневая «ванна».
Бронекапсула: Сердце живучести. Это сварная коробка из авиационной титановой брони АБВТ-20. Толщина её стенок — от 10 до 24 мм. Внутри — пилот, основные системы управления, гидравлика и топливные баки. Расчётная стойкость — против снарядов калибром до 23 мм. Фактически, это броневик, который летает.
Дублирование систем: Всё жизненно важное продублировано. Две гидравлические системы работают независимо. Если одну перебьёт, вторая доведёт самолёт до дома. Механические тяги проложены так, что даже при отказе гидравлики пилот может физически, мышечной силой, тянуть ручку и управлять машиной. Это вам не цифровая fly-by-wire, которая может «зависнуть».
Топливная система: Баки протектированы многослойным пенополиуретаном. При простреле он затягивает пробоину. Система наддува баков инертным газом (отработанными выхлопами от двигателей) не даёт парам топлива воспламениться.
Расчёт на живучесть: Предполагалось, что штурмовик сможет вернуться на базу после попадания нескольких снарядов калибром 20-30 мм. Реальность современных конфликтов показала, что «Грач» может дотянуть до аэродрома с полуоторванным крылом, без хвостового оперения, с одним работающим двигателем и вытекающим из пробоин топливом. Таких случаев — десятки.
Силовая установка: Не скорость, а выносливость.
Два турбореактивных двухконтурных двигателя Р-95Ш. Да, они старые. Да, они «прожорливые». Да, у них дымный выхлоп. Но в них заключён главный секрет:
Разнесённая установка: Двигатели расположены по бокам фюзеляжа на значительном расстоянии друг от друга. Вероятность, что одна очередь или осколок выведут из строя оба сразу, — крайне мала.
«Неубиваемость» Р-95: Конструкция двигателя такова, что он может продолжать работать даже после попадания осколков и с серьёзными повреждениями лопаток. Он ремонтопригоден в полевых условиях.
Экранирование: Фюзеляж и крыло частично экранируют двигатели от огня с земли.
Более новые модификации (Су-25СМ) получили двигатели Р-195 — те же Р-95, но доработанные для большей жаростойкости (снижение ИК-заметности) и живучести. Принцип тот же: надёжность важнее эффективности.
Вооружение: Летающая платформа всего и сразу.
Штурмовик — это не самолёт, это носитель смерти. Его главный калибр — 30-мм двуствольная авиационная пушка ГШ-30-2.
Боезапас: 250 снарядов. Этого хватит на несколько коротких, но сокрушительных очередей.
Мощь: Снаряд ВОФ-39 (осколочно-фугасно-зажигательный) массой 390 грамм. Он способен пробить броню большинства ББМ и легкобронированной техники. По пехоте или небронированным целям действие просто сокрушительное.
Принцип работы: Два ствола нужны для того, чтобы обеспечить высокий темп стрельбы (около 3000 выстр/мин), не перегревая и не изнашивая один ствол мгновенно.
Подвесное вооружение: 10 точек подвески под крылом. Вот неполный список того, что может нести «Грач»:
- НУРСы (Неуправляемые ракеты): Блоки Б-8 (80-мм ракеты С-8) и Б-13 (120-мм ракеты С-13). Это оружие площади. Выпустил залп — и накрыл квадрат.
- Управляемые ракеты «воздух-поверхность»: Ракеты Х-25 и Х-29 с лазерным наведением. Это уже «ювелирный» инструмент для точечных ударов по ДОТам, мостам, командным пунктам.
- Управляемые ракеты «воздух-воздух»: Р-60 и Р-73. Для самообороны против вертолётов и зазевавшихся истребителей. Да, «Грач» может сбить истребитель.
- Авиабомбы: Всё, что есть в каталоге ВВС России — от обычных ФАБ-500 до корректируемых КАБ-500 с лазерным и телевизионным наведением.
- Спецвооружение: Контейнеры «Шквал» с 30-мм пушками, пушечные контейнеры СППУ-22, разведывательные контейнеры.
Авионика: Простота и эффективность.
Здесь нет многофункциональных жидкокристаллических дисплеев. В кабине ветерана — аналоговые приборы и несколько ключевых систем:
Лазерный дальномер-целеуказатель «Клен-ПС»: Позволяет точно измерять дальность до цели и подсвечивать её для управляемых ракет с лазерной ГСН.
СОЭП «Сура»: Система обороны, включающая станцию предупреждения об облучении (СПО) и блоки выброса тепловых ловушек и дипольных отражателей для противодействия ракетам с ИК и радиолокационными ГСН.
Более новые Су-25СМ получили цифровые БЦВМ, нашлемную систему целеуказания, спутниковую навигацию и возможность применять высокоточное оружие. Но суть не поменялась: интерфейс пилота остался интуитивным и не требующим долгого изучения.
Почему до сих пор нет замены?
«Он старый и медленный!» — Именно его скорость (700-800 км/ч) является оптимальной для работы над полем боя. Он успевает оценить обстановку, опознать цель, прицелиться. Современные истребители на сверхзвуке проносятся над полем боя за секунды, не успевая ничего толком разглядеть.
«У него нет систем РЭБ!» — Есть. И они постоянно модернизируются. Но главная защита «Грача» — это малая высота полёта, рельеф местности и броня. Он работает в зонах с сильным ПВО, где его прикрывают свои средства РЭБ, а его живучесть позволяет ему принимать на себя удары.
«Его заменят БПЛА!» — БПЛА — великолепные разведчики и корректировщики. Но у них нет главного: ситуационной осознанности пилота, находящегося прямо над полем боя, и возможности нести такую же разнообразную и мощную боевую нагрузку. Связь с БПЛА можно подавить. Пилота в кабине «Грача» — нет. Он автономен.
Вечная классика огневой поддержки.
Су-25 «Грач» — это не просто самолёт. Это философия. Философия, которая гласит, что надёжность, живучесть и приспособленность к одной конкретной задаче важнее всех навороченных технологий, если эти технологии не доведены до совершенства.
Пока существует потребность в непосредственной авиационной поддержке войск на передовой, пока нужно, чтобы кто-то пришёл на зов «Воздух!» и остался жив, чтобы прийти снова, — у «Грача» будет работа. Пятьдесят лет — только начало.