Здравствуйте, уважаемые читатели канала «Назад в СССР»! ✨
Погрузимся вместе в тёплую, ностальгическую атмосферу, которую дарят нам бессмертные киноленты, снятые в Советском Союзе. Эти картины являются не просто достоянием отечественного кинематографа, а подлинной сокровищницей народной мудрости, юмора и блистательных диалогов. Прошли десятилетия, а интерес к этим фильмам не только не угасает, но и передаётся следующим поколениям. Они стали настоящим культурным кодом, объединяющим людей, чьё детство и юность пришлись на ту эпоху, и тех, кто открывает для себя это наследие сегодня.
Что же делает эти фильмы такими живучими? Конечно, гениальная режиссура, талант актёров и душевность сюжетов. Но есть ещё один феномен — удивительные фразы, которые, прозвучав с экрана, буквально ушли в народ, став неотъемлемой частью нашего языка. Мы используем их в повседневной речи, порой даже не задумываясь об источнике.
Интереснейший факт заключается в том, что многие из этих крылатых выражений изначально даже не были прописаны в сценарии. 🎭 Они рождались прямо на съёмочной площадке — благодаря актёрской импровизации, остроумию режиссёра или в процессе поиска нужной интонации.
Считаете себя настоящим ценителем и знатоком советского кинематографа? Уверены, что с лёгкостью отличите цитату из «Джентльменов удачи» от фразы из «Служебного романа»? Сможете ли вы по одной лишь фразе безошибочно определить, из какого она фильма? Сейчас самое время это выяснить! Вспоминайте любимые сцены, актёрские голоса и сюжеты. Желаем вам удачи и море приятных воспоминаний!
Галина Волчек: Неукротимая императрица «Современника»
Её по праву величали императрицей легендарного «Современника». Под её мудрым и требовательным руководством этот театр не просто процветал, на протяжении почти пяти десятилетий оставался одним из флагманов отечественной сцены. Творческое наследие Галины Борисовны впечатляет: более двадцати запоминающихся театральных образов, три десятка киноролей и около пятидесяти спектаклей, поставленных в качестве главного режиссера и художественного руководителя. Разве могла мечтать о такой судьбе маленькая девочка Галя, не считавшая себя красавицей? Разумеется, нет.
Масштаб её дарования ещё долго будут исследовать театральные критики и биографы, открывая новые грани в каждой её работе. Коллеги и друзья неизменно поражались многогранности этой великой актрисы и режиссёра. Актёры порой проливали слёзы из-за её требовательности, но это нисколько не умаляло их искренней преданности и глубокой любви к этой удивительной женщине. Прежде всего, она оставалась живым человеком, со своими пристрастиями, симпатиями и человеческими слабостями.
Становление мастера
Галина Волчек появилась на свет в Москве 19 декабря 1933 года. Её отец, Борис Израилевич Волчек, — знаменитый кинооператор и режиссёр, лауреат трёх Сталинских премий, создавший визуальный ряд таких картин, как «Пышка», «Ленин в Октябре» и «Убийство на улице Данте». Мать, Вера Исааковна Маймина, работала сценаристом. Когда Галине исполнилось тринадцать, брак родителей распался, и ей пришлось сделать непростой выбор.
«Я выбрала папу, человека невероятно мягкого и доброго, — делилась воспоминаниями в интервью Галина Борисовна. — Я его безумно любила. Кстати, все наши лучшие операторы были его учениками. Безусловно, я не могу уделять столько внимания свету и цвету, как отец, но его влияние на меня было огромным».
«Я правда хотела стать артисткой, — признавалась Волчек, — но воспринимала эту мечту как нечто недостижимое, никогда не помышляя ни о звёздности, ни о славе. Всё это было для меня бесконечно далёким».
Однако мечта оказалась сильнее всех сомнений. В четырнадцать лет она сама пришла в Школу-студию МХАТ, чтобы узнать о подготовительных курсах. Услышав, что девочка учится лишь в седьмом классе, ей с улыбкой посоветовали для начала получить школьный аттестат. Восприняв совет буквально, Галина экстерном освоила программу трёх лет за один и ровно через год вновь переступила порог Школы-студии.
То, что ей удалось поступить на курс Александра Карева, казалось чудом. В отличие от многих абитуриентов, она не занималась с репетиторами, не участвовала в самодеятельности и не посещала театральных кружков. К тому же, по её собственному признанию, она считала себя некрасивой, несколько полноватой и глубоко закомплексованной. Положение усугублялось и материальной стороной: пока сверстницы щеголяли в модных нарядах, у Галины было единственное выходное платье, да и то с большой натяжкой.
Отец, постоянно занятый в командировках, однажды решил проблему дочки оригинальным способом. Из остатков тёмно-синего драпа, из которого ему шили костюм, заказали и Галине пиджак. Однако портной, работавший в мужском стиле, скроил его с непомерно широкими плечами, лацканами и двумя рядами пуговиц. «Что поделаешь! — размышляла девочка. — Ведь не зря говорят, что все Галины — папины дочки». И она не посмела обижаться на отца, которого боготворила.
Рождение легенды «Современника»
Окончив в 1955 году Школу-студию МХАТ, Галина вместе с другими выпускниками — Лилией Толмачевой, Евгением Евстигнеевым, Игорем Квашой и Олегом Табаковым — под началом Олега Ефремова основала Студию молодых актёров. Вскоре она превратилась в знаменитый театр «Современник».
В кинематограф Волчек пришла в 1957 году, дебютировав в роли Мариторнес в ленте Григория Козинцева «Дон Кихот». Впоследствии зрители увидели её в таких картинах, как «Берегись автомобиля» (1966), «Король Лир» (1970), «Осенний марафон» (1979), «Уникум» (1983) и других.
Режиссёрский талант раскрылся в постановке спектакля «Двое на качелях» по пьесе Уильяма Гибсона (1962). Эта работа не сходила со сцены «Современника» более тридцати лет.
В 1978 году Волчек получила приглашение в США, где с американской труппой поставила пьесу Михаила Рощина «Эшелон». Это был беспрецедентный случай для советского режиссёра. Впоследствии она много работала в театрах Германии, Финляндии, Ирландии, Венгрии, Польши и других стран, а также делилась опытом, читая лекции в Нью-Йоркском университете.
В 1972 году Галина Борисовна возглавила «Современник» в качестве главного режиссёра, а в 1989 году стала его художественным руководителем.
Внутренняя борьба и сила духа
Будучи по натуре фантазёркой, она находила нестандартные выходы из ситуаций. Не имея возможности выделиться одеждой, она изобрела собственный способ — уникальный аромат. Купив за четыре рубля простой флакон духов, Галина экспериментировала: добавляла табак из сигарет «Золотое руно», сок лимонной цедры и даже немного нафталина. Результат получался своеобразным, зато эксклюзивным — такого запаха не было ни у кого.
Однажды в молодости она захотела изменить фамилию с Волчек на Волчок. Журналисты поинтересовались, связан ли этот выбор с образом юлы, что вечно крутится, или с волчонком, способным укусить. «Ни то, ни другое! — ответила актриса. — Волчок крутится не сам, его кто-то закручивает, а я не могу допустить, чтобы мной вертели. А волчок — маленький волк — тоже не про меня. Сделать кому-то больно — это не в моих правилах».
Её считали железной леди, но за этой внешней силой скрывалась ранимая душа. За все годы руководства театром Галина Волчек не уволила ни одного человека. Она понимала необходимость обновления труппы, видела недостатки в игре некоторых артистов, но не могла произнести: «Уходи!». В этом проявлялась не слабость, а её особая, человеческая сила.
Личная жизнь и приоритеты
Галина Волчек была замужем дважды. Её первым супругом стал выдающийся актёр Евгений Евстигнеев. В 1961 году у них родился сын Денис, впоследствии известный кинорежиссёр. Вторым мужем был профессор Марк Абелев.
Хотя говорили, что главной в её жизни был театр, близкие знали: на первом месте всегда оставался сын Денис. Её любовь была лишена слепой материнской жалости; она всегда была с ним честна и справедлива. Вообще, она обожала детей. Малышей, рождённых в семьях артистов «Современника», она считала почти внуками, просила присылать их фотографии и видео, подолгу их разглядывая. Актёры иногда пользовались этой слабостью худрука: чтобы отпроситься на съёмки, приходили на разговор с детьми, и она, умиляясь, обычно соглашалась.
Поздние годы и прощание
В 2015 году Галина Волчек ненадолго вернулась в кино, сыграв саму себя в телесериале «Таинственная страсть» по роману Василия Аксёнова.
Последние годы жизни омрачились тяжёлой болезнью. Из-за проблем с позвоночником она практически потеряла возможность передвигаться. 23 декабря 2019 года её госпитализировали, а спустя три дня сердце великой актрисы и режиссёра остановилось. Прощание с ней прошло в стенах её родного «Современника». Галина Волчек обрела вечный покой на Новодевичьем кладбище в Москве, оставив после себя не просто театр, а целую эпоху, верной хранительницей которой она была до самого конца.
Новые тесты на канале «Назад в СССР»:
Правила теста:
Вам предстоит окунуться в увлекательное путешествие по миру советского кинематографа и ответить на 15 вопросов. В каждом вопросе вас ждёт знакомая, ставшая крылатой, фраза из популярного советского фильма. Ваша задача — внимательно прочитать цитату и из трёх предложенных вариантов ответов выбрать единственно верный, а именно — название кинокартины, в которой эта фраза прозвучала. Постарайтесь не просто угадать, а вспомнить голос актёра и сцену, где были сказаны эти слова. 😉
Из какого советского фильма крылатая фраза? Тест
Спасибо, что дочитали до конца! Канал Назад в СССР в MAX