Здравствуйте дорогие читатели канала «Назад в СССР»! 😊 Приготовьтесь к увлекательному и аппетитному путешествию в мир, где кинолента пахнет щами и котлетами, а каждый кадр с обедом — это целая история. Мы приглашаем вас пройти наш уникальный тест, который пробудит в вас ностальгию и здоровый аппетит.
В советском кинематографе еда никогда не была просто фоном или реквизитом. Она становилась полноценным участником действия, немым актером, который мог рассказать о социальном статусе героя, о его переживаниях или о духе времени. Эти кадры врезались в память не меньше, чем знаменитые монологи и диалоги. Мы мысленно садились за стол вместе с героями, пробовали вместе с ними заливную рыбу, иногда слегка морщась, или с наслаждением представляли вкус томленой солянки.
Режиссеры того времени обладали удивительным талантом — они умели передавать через пищу целую гамму чувств и атмосферу эпохи. Продукты и блюда на экране казались настолько реальными, что зрителям почти физически ощущался запах жареного лука или свежеиспеченного хлеба. Для многих из нас это не просто кино — это вкус детства, юности, целой ушедшей эпохи, наполненной своими особыми ароматами и вкусами.
Сможете ли вы по одному лишь фрагменту, по одному взгляду на стол, за которым сидят герои, безошибочно назвать картину? Узнаете ли вы фильм по знаменитой сцене в студенческой столовой или по роскошному банкету в ресторане?
Тогда вперёд — вас ждёт двадцать вопросов, которые перенесут вас прямо за стол к героям вашего детства и юности! Приятного аппетита и удачи в прохождении!
Всеволод Сафонов: Сложная судьба советского актёра
Природа щедро одарила Всеволода Сафонова внешностью. Его выразительные черты лица — высокий лоб, густая шевелюра и проникновенный, будто насквозь видящий взгляд — неизменно привлекали внимание режиссёров. Эта яркая фактура стала его визитной карточкой в мире кинематографа.
Народный артист РСФСР, чья фильмография насчитывает множество картин, по-настоящему раскрылся для широкой аудитории в 1958 году. Звездный час наступил после выхода на экраны детективной ленты Николая Досталя «Дело „пёстрых“», где Сафонов блестяще воплотил на экране образ следователя МУРа Сергея Коршунова.
Новый виток популярности ожидал актёра в 1970 году, когда зрители увидели его в культовой драме Андрея Смирнова «Белорусский вокзал». В этой глубокой и пронзительной картине Сафонову досталась роль Алексея Константиновича Кирюшина — журналиста, а в прошлом военного минера-подрывника.
Обладатель утончённой, аристократичной внешности, он вошёл в профессию стремительно и уверенно. Его творческая одержимость и полная самоотдача делу не знали границ — актёр без раздумий отправлялся на съёмки в самые отдалённые регионы страны и за рубеж. На экране он часто воплощал образы тех героев, на которых хотел походить в детстве. Даже обретя широкую известность, Всеволод Дмитриевич сохранил редкие душевные качества: неизменную тактичность, деликатность и уважительное отношение к коллегам по цеху.
Жизненный путь этого выдающегося артиста трагически оборвался в 1992 году. Сегодняшнему зрителю он зачастую более знаком как отец талантливой актрисы Елены Сафоновой. Несмотря на то, что в его творческом багаже более ста кинематографических работ, по-настоящему звёздных главных ролей среди них было немного, и «Белорусский вокзал» остаётся ярчайшим исключением. Судьба могла бы распорядиться иначе, и Всеволод Сафонов ушёл бы из жизни на два десятилетия раньше, если бы не судьбоносная встреча с актрисой Эльзой Леждей, прославившейся на весь Советский Союз в образе Зиночки Кибрит из телесериала «Следствие ведут ЗнаТоКи».
Всеволод Сафонов, коренной москвич, родился в 1926 году. Военное лихолетье определило его первые шаги – он стал студентом авиационного техникума. Юноша рвался на фронт, но медицинская комиссия не позволила ему отправиться защищать Родину с оружием в руках. Еще в юности его тяга к искусству находила выход в кружке художественной самодеятельности. Именно друзья из этого кружка, почти что шутки ради, предложили ему вместе попробовать силы в Щукинском училище. Сам Всеволод не питал особых надежд, но судьба распорядилась иначе: он с блеском прошел отбор и был зачислен с первой же попытки.
С 1949 года Сафонов начал выходить на театральные подмостки, а год спустя состоялся его скромный кинодебют. Когда актеру исполнилось тридцать, в его жизни произошло два знаменательных события: он впервые получил главную роль в картине «Солдаты» и стал отцом. Его супруга, режиссер «Мосфильма» Валерия Рублева, подарила ему дочь Елену. Будущая актриса росла в уникальной творческой атмосфере, что и предопределило ее призвание.
«Мама у меня была очень строгая, а папа – невероятно мягким человеком. Я никогда не слышала, чтобы он повышал голос… Мое детство прошло среди актеров, в бесконечных киноэкспедициях, куда меня брал отец. Бывало, засыпала прямо на кофрах с пленкой, помогала осветителям и звукорежиссерам. Эти воспоминания – бесценны. Влияние отца было решающим, я даже не выбирала профессию – для меня все было очевидно с самого начала», – вспоминала Елена Сафонова.
Несмотря на успешный старт в кинематографе и регулярное получение главных ролей в 1950-60-е годы, по-настоящему ярких работ в его фильмографии было мало. К концу 1960-х поток предложений иссяк, а вместе с ним ушли и главные роли. Актер крайне тяжело переживал творческую нереализованность и начал искать утешение в алкоголе. Эта пагубная привычка привела к распаду его первого брака. В те горькие дни Сафонов с горечью признавался: «Единственная подруга, которая меня не предала, – это бутылка».
В тот момент, когда казалось, что крах постиг и его карьеру, и личную жизнь, судьба преподнесла Всеволоду Сафонову бесценный дар. Звездный час актера настал в 44 года, когда он блестяще исполнил роль журналиста Алексея Кирюшина, бывшего минера-подрывника, в картине «Белорусский вокзал». Эту глубокую драму Андрея Смирнова, в которой нет ни одной батальной сцены, по праву называют одним из величайших фильмов о войне. История о встрече фронтовых друзей спустя четверть века после Победы тронула сердца миллионов. В картине был собран мощнейший актерский ансамбль: Евгений Леонов, Анатолий Папанов, Алексей Глазырин, Нина Ургант. Но именно Сафонова критики часто называли стержнем ленты – его герой, немногословный наблюдатель, способен был одним лишь взглядом передать целую гамму сокровенных чувств.
Спустя год после триумфа «Белорусского вокзала» в жизни актера произошла новая судьбоносная встреча. Он вновь увидел Эльзу Леждей, прославившуюся ролью майора милиции Зиночки Кибрит. Их первое, мимолетное знакомство состоялось еще в 1957 году на съемках фильма «Шторм». Но лишь пятнадцать лет спустя, вновь оказавшись на одной съемочной площадке, они осознали, что их встреча – не просто случайность.
Их отношения зародились в самый тяжелый для Сафонова период. Погруженный в тоску из-за развода и редких встреч с повзрослевшей дочерью, он продолжал пьянствовать. Эльза стала для него спасительным ангелом. Мудрая женщина поставила ему единственное, но жесткое условие: она согласится стать его женой только в том случае, если он навсегда завяжет с алкоголем. Ради нее Сафонов нашел в себе силы совершить, казалось бы, невозможное. Позже он с благодарностью говорил: «Эльза вернула меня к жизни. Без нее я бы уже никогда не поверил в себя и не смог вернуться в профессию». Близкие друзья семьи были уверены: вторая жена подарила Сафонову два дополнительных десятилетия. Их брак стал воплощением гармонии и взаимной нежности. Хотя у пары не было общих детей, именно в этом союзе актер обрел долгожданный душевный покой и настоящее домашнее счастье.
Природная интеллигентность, сдержанность, врожденное чувство достоинства и некоторая отстраненность – эти качества были неотъемлемой частью характера Всеволода Сафонова. Всё это в полной мере унаследовала его дочь, Елена. В ее творческой манере и внешнем облике угадывается отцовский след: тот же пронзительный, говорящий взгляд, аристократическая осанка и внешняя сдержанность, за которой скрывается целая буря эмоций.
Несомненно, отец гордился бы ее звездными ролями, однако ему довелось увидеть лишь начало ее головокружительного взлета после выхода на экраны «Зимней вишни». Елена не раз признавалась, что всю свою жизнь искала рядом человека, похожего на отца – столь же доброго, понимающего с полуслова и надежного, кому можно доверить самые сокровенные тайны.
В начале 1990-х годов у Всеволода Сафонова диагностировали онкологическое заболевание. Эльза Леждей на протяжении двух лет боролась за его жизнь, отказываясь верить в худшее. Но, к сожалению, болезнь оказалась сильнее. Актера не стало 6 июля 1992 года. Ему было всего 66 лет.
Его супруга пережила мужа на девять лет, но эти годы для нее были не жизнью, а медленным угасанием. Она практически замкнулась в себе, оборвала связи с друзьями и избегала любого публичного внимания, в конечном итоге сама сражаясь с тем же недугом, что забрал ее любимого человека. Уход Всеволода стал для нее ударом, с которым ее сердце так и не смогло смириться.
Новые тесты на канале «Назад в СССР»:
Правила теста
Вам предстоит ответить на 20 вопросов, в каждом из которых вы увидите кадр из советского фильма, запечатлевший сцену в столовой, кафе или ресторане. Ваша задача — внимательно рассмотреть изображение, вспомнить культовую киноленту и выбрать верный вариант названия из нескольких предложенных. Желаем удачи в этом гастрономическом кинопутешествии!
Советский общепит в кино. Тест по кадрам