Найти в Дзене
Виталий Владимирович

Книги без хозяев. Как улицы становятся библиотеками

Я всегда останавливаюсь, когда вижу уличный книжный шкаф. В Германии их можно встретить во многих городах. Да и не только в Германии. Я их встречал в Австрии, Швейцарии, Италии. Они стоят на площадях и у парков, в общественных местах. Они бывают самыми разными. Старые телефонные будки, раскрашенные яркими красками, как миниатюрные маяки для прохожих, или ветхие шкафы, которым кто-то подарил вторую жизнь. И так далее. Каждая полка таит свои секреты. И никогда не угадаешь, какая книга схватит тебя за руку и уведёт в совсем неожиданный уголок этого крошечного, но невероятно увлекательного книжного мира. Сама идея мне очень нравится. Называется она буккроссинг. И существует уже очень давно. Книга здесь не товар, а подарок, который кто-то оставил неизвестно кому. Любой может открыть дверцу и найти что-то для себя. Люди не ждут, пока библиотека или книжный магазин решит, что им положено читать. Они сами создают маршруты для своих книг, превращая улицы, парки и кофейни в импровизированные кни

Я всегда останавливаюсь, когда вижу уличный книжный шкаф. В Германии их можно встретить во многих городах. Да и не только в Германии. Я их встречал в Австрии, Швейцарии, Италии. Они стоят на площадях и у парков, в общественных местах. Они бывают самыми разными. Старые телефонные будки, раскрашенные яркими красками, как миниатюрные маяки для прохожих, или ветхие шкафы, которым кто-то подарил вторую жизнь. И так далее. Каждая полка таит свои секреты. И никогда не угадаешь, какая книга схватит тебя за руку и уведёт в совсем неожиданный уголок этого крошечного, но невероятно увлекательного книжного мира.

Сама идея мне очень нравится. Называется она буккроссинг. И существует уже очень давно. Книга здесь не товар, а подарок, который кто-то оставил неизвестно кому. Любой может открыть дверцу и найти что-то для себя. Люди не ждут, пока библиотека или книжный магазин решит, что им положено читать. Они сами создают маршруты для своих книг, превращая улицы, парки и кофейни в импровизированные книжные станции. Каждая оставленная на полке книга несёт в себе историю - не только автора, но и всех, кто её возьмёт, прочтёт, передаст дальше. Люди оставляют тут классические романы, детективы, учебники по психологии, иногда собственные рукописи. Порой кажется, что эти шкафчики живут своей жизнью - они наблюдают, как книги путешествуют, как случайные читатели вступают в немой диалог с чужими мыслями.

Я люблю наблюдать людей у этих шкафов. Кто-то выбирает осторожно, будто боится потревожить страницы, кто-то хватает первую попавшуюся книгу, словно нашёл сокровище. А кто-то оставляет здесь свой томик с лёгкой улыбкой, делясь чем-то ценным с окружающими. И каждый раз, когда проходишь мимо, чувствуешь, что город становится немного теплее, ярче и живее. Идея, что книга может свободно менять руки, подчёркивает одну важную вещь - чтение связано с личной ответственностью. Это не культ библиотеки, это личное участие в истории книги. Каждая книга - маркер того, что кто-то решился отпустить, доверить другим, позволить истории идти своим путём.

(с) Виталий