Найти в Дзене
Чердак Умной Эльзы

"Бунт комсомолок"-1927 или Чего этим бабам надо?!

И я опять о 20-х годах. Вообще прессу 20-х читать невероятно интересно - она страшно неформальная и бунтарская, с вечной борьбой и яростными спорами, хлёсткими примерами и беспощадной критикой всего и вся. Скандал с бурными обсуждениями (на год хватило!) разгорелся в начале января, когда пятнадцать московских комсомолок написали открытое письмо в прессу. Чего хотели? Участвовать в комсомольской работе. Нет, как почитаешь решения да постановления, так покажется - женщинам у нас широкая дорога! Комсомолки - авангард женского движения! А на деле... Плохо было на деле. Вот и написали открытое письмо комсомолки с совершенно разных фабрик: с текстильной Трёхгорки и табачной фабрики "Дукат", с конфетных фабрик тов. Бабаева и "Красный Октябрь", ситценабивной фабрики Цинделя и чулочной имени Баумана, и даже от Госбанка! "Сами комсомольцы своим отношением к девушкам отталкивают нас от общественной работы. Всюду и везде, где только ни соберутся комсомольцы, активисты, всюду услышишь грязненьки

И я опять о 20-х годах. Вообще прессу 20-х читать невероятно интересно - она страшно неформальная и бунтарская, с вечной борьбой и яростными спорами, хлёсткими примерами и беспощадной критикой всего и вся.

Скандал с бурными обсуждениями (на год хватило!) разгорелся в начале января, когда пятнадцать московских комсомолок написали открытое письмо в прессу. Чего хотели? Участвовать в комсомольской работе.

"Комсомольская правда", 1927г., №6
"Комсомольская правда", 1927г., №6

Нет, как почитаешь решения да постановления, так покажется - женщинам у нас широкая дорога! Комсомолки - авангард женского движения!

А на деле... Плохо было на деле. Вот и написали открытое письмо комсомолки с совершенно разных фабрик: с текстильной Трёхгорки и табачной фабрики "Дукат", с конфетных фабрик тов. Бабаева и "Красный Октябрь", ситценабивной фабрики Цинделя и чулочной имени Баумана, и даже от Госбанка!

"Сами комсомольцы своим отношением к девушкам отталкивают нас от общественной работы.
Всюду и везде, где только ни соберутся комсомольцы, активисты, всюду услышишь грязненькие смешки, пересуды. Охаять девушку, рассказать о ней похабный анекдот - без этого редко когда обходятся ребята, собравшись в клубе или на вечорке".
"Смена", 1927г.

Трудно приходилось девушкам именно из-за вот такого гнусного отношения. А тем не менее "Комсомолка" приводит интересную статистику: на 1927 год женщины в партии составляли 12%, в комсомоле - около 20%, в пионерской организации - 40%! То есть процент рос от поколения к поколению. Заметим, что тогда принимали далеко не всех, как стало гораздо позже. Даже в пионеры - не всех. Активным девчатам хотелось менять жизнь к лучшему.

"У нас нет ещё нового, действительно коммунистического и товарищеского отношения к девушке. Глубокий налёт старой плесени, буржуазных и мещанских традиций покрывает ещё сплошь да рядом отношения комсомольца к комсомолке".
"Комсомольская правда", 1927

Конечно, активистки были далеко не все: вот два письма в "Комсомолку" от девушек разных фабрик.

Петрова (Трёхгорная мануфактура): На нашей фабрике большинство девчат - неквалифицированные работницы. Получают 20-27 рублей в месяц. Каковы же взаимоотношения девушки с семьёй?
Немало случаев, когда мать начинает "вытворять" истории: "Я не хочу быть твоей матерью, уходи из дому! В комсомоле вас ничему не учат!"
"Комсомольская правда", 1927

Не понимают комсомолок в семье...

Впрочем, другая работница пишет:

Если девушка-комсомолка отдаёт свой заработок в семью, то мать и отец к ней хорошо относятся. Авторитет девушки на производстве и в семье зависит от самих же девчат. Но много у нас ещё старого в быту. Не только беспартийные, но и комсомольцы смотрят на девушку только как на бабу.
"Комсомольская правда", 1927

Разные были ячейки - и сплошь из девушек, и смешанные. Но если комсомолок незамужних ещё терпели "для проценту", то как выйдет девушка замуж - пиши пропало!

"Комсомольская правда", 1927г., №6
"Комсомольская правда", 1927г., №6
В цехячейке 1-го ситцевого коллектива был такой случай (пишет товарищ Вагнер с Трёхгорки): вышла комсомолка замуж, а на собрании её и не увидишь. Спрашиваю её: что-де ты не ходишь к нам? - Я, - говорит, - в положении, пришла раз на собрание, а ребята меня засмеяли. Не пойду больше туда.
"Комсомольская правда", 1927

А вообще замужние комсомолки особенно обратно в ячейку не рвались. Быт, пелёнки, уборка, заботы...

Только вот кто сам не хотел обратно в ячейку, к подругам, а кто оказался в ловушке?

"У одной нашей комсомолки был муж комсомолец-активист. Этот самый активист часто бил жену-комсомолку, эксплоатировал её. Будучи беременной, она покинула его и ушла жить к матери. Этот случай не единичен. Наши активисты только на словах хороши, а на деле угнетают своих жён почище беспартийных".
"Комсомольская правда", 1927
"Комсомольская правда", 1927г., №6
"Комсомольская правда", 1927г., №6

Иная комсомолка и пошла бы в ячейку, да муж-комсомолец не пускает! В открытом письме девушки пишут:

"Открытое письмо девушек-комсомолок", КП, 1927
"Открытое письмо девушек-комсомолок", КП, 1927

Но не только на жизнь сетуют девчата - есть у нех конкретные предложения!

Читают открытое письмо на Трёхгорке. "Смена", 1927г.
Читают открытое письмо на Трёхгорке. "Смена", 1927г.

1. Не жди, когда дадут работу в ячейке - добивайся её сама! Давай отпор всем выходкам мужа-комсомольца - доведи сведения до ячейки о его поступках!

2. Поднимай культурный уровень - вечерние школы рабочих, общеобразовательные курсы, да в конце концов борьба с неграмотностью нужны женщинам!

Да, среди девушек неграмотных было больше, чем среди парней. Но культурный уровень страдал и "по другой линии": очень много девушек вело себя вызывающе, легкомысленно и... ругалось по-чёрному. В Самаре провели анкету - опросили 161 комсомолку. Выяснили, что 121 комсомолка из опрошенных ругается мaтом...

-6

Тут уж харьковские комсомольцы с завода "Свет шахтёра" возмутились:

"Ну, вот спасибо! Мы боремся против ругани в комсомоле, а тут вдруг самарские комсомолки побивают рекорд - 80% ругаются!
Такого равноправия мы не желаем и против него восстаём единодушно".
"Смена", 1927

3. Комсомолкам надо включиться в организацию вечорок, культурных и цеховых вечеров, прогулок, экскурсий - так их работа будет видна,

4. Откройте девчатам двери во все клубные кружки! В швейном, хоровом, драматическом кружке девушек много, а вот в шахматном, стрелковом, техническом, радиокружке - на пальцах перечесть.

5. Начать работу с женщинами-матерями. На комсомолок те смотрят как на вертихвосток, а почему бы не проводить с женщинами беседы о фабрике, о жизни в стране? Отчего бы не организовать встречу с врачом, который бы рассказал о гигиене, о женском здоровье, о режиме дня для ребенка, ответил на интересующие женщин вопросы?

6. Дать бой пудре, косметике и пижонству! Хорошо, когда платье красивое, но под "фасонистым" платьем часто грязная сорочка, а пудра ложится на неумытое лицо...

А может, зря девушки нагнали шума? Может, цепляются за отдельные случаи?

Нет. Отношение к "бабам" было ужасающим.

В январском номере "Смены" была напечатана фотография со знаменитого до сих пор процесса "Чубаровцев": в августе 1926 года в Ленинграде, у садика Сан-Гали местные хулиганы напали на молоденькую работницу пуговичной фабрики Любу Белову. Изнасиловали - а затем за 15-20 копеек предлагали прохожим присоединиться к насилию. Было выявлено около 30 участников... От 50-летних членов партии до семнадцатилетнего школьника - вот он, в первом ряду на фото:

"Смена", 1927, №1
"Смена", 1927, №1

Какое отношение это событие имеет к "Бунту комсомолок"? Самое прямое. Смотрите, на фотографии, у стенки, под №1 сидит Пашка Кочергин. Глава местных хулиганов, бродивших частенько по Лиговке от пивной до пивной. Где-то здесь на фото - и его брат, Константин Кочергин. Секретарь комсомольской организации завода Сан-Гали. На суде он заявил, что не видит преступления в том, что "побаловались с девкой". "С неё не убудет!" Кочергин Константин, кстати, явился в садик после ссоры с женой и захотел ей "отомстить"...

Под номером 2 у стенки сидит некто Осипов - один из зачинщиков преступления. На суде он бравировал тем, что "расстрела не боится". Да и действительно - по тем временам УК квалифицировал бы дело как "хулиганство". Однако сработало общественное мнение: в газеты, освещавшие судебный процесс, стали поступать письма. С подписями к просьбе наказать преступников по всей строгости закона. Много было собрано подписей - более 50 тысяч.

И вот тут сыграло роль важное обстоятельство: Люба Белова приехала в Ленинград, чтобы учиться на рабфаке и получить образование, стать советским специалистом. Работала на фабрике, была активной комсомолкой.

И это позволило суду квалифицировать преступление как "посягательство на основы советского строя"...

И как ни выкрикивали хулиганы из зала суда "Не шейте нам политику!", а приговор о расстреле 7 "активистам" вызвал шок...

А потом появились и изменения в Уголовном Кодексе РСФСР.

И милиция всерьёз взялась за хулиганские шайки по всей стране.

Не все комсомольцы относятся вдумчиво и серьёзно к обсуждению вопросов, поднятых письмом 15 комсомолок. На снимке: "Взяли парня в работу". "Смена", 1927г.
Не все комсомольцы относятся вдумчиво и серьёзно к обсуждению вопросов, поднятых письмом 15 комсомолок. На снимке: "Взяли парня в работу". "Смена", 1927г.

Нет, не было на деле "равноправия", гарантированного декретом ещё 1918 года. Редко встречалось и товарищеское отношение к женщине. Но 15 московских комсомолок начали обсуждение - и пошла волна...

Самые популярные и горячие темы 1927 года: положение женщины, равноправие, отношения полов! Вера Кетлинская, знаменитая в будущем писательница и сценарист, а в 1927 году молоденькая коммунистка, почти ровесница Любы Беловой, пишет в "Смене" статью с достаточно скандальным названием "Цена девушки"... Но это уже другая история.

Хотите знать больше? И вообще - интересно ли вам читать о событиях столетней давности? Зачем нам знать о прошлом канувшего в Лету государства?

Поговорим?

С комсомольским приветом, искренне ваша - Умная Эльза!