Знакомство с «Волчьей кровью» Татьяны Корсаковой я намеренно придержала до октября — хотела побаловать себя атмосферой второго осеннего месяца ещё и в книге. В итоге сочетание получилось идеальным: и по погоде, и по настроению, и по ожиданиям от истории с древним замком, родовым проклятием и целой стаей призрачных волков.
Сюжет романа «Волчья кровь» Татьяны Корсаковой
Множество мрачных историй родилось под сенью карпатских лесов. Одни из них со временем стёрлись из народной памяти, другие обернулись легендами, продолжая передаваться из уст в уста и вселять страх. К числу последних принадлежит, например, легенда о волчьих ночах, когда серые вдруг словно сходят с ума: открыто выходят на территории деревень, оружия не боятся, людей как скот рвут. Говорят, что свалилась эта напасть из-за Ва́цлава Лю́того — хозяина Рудого замка, который жил около трёхсот лет назад. Полюбил он красавицу-цыганку и венчался с нею в церкви, а спустя полгода решил избавиться от супруги ради более выгодной партии. Обвинил прилюдно в ведьмовском привороте, вынес несчастной смертный приговор и сам же привёл его в исполнение: устроил на женщину дикую охоту вместе со своей дружиной, а после истерзанную собаками оставил на съедение диким зверям.
Владисла́в Дми́триевич Закре́вский долгое время отмахивался от родового проклятья, несмотря на очевидные факты несчастных судеб его предков по мужской линии. Все женились по много раз, и никто никогда не был счастлив в браке, потому что жёны всегда быстро умирали: одних на тот свет забирали болезни, другие погибали в результате несчастных случаев, а третьи сами счёты с жизнью сводили. Даже опыт своих шести браков он предпочитал считать лишь горькой статистикой совпадений. И так продолжалось до тех пор, пока горе не случилось с единственным сыном Сергеем и его супругой Лидочкой. Остался только внук. Когда же и Вадим в 27 лет второй раз остался вдовцом, Владислав Дмитриевич не только окончательно поверил в семейную страшилку о проклятии цыганки, но и решил выполнить её последнюю волю, брошенную в лицо Вацлава Лютого на пороге смерти: «Не видать сынам твоим с женщинами счастья, пока последний из рода гордыню свою не усмирит, не выберет себе в спутницы вместо знатной красавицы грязь придорожную, низкую, падшую…».
Привыкший к любому делу подходить ответственно и скрупулёзно, Владислав Дмитриевич не стал себе изменять и в этот раз. Сперва затеял в давно заброшенном Рудом замке грандиозную реконструкцию с соблюдением полной исторической достоверности. Три года понадобилось, чтобы древняя громада обрела свой прежний вид. Потом пришёл черёд поиска требуемой «невесты» для внука, о чём он через секретаря Вениамина договорился с местным помоечным королём по кличке Косой. В условленный день Владислав Дмитриевич прибыл на местный полигон бытовых отходов, где его поджидал «товар» из пятерых кандидаток. Однако приглянулась старику та, что случайно высунула свой любопытный веснушчатый нос из-за плеча рослого бомжа, стоящего в углу «резиденции». Косой для приличия поторговался, а потом кивнул, и телохранители Закревского быстро упаковали одобренную девчонку в чёрный внедорожник.
Работа в благопристойной и в равной мере скучной редакции культурных новостей для амбициозной Яросла́вы Раде́евой оказалась пыткой. Все институтские годы она грезила о настоящем расследовании! В конце концов, в напарники девушку согласился взять матёрый журналист Пётр Оле́йников. Предстоящее задание показалось Ярославе в большей степени увлекательным, чем опасным. От неё с Петей требовалось проверить информацию о том, что предводитель городских бездомных Косой, помимо привычного бизнеса по переработке вторсырья, подвязался торговать оружием и наркотой. Чтобы влиться в среду отбросов общества, девушка без жалости рассталась с маникюром, педикюром, облачилась в тряпьё из секонд-хенда и даже два дня провела на вокзале, чтобы пропитаться соответствующим амбре. Кто же знал, что именно образ «потрёпанной дворовой кошки» приглянётся пожилому магнату Закревскому! Ярославе бы бежать от ещё одной неожиданно замаячившей перед носом тайны, но желание откопать семейный скелет самих Закревских взяло над здравым смыслом верх. И как только обручальное кольцо с грифоном оказалось у неё на пальце, Рудый замок тут же превратился для неё в клетку, окутанную «сладко-приторным запахом крови…».
Жанровая структура, анализ содержания, персонажи и темы романа «Волчья кровь» Татьяны Корсаковой
Какой бы густой жанровый микс ни позволил себе автор в произведении, среди них всегда есть тот, который дирижирует всем оркестром. В романе «Волчья кровь», на мой взгляд, в центре сюжета лежит семейная драма с классическим тропом «конфликта поколений», в данном случае — деда и внука. Безусловно, в той пропасти, что разверзлась между ними, есть доля мистики — я имею в виду цыганское проклятье, но они и без него всегда прекрасно справлялись с задачей по отравлению друг другу жизни.
Магнат Владислав Дмитриевич Закревский — владелец «заводов, газет, пароходов» — сперва кажется типичным пожилым самодуром, зацикленным на репутации семьи. И хотя ему очень далеко до пращура из XVIII века Вацлава Лютого, который ради своих прихотей извёл несколько сот людей, организовав им братские могилы в карпатских лесах, одна черта их явно сближает: неумение уступать, потому что уступка воспринимается ими как поражение, а для мужчины с духом война это подобно смерти. Именно эта черта характера когда-то заставила Владислава Дмитриевича запереть Лидию — мать Вадима в отдельном особняке, чтобы женщина со стремительно прогрессирующей и, увы, неизлечимой психической болезнью (шизофренией) не подвергла себя опасности. И всё же осколок карманного зеркальца оказался проворнее круглосуточной охраны. Однако в глазах Вадима «заботливый» дедушка, быстренько избавивший его по всем документам от «паршивой наследственности», превратился в деспота и предателя. Потому единственной целью двадцатилетнего парня стала месть.
Так началось их противостояние, которое с каждым новым и трагически обрывавшимся браком Вадима лишь ещё больше обострялось. Дед пытался исправить судьбу внука, подыскивая ему невест «из приличных семей» и тем самым загоняя парня, словно зверя, в сети очередного своего гениально-садистского плана, а внук беспутным образом жизни и статусом охамевшего в край мажора раз за разом разрушал старательно оберегаемое дедом доброе имя рода Закревских.
Продолжалось это до тех пор, пока однажды в пике ссоры Вадим не пообещал деду, что скорее женится на какой-нибудь убогой, чем на очередной его протеже. А почему бы и нет? Что, если и, правда, попробовать исполнить цыганское пророчество, соединив благородный род Закревских с «грязью придорожной», тем более, если внук готов пойти на такой шаг? Однако Вадим оказался совершенно не готов к тому, что дед реально притащит с помойки бомжиху с фингалом на пол-лица и заставит его жениться на ней под угрозой лишения наследства. В итоге мужчина в очередной раз очутился в западне.
Ухватившись за журналистское расследование в «тылу» Закревских, Ярослава вынуждена была продолжить играть роль «уличной девчонки». Потому, когда Владислав Дмитриевич предлагает ей брак с внуком за триста тысяч долларов, она, естественно, соглашается, заняв «выжидательную позицию». При этом ни денег она не планировала брать, ни тем более выходить замуж за «похотливого козла», чьи амурные приключения периодически попадали на страницы новостников. Однако Вадим, от которого дед не стал скрывать стоимость сделки с «помоечной оборванкой», переплюнул даже самые худшие опасения Ярославы. Да и было бы странно, начни он себя вести в этой ситуации по-другому.
Отношения Ярославы и Вадима — это бомбический огонь со знаком минус! Мне попадались разные вариации тропа «от ненависти до любви» и, как правило, эта ненависть была скорее придуманной, кажущейся или напускной. Но в «Волчьей крови» я впервые столкнулась со стартом отношений у главной пары именно с реальной, обжигающей до кончиков пальцев, ненависти. По мере чтения я даже начала сомневаться, что автор сумеет правдоподобно сблизить Вадима и Ярославу, настолько они были неприятны друг другу. Разворот происходит благодаря мистике. Стоило им накануне волчьих ночей переступить порог Рудого замка и произнести брачные клятвы, как старая легенда ожила, и Ярославе с Вадимом пришлось начать действовать вместе, чтобы выжить.
«Волчья кровь» — это мрачная и лихо закрученная история. Параллельно с мистикой в лёгком готическом амплуа развивается ещё и вполне реалистичная детективная линия, устроенная недругами Закревских. Одно убийство следует за другим, и непонятно, где действует призрак, а где человек, искусно имитирующий бестелесное создание, жаждущее крови. Все герои яркие, многогранные, но непростые. К ним трудно проникнуться полной симпатией, хотя автор великолепно раскрывает мотивы и логику их поведения. Особенно это касается старшего и младшего Закревских. Да и Ярослава, под стать своему мужу, оказывается на поверку вовсе не сладким сахарком, а настоящей «ехидной с острыми зубками». Пожалуй, единственным среди живых положительным персонажем в этой истории является художник Йо́сип Лито́ш. За него я переживала больше всего. А из мёртвых — призрачная цыганка, облачённая в волчью шкуру. Очень трагичный образ…
Рекомендации к чтению
В отношении мистического детектива Татьяны Корсаковой «Волчья кровь» можно сломать множество копий. Главный камень преткновения — непростые герои с серой моралью. Потому история идеально зайдёт только тем, кого утомили ванильные парочки и хочется чего-то жёсткого и драматичного.
Оценка: 5/5