Автор Илья Болгарин - журналист "Оборонки" (Украина)
Вся Украина знает, что такое HIMARS. Эта американская реактивная система является одним из ключевых средств поражения целей в оперативно-тактической глубине (30-120 км). Ею поражают логистические маршруты, склады, штабы, ПВО, РЭБ и т.д.
Однако и у этих систем есть свои слабые места. Россияне начали глушить ракеты РЭБом, лучше прятать собственные позиции и размещать их как можно дальше от фронта. В конце концов, сами ракеты находятся в постоянном дефиците, ведь их поставщиком являются США.
Это заставляет Украину искать альтернативные способы поражения, чтобы доставать так же далеко и точно.
Так оружейники начали работать над "мидлстрайками" – дронами, которыми можно управлять на расстоянии в десятки или даже сотни километров и которые способны нести разные типы боевой части весом до 100 кг.
Массовое появление таких дронов позволит хотя бы частично повторить "эффект HIMARS" и доставать российские штабы, логистику и военную технику еще дальше. Это бы заставило россиян оттянуться на более длинное расстояние и снизило наступательное давление на фронте.
Мидлстрайки в Силах обороны до сих пор в дефиците, хотя украинцы уже научились их производить. "Оборонка" рассказывает, как появился новый тип дронов и как его применяют.
Мидлстрайк на фронте
Толчком к появлению мидлстрайков стало общее развитие дроновой индустрии в Украине. В самом названии зашифровано, что этот тип беспилотников является чем-то средним между летящим на сравнительно короткую дистанцию FPV-дроном и "дипстрайком", который поражает стратегические объекты за сотни километров.
Ключевым отличием мидлстрайков от дипстрайков является наличие у первых связи, в то время как второй наводится на цель только по GPS. Это позволяет мидлстрайкам поддерживать связь с оператором, визуально наводиться на цель и подтверждать поражение.
И хотя дроны средней дальности работают на значительно меньшей глубине, чем дипстрайки FP-1 и "Лютый", они сложнее технологически. Чтобы работать в жестких фронтовых условиях, мидлстрайки должны иметь модули донаведения на цель, дополнительные типы связи и навигационные системы.
Именно создание связи, способной работать на дальности более 30+, стало одним из главных вызовов для украинских разработчиков.
Приоритетными целями для мидлстрайков являются штабы, логистические узлы, средства РЭБ/РЭР и ПВО, расположенные в десятках километров от линии фронта.
"В зоне поражения противник уже хорошо маскируется и распределяется. Мидлстрайк позволяет поражать цели там, где противник этого не ожидает и компактно размещается", - рассказал "Оборонцы" представитель одного из крупных украинских производителей дронов, пожелавший остаться анонимным.
Впервые сообщения о мидлстрайках появились в 2023 году. Основными операторами были ГУР, ССО и СБУ. Но тогда речь еще не шла о массовом использовании.
Перед применением дронов проводят тщательную разведку: после подтверждения местонахождения цели ее координаты передаются операторам для поражения.
По пути к цели обычно развернуты эшелоны РЭБ и ПВО, а недавно к ним добавились дроны-перехватчики.
Это заставляет операторов дронов летать ниже, что повышает риск потери связи с дроном. Поэтому эти системы часто запускают в паре с дроном-разведчиком (обычно Shark или "Аист"), который ретранслирует сигнал и может выполнять доразведку цели.
Отсутствие развития этих средств в 2024 году связывают с разными причинами: от отсутствия качественных дронов на рынке до незаинтересованности со стороны Генштаба .
Так собеседник "Оборонки" из Сил обороны, причастный к развитию этого направления, отметил, что полноценно над мидлстрайками начали работать только с осени 2024 года. До этого государство отнюдь не обращало внимание на разработку или закупку таких средств.
Более или менее регулярно эти средства начали использовать только ближе к 2025 году (по словам тогдашнего командующего Сил беспилотных систем, за апрель-май было использовано более 400 дронов).
Сейчас, по словам опрошенных "Оборонкой" военных и аналитиков, ситуация значительно лучше. Офицер 14-го отдельного полка БпАК СБС с позывным Фалько рассказал "Оборонке", что мидлстрайки уже стали отдельным классом БПЛА в силах обороны. В Brave1 также говорят о высоком спросе на дроны этого типа.
Хотя точные подсчеты применения мидлстрайков есть только в Генштабе, OSINT-аналитики и военные отмечают, что такие дроны используются регулярно.
Опрошенные "Оборонкой" специалисты так и не сошлись в едином мнении, каким именно должна быть дальность и вес боевой части у дрона, чтобы называть его "мидлстрайком". Поэтому исходим из того, что в Украине есть разные "мидлстрайки" под разные задачи. Соответственно, разнятся и их характеристики.
Да, удары дронами "Рубака"/"Хаки" стали регулярными на Крымском полуострове и Донбассе. Они способны летать на расстояние до 200 км и нести боевые части весом несколько килограммов. Ими подразделение ГУР "Призраки" поражает РЛС, ПВО и даже вертолеты и самолеты .
Украинские дроны Булава и RAM-2X используют на дистанциях до 100 км. Они оборудованы системами донаведения и обладают высокой управляемостью. Оснащены сравнительно небольшой боевой частью (до 5 килограммов). Их используют для уничтожения ПВО и РЛС.
Также к ударам на оперативную глубину начали привлекать дроны, которые раньше летали на тысячи километров. "Сейчас идет некоторая конверсия дистрайка в мидлстрайк. Добавляются системы связи, автоматическое донаведение, уменьшаются топливные баки, увеличивается боевая часть (БЧ)", – сказал один из украинских производителей.
Примером такой конверсии стал дрон FP-2, который был переработан из более дальнобойного FP-1. Теперь он летит не 1000 км, а 200 км, однако способен переносить БЧ до 100 кг. Их используют для уничтожения больших или хорошо укрепленных целей.
Но не только FP-2 засветились в сегменте мидлстрайков. По словам автора телеграмм-канала "Потужний Інформатор", анализирующего применение дронов на фронте, можно найти остатки огромного количества различных дронов, которые использовались для ударов в тыл россиян.
В частности, пропеллерные UJ-26 "Бобер", реактивные Skyline-300 и ракеты-дроны "Пекло" и "Барс" (БЧ до 100 кг, дальность полёта до 800 км).
Кроме отечественных разработок применяют и зарубежные. Например, Phoenix Ghost (семейство БПЛА в которые входят Dominator, Disruptor, Atlas и Dagger), Outlaw G2, о которых почти ничего не известно.
В противовес украинским мидлстрайкам, россияне также наращивают свои возможности в этой области.
Создание их мидлстрайк-дрона началось еще в 2019 году. В это время был разработан "Ланцет", который может лететь на расстояние до 100 км и имеет боевую часть около 3 кг. С 2019 года эти дроны получили улучшенную связь, а также различные виды БЧ.
С тех пор россияне создали еще несколько дронов этого класса, в том числе "Италмас", "КУБ-2", "Изделие-53". А в 2025 году они начали использовать дальнобойные "шахеды" серии "Ъ", оснащенные камерами и радиоуправлением.
"Вот эти новые шахеды серии "Ъ" – главный мидлстрайк РФ, и они усиливают эту компоненту очень сильно. Одни удары по железной дороге чего стоят", – говорит "Оборонке" автор телеграмм-канала "Потужний Інформатор".
Для увеличения эффективности ударов они сопровождают свои дроны разведчиками "Суперкам", "Орлан-10", Zala.
В общем, подход россиян к созданию и использованию мидлстрайк-дронов характеризуется как "дешево и много", и эта стратегия показывает свою результативность.
"У них есть системный подход", – говорит Игорь Луценко, военнослужащий и аэроразведчик, в комментарии Радио Свобода . "Если какое-то средство хорошее, то россияне его масштабируют тысячами и постоянно пытаются улучшать".
В отличие от россиян, украинские производители и военные ориентируются на более технологичные решения – все для того, чтобы на уничтожение цели уходил не десяток дронов, а лишь несколько. Это, в частности, связано с нехваткой ресурсов.
Потребность в масштабировании
Пока украинские производители не способны покрыть весь спрос, который существует у военных в отношении мидлстрайков.
Для того чтобы военные могли получить больше мидлстрайк-дронов, Brave1 определил развитие ударных БПЛА массового применения одним из приоритетов новой грантовой программы. Основная цель – частичная замена РСЗО, в том числе HIMARS.
Перед разработчиками стоит задача создать эффективный БПЛА, пригодный для массового производства, поэтому ключевыми критериями являются стоимость и возможности серийного выпуска.
Но способность масштабировать не только зависит от количества производителей, которых, по словам Фалько, хватает на рынке под каждую потребность. Она зависит и от государственного заказа.
"Здесь, как и во многих других областях, больше применяет тот, у кого есть деньги. Хорошо это или плохо - сказать трудно, но распределение между структурами часто отсутствует", - говорит Вадим Глушко, основатель OSINT-сообщества "Кибермука".
Вопрос отсутствия государственных закупок мидлстрайк-дронов уже поднимался среди военных. В частности, военнослужащий батальона беспилотных систем 59-й ОШБр Александр Карпюк (также известный как Серж Марко), в материале Радио Свобода, говорил, что государство не закупало такие дроны.
Deviro, производитель разведывательно-ударного комплекса "Булава", была одной из компаний, столкнувшихся с проблемами закупок в начале 2025 года.
"Предыдущие государственные контракты заканчивались, а новых не было. Был момент, когда мы изготовили определенную партию "Булавы" на склад, ведь военные нас уверяли, что деньги будут", – сообщили в пресс-службе.
Тогда Deviro решила бесплатно передать произведенные дроны профильным подразделениям для обучения экипажей и приобретения навыков управления комплексом.
В результате государственного контракта на "Булаву" компания так и не получила, однако появилось финансирование от стран-партнеров.
Еще одним вызовом перед производителями стало создание стандартизированной боевой части для мидлстрайков. "Создать эффективный боеприпас весом в 40–50 кг – это уже не просто напихать в трубу взрывчатку, это нуждается в научном подходе", – сказал один из украинских производителей дронов.
Как сообщили "Оборонке" в Brave1, для решения этого вопроса два года назад инициировали производство стандартизированных БЧ. С этого времени появилось около 50 производителей боеприпасов для БПЛА и более 250 кодифицированных типов.
Но, несмотря на такое количество производителей, ситуация с боевыми частями остается неоднородной: среди остатков сбитых мидлстрайков часто встречаются советские боеприпасы , адаптированные для применения в БПЛА.
Опрошенные "Оборонкой" военные по-разному отзываются о ситуации с боеприпасами для дронов, так что ситуация неоднородна.
Просто же засунуть большой боеприпас в дрон тоже не получится – должен быть баланс между боевой частью дрона и его ценой. Увеличение полезной нагрузки напрямую влияет на стоимость дрона из-за необходимости установления более мощного двигателя и другой конструкции планера.
Кроме проблем с производством никуда не исчезают и угрозы на фронте. Сейчас главной угрозой для мидлстрайков является российский РЭБ и дроны-перехватчики. По словам Фалько, сейчас над этим трудятся как на уровне тактики, так и на уровне технологий.
Например, против дронов-перехватчиков одной из наиболее очевидных является тактика полетов на сверхнизкой высоте, скрываясь от дронов и РЛС. Однако это требует более лучших систем связи.
А на техническом уровне проблема решается установкой защитных CRPA-антенн, обеспечивающих стабильность связи, а также использованием вспомогательного оборудования.
"Производители будут вынуждены вносить изменения, иначе их никто не будет покупать", – сказал командир роты ударных БпАК разведбата 13-й бригады НГУ "Хартия" с позывным Рисак.
Украинские мидлстрайки уже прошли определенный путь развития. Если первые изделия отличались дешевыми комплектующими (связь, камера, GPS) и материалами, из-за чего на уничтожение одной цели уходило большее количество дронов, то следующие версии имеют лучшие комплектующие, различные виды связи и управления. Это позволяет летать дальше и поражать точнее.
Амбициозная цель
Развитие мидлстрайков тесно связано с Силами беспилотных систем. По словам нового командующего Мадяра, перед СБС стоит задача перекрыть полосу фронта на трех уровнях – тактическом, оперативном и стратегическом. Для этого планируется увеличить количество экипажей и дронов на фронте.
Цель – расширить так называемую "килзону" – территорию, на которой передвижение пехоты или техники чревато уничтожением. Килзона не однородна: в зависимости от способностей подразделений ее глубина может составлять примерно 5-15 км в каждую сторону.
За ее пределами простирается "серая зона" – территория, где передвижение не гарантирует мгновенного поражения, но несет значительную угрозу. Именно в этом пространстве могут действовать мидлстрайки.
Включение мидлстрайков в килзону пока выглядит как радикально амбициозная цель, считают в Brave1. Мидлстрайк остается "хирургическим" инструментом для поражения дорогостоящих и приоритетных целей противника.
Но одних дронов недостаточно для достижения эффекта.
Нужна совокупность различных средств и производство десятков тысяч милдстрайков в месяц. Теперь перед военными и производителями стоит задача создать систему, которая позволит проводить массированные и системные удары, поддерживая давление на противника.
Сколько времени на это понадобится – неизвестно, но, по словам Фалько, мидлстрайки уже стали частью системного процесса наряду с разведывательными дронами, перехватчиками и средствами РЭР/РЭБ.
"Если мы сможем делать хотя бы 1000 бортов в месяц и у нас будет условно 10 экипажей, которые системно этим будут пользоваться – это может значительно ослабить всю логистику противника", – подытожил упомянутый собеседник по Силам обороны.
Источник: 31.10.2025 https://oboronka.mezha.ua/shcho-take-droni-midlstrayk-i-yak-ukrajina-rozgortaye-jih-virobnictvo-305981/