Найти в Дзене

Ростовская финифть на Валааме: художники и заказы

Ростовская финифть на Валааме: художники и заказы

В середине XIX века Спасо-Преображенский Валаамский монастырь стал не только духовным, но и художественным центром, активно сотрудничавшим с лучшими мастерами ростовской финифти. Как показывает статья Е.В. Давыдовой «Ростовские художники-эмальеры XIX — начала ХХ века и Спасо-Преображенский Валаамский монастырь» (публ.: История и культура Ростовской земли. 2009. Ростов, 2010) игумен Дамаскин (настоятель обители в 1839–1880 гг.) целенаправленно привлекал ростовских финифтянщиков для создания высококачественных икон и паломнической продукции, стремясь поднять престиж монастыря.

Особое внимание исследовательница уделяет трём ключевым фигурам:

Якову Ивановичу Рыкунину,

Михаилу Сидоровичу Шишкину,

Александру Корнатовичу Одувалову.

В 1855 году Рыкунин прибыл на Валаам и основал там иконописную мастерскую по финифти, обучив послушника Ивана Сиротина. Именно он создал знаменитую эмалевую икону «Явление Троицы преподобному Александру Свирскому» — редкий подписной образ с указанием места и даты исполнения. Через два года в монастыре работал Шишкин, написавший за полтора месяца несколько образов святых Валаама, а в 1866 году Одувалов выполнил уникальный цикл из 25 эмалевых миниатюр с видами острова, основанных на литографиях П.И. Балашова.

Помимо индивидуальных заказов Валаам регулярно закупал сотни мелких образков у ростовских мастеров — от Алексея Малоземова до Александры Налобиной и Петра Кузнецова. Эти изделия, часто с изображениями преподобных Сергия и Германа Валаамских, продавались паломникам или дарились благотворителям. Архивные письма игумена Дамаскина содержат даже художественные правки: например, он просил «убавить седину» у Сергия и «сделать Германа поседее», а одежды святых требовал исключительно чёрными.

Среди сохранившихся в собрании Ново-Валаамского монастыря (Финляндия) произведений — не только пейзажи и иконы, но и редкие комплексы, такие как Годовые Минеи (11 из 12 месяцев), а также крупноформатные эмали: «Воскресение Христово» и «Собор Киево-Печерских святых». Эти работы свидетельствуют о высоком уровне ростовского эмальерного искусства и его востребованности в крупнейших православных центрах Российской империи.

Таким образом, статья Е.В. Давыдовой раскрывает малоизвестные, но значимые культурные связи между провинциальным Ростовом и удалённым Валаамом, показывая, как благодаря таланту ростовских мастеров и дальновидности игумена Дамаскина монастырь обрёл богатое художественное убранство, часть которого сегодня хранится за пределами России — в Финляндии.

На фото: 1-работа Якова Рыкунина в собрании ГРМ

2-икона Сергия и Германа Валаамских в собрании ГМЗРК.

-2