За свой 17-летний опыт работы аналитическим психологом я заметила невероятную вещь: людям гораздо легче принять свою темную теневую сторону – свои, как они считают, минусы и недостатки, чем достоинства.
Со своими талантами и достоинствами люди борются куда сильнее, чем с изъянами, слабостями и несовершенством.
Ощущение внутреннего благородства потрясает гораздо больше, чем осознание своей никчемности.
Слабость худо-бедно прощается, сила — нет.
Бездарность, леность уютнее таланта, потому что не требует ответственности.
Признать в себе глупость — безопаснее, чем признать гениальность.
Осознать трусость — проще, чем признать храбрость.
В этом и кроется главный страх: стать собой по-настоящему, таким, как задумала Природа / Боги.
Классическая Тень
Пожалуй, каждый из моих читателей знаком с классическим понятием архетипа Тени.
Юнг назвал Тенью совокупность всех бессознательных аспектов личности, что так противны Сознанию, сумму всех неприятных, отталкивающих, невыносимых качеств. Это всё то, чем мы так не хотели бы являться, чего боимся и стыдимся.
Однако он отмечал:
«Тень содержит не только дьявольское, но и жизненное, спонтанное, творческое».
Тень — если перестать её демонизировать, перестаёт быть априорным злом, а становится источником витальности, той самой энергии, которую мы называем либидо в юнгианском смысле: стремление жить, действовать, чувствовать, любить, узнавать, создавать, покорять.
Понятие Золотой Тени
В современной аналитической психологии появился термин, не принадлежащий Юнгу, но выросший из его идей — Золотая Тень. Это наши вытесненные дары, таланты, благородство, добродетели — всё то, чего человек считает себя недостойным, для чего мнит себя недостаточно хорошим, умным, сильным и т.д.
Причины банальны и трагичны одновременно:
— Чувство неполноценности: «Это слишком для меня».
— Страх ответственности: «Если я проявлю силу, придётся отвечать».
— Родительские установки: «Не хвастайся», «Не высовывайся».
— Проекция: мы восхищаемся другими, потому что не решаемся признать, что восхищаемся собой.
Перепуганное, дрессированное Эго не различает на самом деле вред и благо — ему главное: «страшно – безопасно», где под «безопасно» подразумевается «привычно».
Если мы не позволяем себе быть чудовищем, мы не позволяем себе быть и Героем, его одолевшим.
Свет — не менее страшен, чем тьма
Большинство людей боятся не своих демонов, а своей мощи.
Свет пугает не меньше, чем тьма, потому что он требует зрелости, ясности и ответственности. Проще выбрать жизнь в полумраке — в психологически комфортной серости, где не видно ни грязи, ни золота.
Золотая Тень связана с нашим высшим призванием, с отвагой пойти по пути Самости. Но игнорировать Свет не менее опасно и вредно, чем отрицать тёмные стороны души. Люди часто, ох, как часто (!) предпочитают оставаться в привычном недовольстве жизнью или даже болеть — только бы не извлекать своё «золото» на свет.
Хотя невроз, депрессия, сильное потрясение часто оказываются необходимы, чтобы увидеть, что подлинная часть нашей сущности подавлена или просто не находит себе применения.
Зависть – один из инструментов Самости
Самым надёжным индикатором Золотой Тени служит зрелая зависть. Да-да, зависть, которую нас учили считать ужасным позором.
А между тем, зависть — это не моральный дефект, а компас. Если я завидую — значит, моя душа узнала своё. Она увидела снаружи то, что давно спит внутри.
Зависть показывает направление роста, если только мы способны выдержать её давление и не придавливать её злостью, виной и стыдом.
Природа/ Боги не создали и не вложили в нас ничего лишнего. Если зависть встроена в человека, значит, у неё есть некая полезная функция.
И функция эта — показать дефицит там, где возможен рост. Ведь дефицит не возникает в пустом месте. Он появляется только там, где есть потенциал для восполнения.
Зависть — это тень таланта, брошенная на стену соседнего дома.
Зависть в мифе
Боги, в отличие от людей, завидовать не стеснялись.
Один завидовал мудрости Мимира, Прометей — Зевсовому огню (ясности и способности созидать), Локи — красоте Бальдра, даже Сварог ревновал своих сыновей к их творчеству.
Но божественная зависть не разрушала, а творила. Она становилась движением: к новому миру, к новому знанию, к новому огню.
Запрет превращает энергию в яд.
А проживание — в алхимию.
Как работать с Золотой Тенью
Интеграция Золотой Тени — это не «разреши себе сиять» из попсовой психологии.
Это серьёзная внутренняя работа: снятие табу с собственной силы.
- Осознай.
- Заметь, кто вызывает у тебя восхищение и тихую боль сравнения.
- Какие качества этих людей тебе особенно невыносимы — их смелость, красота, ум, глубина?
- Извлеки проекцию.
- Спроси себя: «А есть ли хоть искра этого во мне?»
- Завидуем мы только тому, что потенциально может стать нашим.
- Присвой.
- Прими ответственность за собственный свет.
- Не за грехи — за величие.
- Быть талантливым, умным, сильным — значит нести факел, а не прятать его.
Из личного опыта
Я тоже умею завидовать. С юности завидовала тем, кто умеет соединять мысль, миф и слово: Юнгу, Эстес, Холлису, фон Франц и т.д. Именно эта зависть заставила меня однажды открыть ноутбук и начать писать. Не потому что я хуже, а потому что я тоже могу. Зависть показала путь, сработала, как дорожный указатель на перекрёстке души.
Я не способна завидовать супермоделям или олигархам: в моей природе нет таких энергий. Но, когда я читаю текст, от которого замирает сердце — я завидую.
В моем случае это значит: «я в восхищении, и я тоже хочу творить».
А ещё это значит: я жива, и мне есть что дать этому миру, а у мира есть, что он может и хочет подарить мне.
Вместо вывода
Золотая Тень — это орган души, спящий под слоем нравственности и страха.
Чтобы добраться до него, нужно перестать каяться в собственной зависти, не бояться её проживать, не стыдиться её присутствия.
Зависть — это алхимический реагент, превращающий свинец сравнения в золото самопознания.
Она не требует исповеди — она требует осознания.
Так что, если зависть сегодня легонько цапнула вас за сердце — не спешите ругать себя. Это ваша Самость шепнула вам, что пора воплощать свои таланты и сиять миру.
Подписывайтесь на канал, мы будем вместе разбирать, где в человеке живёт свет, где тень, и что именно из них зовёт вас домой.
Александра Сергеева.