Найти в Дзене

Танец буто и его отражение

Много лет назад мне попалось в сети странное видео. Похожий на очень старого Пьеро человек в белом одеянии делал нарочито медленные движения, сгибался, наклонялся назад, беспорядочно водил руками с растопыренными пальцами. Впечатление в первый момент было пугающее, потом отталкивающее, потом странно завораживающее, потом даже в чём-то трогательное - именно в такой последовательности. Удивительная изломанная пантомима долго потом стояла перед глазами. Это оказался Кадзуо Оно, один из основоположников японского танца буто. Танец буто появился в Японии после Второй Мировой войны и атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки. На него наложили свой отпечаток и исторические события, и японская эстетика, и некоторые западные влияния. Смешение всего этого породило очень причудливое действо. Буто и на танец мало похож. Это зрелище вообще ни на что не похоже, если непривычным взглядом смотреть. В буто есть своя замысловатая философия, как и во всём, что идёт с востока. Оно исключает рациональное,

Много лет назад мне попалось в сети странное видео. Похожий на очень старого Пьеро человек в белом одеянии делал нарочито медленные движения, сгибался, наклонялся назад, беспорядочно водил руками с растопыренными пальцами.

Кадзуо Оно. Буто. Танец мёртвой воды
Кадзуо Оно. Буто. Танец мёртвой воды

Впечатление в первый момент было пугающее, потом отталкивающее, потом странно завораживающее, потом даже в чём-то трогательное - именно в такой последовательности. Удивительная изломанная пантомима долго потом стояла перед глазами.

Это оказался Кадзуо Оно, один из основоположников японского танца буто.

Танец буто появился в Японии после Второй Мировой войны и атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки.

На него наложили свой отпечаток и исторические события, и японская эстетика, и некоторые западные влияния. Смешение всего этого породило очень причудливое действо. Буто и на танец мало похож. Это зрелище вообще ни на что не похоже, если непривычным взглядом смотреть.

В буто есть своя замысловатая философия, как и во всём, что идёт с востока. Оно исключает рациональное, обращаясь к тому, что за пределами человеческого опыта. Буто выносит за скобки "я", личность танцора, выражая сущность сторонних объектов. Белый грим подчёркивает тот факт, что исполнитель становится своего рода чистым листом.

В чём-то буто близко даже к шаманизму, к впадению в транс.

В общем, экзотическое такое для нас явление. Хотя действительно сильное впечатление на меня произвело только исполнение Кадзуо Оно. Есть в нём нечто проникновенное, затрагивающее струны души. Это можно почувствовать, если преодолеть первое потрясение, конечно.

Eikoh Hosoe. Butoh Dancer Kazuo Ohno 1994
Eikoh Hosoe. Butoh Dancer Kazuo Ohno 1994

Другие исполнения этого танца выглядели для меня больше как диковинка. А более современные варианты встречаются прямо сильно отталкивающие. Вот кажется мне, что от изящества Кадзуо Оно они ушли далеко и не туда. Но впрочем, вряд ли я могу судить об этом обоснованно :)

***

Описывая в "Белом олене" храмовые обряды Юоремайи, я вспомнила о буто. Оно тут очень удачно подходило.

Юоремайя - древняя цивилизация. сохранающая могущество, но во многих проявлениях болезненно извращённая. Мифология Юоремайи погружает в древность, древность даже не человеческого рода, но обращается к тем периодам развития Земли, когда жизнь была иной, или даже к тем, когда жизни как таковой не было. И в этот контекст идеально вписалось буто с его стиранием личности.

Это, конечно, вольная интерпретация буто. Но первоисточником послужило именно оно.

Получилось так.

Само зрелище было завораживающее.
Жрица Затмения являлась в длинном холщовом одеянии, расшитом драгоценностями. Двигалась она нарочито медленно, словно сопротивляясь неведомой силе, словно даже воздух был ей препятствием. И от этой борьбы уже сразу глаз было не оторвать. Сделает она следующий шаг, не сделает?
Сияли лампады с десятками свечей. Войдя в центр очерченного круга, жрица начинала танец, медленный, рваный, изломанный.
Она отбрасывала тени, не одну, множество. Каждая из этих теней была её повторением, но и особой личностью, выражали они единовременно разное, одна грустная, другая страстная, третья нежная, четвёртая… десятая…
Жрица воздевала руки, роняла их, прижималась к земле, изгибалась в невозможных позах. Казалось, в её теле не было суставов. Наклонялась так, что просто обязана была упасть, но не падала, нарушая законы природы. Вытягивалась в струну, обрушивалась безвольно, как мёртвая. На гранях драгоценностей играли всполохи света.
Заунывно гудели мангуры.
По поверью, танцуя, жрица перестает быть собой, так она обращается к наслоениям в своей памяти, которые уже не её собственные, а предшественниц. Чем дольше танец, тем глубже она погружается в их воспоминания.
И через некоторое время становилось невыносимо тревожно именно от этого.
Звуки шли ровной чередой, внимание рассеивалось, погружение шло дальше, жрица тонула в эонах. Она словно теряла людскую суть, становилась птицей, ящерицей, кувшинкой в заводи Мерцы…
Да человеческая ли это жизнь?
…сухим листом, камнем, чем угодно…
Да жизнь ли это вообще?
Откуда-то сверху сыпался тонкой струйкой песок. Жрица падала и её засыпало песком, словно труп погибшего в пустыне.

Немного упростив этот текст, я подсунула его Gemini, и она сгенерировала два видео.

Первое.

Второе.

Как по-вашему, какое больше подходит?

Был ещё один прототип у этих храмовых танцев, о нём как-нибудь в другой раз.

Спасибо за прочтение! Буду рада комментариям.

С романом "Белый олень" можно ознакомиться на Litres.