К ее ногам цари бросали короны, а войска складывали свои мечи. Прекрасная искусительница Шамаханская царица сводила с ума и околдовывала одним лишь взглядом.
Александр Сергеевич Пушкин создал в своей «Сказке о Золотом петушке» образ жестокой красавицы, использующей свою красоту, чтобы подчинять мужчин и заставлять их делать то, что надобно ей одной.
Уверена, вы все прекрасно помните эту великолепную сказку, но коротко напомню содержание:
«Сказка о золотом петушке» была опубликована в 1835 году. Ее сюжет очень прост: царь Дадон получает от звездочета волшебную птицу, Золотого петушка, что предупреждает его об опасностях. Если вражеское войско движется по направлению к его царству, петушок поднимает тревогу. В благодарность за столь ценный дар царь обещает исполнить любое желание звездочета. Однажды, завидев войско с востока, петушок закричал, а царь отправил на битву с врагом свое войско. Двое его сыновей погибли в сражениях, и тогда Дадон сам возглавил армию. В стане врага он увидел шатер, а в шатре прекрасную девицу, при одном взгляде на которую царь забыл о гибели сыновей и обо всем на свете.
Шамаханскую царицу он забрал с собой, но звездочет наконец-то высказал свое единственное желание: пусть царь отдаст ему красу-девицу. Царь отказывается, убивает звездочета посохом, тогда золотой петушок взлетает со своей спицы и клюет царя Дадона в голову. Тот испускает дух, а Шамаханская царица исчезает, будто ее и не было.
Кем же на самом деле была Шамаханская царица?
В 1832 году американский писатель Вашингтон Ирвинг побывал в испанском городе Гранада и посетил дворец Альгамбра. Мавританский этот дворец, воистину одно из чудес средневекового мира, в те времена был заброшен, и в его ветхих руинах жили бездомные звери и птицы. Ирвинг был совершенно покорен и поэтической архитектурой дворца, и легендами его садов, и мавританскими сказками, которые там услышал. После этого путешествия он опубликовал сборник новелл, путевых заметок и сказок «Альгамбра».
Одной из новелл в этой книге была «Легенда об арабском звездочете». И если вы прочтете эту легенду, у вас не останется никаких сомнений, именно она легла в основу «Сказки о золотом петушке» Пушкина. Это никак не умаляет таланта Александра Сергеевича и не говорит о нем как о плагиаторе, переработка старинных сюжетов, особенно если речь идет о сказках, процесс естественный.
В «Легенде об арабском звездочете» причиной конфликта между султаном и звездочетом стала не Шамаханская царица, а наоборот, христианская девушка:
Прекрасную деву привели, как велено было, пред его очи. Она была наряжена со всей роскошью, принятой среди испанцев в пору арабского завоевания. Жемчуга ослепительной белизны были вплетены в ее косы, черные, как воронье крыло; драгоценные камни искрились у нее на лбу, соперничая с сиянием ее глаз. Через плечо у нее висела золотая цепь, а к цепи привешена была серебряная лира.
Взгляды ее черных лучезарных глаз, как искры огня, пали на увядшее, но все еще пылкое сердце Абен Хабуза.
— Прекраснейшая женщина, — вскричал он в восторге, — кто ты и как тебя звать?
— Я дочь одного из готских князей, который недавно еще владел этой страной. Войска моего отца были уничтожены как-то волшебством в горах; отец мой проводит свои дни в изгнании, а дочь его взята в плен.
(фрагмент «Легенды об арабском звездочете», Вашингтон Ирвинг)
Согласитесь, внешность под стать Шамаханской царице, хотя в сказке Пушкина она очевидно не христианка, а женщина восточного происхождения.
Александр Сергеевич хоть и выдумал царицу, но город Шемах в царстве Ширвана действительно существовал, а это очень созвучно «Шамаханской царице».
Территориально царство Ширвана располагалось в предгорьях Большого Кавказа, современная территория Азербайджана. Шемах был столицей этого царства, богатым городом.
Очень часто Шамаханскую царицу ассоциируют со второй женой царя Ивана Грозного, Марией Темрюковной. Эта черкесская княжна была привезена с Кавказа, но к Шемахе не имела никакого отношения (часто пишут, что ее привезли из Шемахи, именно в контексте прототипа сказки, но это не так): «из черкас пятигорских девица» была привезена к царю.
Мария Темрюковна была красавицей и к тому же нравом очень отличалась от кроткой первой жены царя Анастасии Романовны. В народе ее прозвали ведьмой и славили жестокость, хотя вероятнее всего причина была в совершенно отличном и диком для православных. Вокруг имени Марии Темрюковны много легенд.
Но есть и еще один источник образа Шамаханской царицы.
10 марта 1834 г. Павел Катенин писал Пушкину: «Посылаю тебе, любезнейший Александр Сергеевич, только что вышедшую из печати сказку мою». В ответ Александр Сергеевич назвал «Княжну Миклушу» лучшим произведением Катенина
В «Княжне Милуше» юный герой Всеслав, «боец и воин с детства», лишившийся, как и пушкинский Руслан, невесты во время брачного пира (ее увезла на воздушной колеснице колдунья Проведа), отправляется на поиски, которые оказались очень длительными. Во второй песни «Княжны Милуши» Всеслав случайно вступает в боевой спор «о державе ханской» между Моргудом и Зюльфирой, дядей и племянницей, за владение землей, «той славной Шамаханской», которая известна на Руси «по дорогим шелкам». Хитростью и умом сумела Зюльфира склонить на свою сторону русских воинов, призванных ее врагом-дядей. Моргуд надеялся с помощью Всеслава убить венценосную племянницу «и в Шамахе упрочить сан царя». Однако на поле боя Зюльфира с открытым лицом обращается к Всеславу:
Я Шамахи законная царица,
Моим добром корыстится Моргуд
Образ восточной красавицы, по-мужски воинственной, твердой в решениях, своенравной и смелой в поступках весьма схож с Пушкинской Шамаханской царицей:
Сто юношей и десять дев удалых
Всегда при ней, и все ей равных лет;
Ее наряд отличен пред собором
Лишь головным из яхонтов убором:
Румяней роз, рассыпным искр огнем
Горят они как звезды только днем.
За несколько лет до того, как была написана «Сказка о золотом петушке» Александр Сергеевич Пушкин предпринял путешествие на Кавказ. Он долгое время провел в Тифлисе, был знаком страдициями и сказаниями местного населения. Мог он и слышать предание о Ширванской деве:
«Недалеко от вышеназванного города Шемахи была старинная крепость Гюллистан (Gullistone), теперь разрушенная тем же Суфием. Она считалась одной из самых сильных крепостей в мире: ее долго осаждал Александр Великий, прежде чем овладел ею. Поблизости от этой крепости был роскошно построенный монастырь, где была похоронена королевская дочь Амелек-Ханна (Ameleck-Channa), убившая себя кинжалом, оттого что отец хотел ее насильно выдать за одного татарского государя, хотя она дала обет сохранить невинность: по этому случаю девушки этой страны сходятся туда раз в год и оплакивают ее смерть. (Энтони Дженкинсон "Путешествие в Персию" в 1561-1564 гг.)
На могиле этой легендарной царевны поставлен был каменный памятник, у которого по преданиям случались чудеса. По другим легендам она охраняет сокровища.
Шамаханская царица обольщает свою жертву, очаровывает его, поет песни, угощает яствами и заставляет забыть обо всем. Она одновременно и Шехерезада из сказок тысячи и одной ночи, и одалиска из гарема, о которой мечтает каждый мужчина. Только вот за ласки ее придется платить, и если в ее шелковом шатре оказывается человек без чести и совести, алчный и недобрый, то цена ее ласкам — жизнь.
Bellalavanda в телеграм
Bellalavanda теперь и в MAX
Подписывайтесь на мой канал об истории, чтобы не пропустить новые статьи! И спасибо вам за лайки и комментарии!