Найти в Дзене
История и истории

Как Луна подавила бунт римских легионеров

Читаю у Тацита про восстание легионов, которое случилось сразу после смерти Августа и прихода к власти Тиберия. Солдаты надеялись, что их жизнь после таких эпохальных событий изменится к лучшему и решили подтолкнуть перемены. Вначале полыхнуло на Дунае, потом на Рейне - воины требовали повышения зарплаты до денария в день (в денарии было 16 ассов, легионеры получали 10 ассов, а преторианцы для сравнения - два денария за сутки службы), сокращения срока службы с 20 до 16 лет и уважительного отношения к ветеранам. До ужасного кровопролития и тем более гражданской войны дело не дошло (хотя могло), но побузили знатно - поорали, пограбили, попьянствовали, размяли кулаки и не только кулаки. Больше всего досталось центурионам, которых ненавидели примерно все, кроме их командиров да их самих (как в более поздние времена не очень любят прапоров, старшин и сержантов). Некоторых даже убили, припомнив старые грешки. Не повезло, например, центуриону одного из паннонских легионов Луцилию, больше изве

Читаю у Тацита про восстание легионов, которое случилось сразу после смерти Августа и прихода к власти Тиберия. Солдаты надеялись, что их жизнь после таких эпохальных событий изменится к лучшему и решили подтолкнуть перемены.

Римский военный лагерь на ьерегу Дуная, барельеф на колонне Марка Аврелия
Римский военный лагерь на ьерегу Дуная, барельеф на колонне Марка Аврелия

Вначале полыхнуло на Дунае, потом на Рейне - воины требовали повышения зарплаты до денария в день (в денарии было 16 ассов, легионеры получали 10 ассов, а преторианцы для сравнения - два денария за сутки службы), сокращения срока службы с 20 до 16 лет и уважительного отношения к ветеранам. До ужасного кровопролития и тем более гражданской войны дело не дошло (хотя могло), но побузили знатно - поорали, пограбили, попьянствовали, размяли кулаки и не только кулаки. Больше всего досталось центурионам, которых ненавидели примерно все, кроме их командиров да их самих (как в более поздние времена не очень любят прапоров, старшин и сержантов). Некоторых даже убили, припомнив старые грешки. Не повезло, например, центуриону одного из паннонских легионов Луцилию, больше известного по кличке «Давай другую». Прозвище странное, но логичное. Ибо, как пишет Тацит, «сломав лозу о спину избиваемого им воина, он зычным голосом требовал, чтобы ему дали другую и еще раз другую».

Начальство в итоге пообещало пойти на встречу, и солдаты на Рейне (там они вели себя более нагло и агрессивно) даже получили какие-то деньги. Но до реальных уступок дело не дошло.

Богиня Луна, скульптура 150-200 гг. н.э.
Богиня Луна, скульптура 150-200 гг. н.э.

В Паннонии же, куда подавлять бунт прибыл сын Тиберия Друз, солдатам даже денег не дали - усмирили волнение хитростью. Заставили легионеров следить за луной, убедив, что если она в течение ночи будет ясной и яркой, правда на их стороне и их условия будут выполнены, а если нет, то извините. Мол, Луна все видит и справедливость в ее руках.

Под утро луну закрыло тучами, после чего воины разошлись по палаткам. Раздосадованные и грустные, причитая: «Боги от нас отвернулись».