Найти в Дзене
История транспорта

Московский троллейбус: как всё начиналось

Сегодня, 15 ноября, исполнилось бы 92 года московскому троллейбусу. В своё время это была самая большая троллейбусная система в мире, на пике своей славы включавшая в себя 8 троллейбусных парков, обслуживавших более 80 маршрутов столицы. Предлагаю вам с помощью периодических изданий 1932 – 1933 гг. узнать, как это всё начиналось без малого столетие назад. Какие возникали проблемы перед конструкторами и эксплуатационщиками и как их решали? Кто были первыми водителями троллейбусов и каковы были критерии их отбора? Как и прежде, орфография первоисточников мною сохранена. Поехали! «Вечерняя Москва», 30 июля 1932 года ЗАВОД «Динамо» получил уже из Америки все ее необходимые рабочие чертежи для постройки троллейбусов. Троллейбус - новый вид безрельсового транспорта; он легче и быстроходнее трамвая, не требует бензина, развивает большую скорость, чем автобус. «Вечерняя Москва», 5 декабря 1932 года ТРОЛЛЕЙБУС СТРОИТСЯ На-днях Научный автотракторный институт закончил работы по проектированию

Сегодня, 15 ноября, исполнилось бы 92 года московскому троллейбусу. В своё время это была самая большая троллейбусная система в мире, на пике своей славы включавшая в себя 8 троллейбусных парков, обслуживавших более 80 маршрутов столицы. Предлагаю вам с помощью периодических изданий 1932 – 1933 гг. узнать, как это всё начиналось без малого столетие назад. Какие возникали проблемы перед конструкторами и эксплуатационщиками и как их решали? Кто были первыми водителями троллейбусов и каковы были критерии их отбора?

Как и прежде, орфография первоисточников мною сохранена.

Поехали!

«Вечерняя Москва», 30 июля 1932 года

ЗАВОД «Динамо» получил уже из Америки все ее необходимые рабочие чертежи для постройки троллейбусов. Троллейбус - новый вид безрельсового транспорта; он легче и быстроходнее трамвая, не требует бензина, развивает большую скорость, чем автобус.

«Вечерняя Москва», 5 декабря 1932 года

ТРОЛЛЕЙБУС СТРОИТСЯ

На-днях Научный автотракторный институт закончил работы по проектированию шасси и мотора первого опытного троллейбуса, который предполагается пустить в эксплоатацию по Москве. Строительство шасси троллейбуса поручено Ярославскому автозаводу. Строительство кузова - кузовному цеху завода им. Сталина. Троллейбус рассчитан на 40 мест для сидения и 10 мест для стояния. По длине троллейбус немного длиннее автобуса «Лейланд».

«Вечерняя Москва», 15 июля 1933 года

ПЕРВЫЙ ТРОЛЛЕЙБУС СТРОИТСЯ

НАТИ закончил изготовление проекта первого советского троллейбуса. Уже передан заказ на постройку.

Электрические части троллейбуса будут сконструированы на заводе «Динамо», шасси и кузов на заводе им. Сталина.

Ранней весной 1934 года первый троллейбус будет пущен в Москве. По какому маршруту он пойдет, пока неизвестно.

«Вечерняя Москва», 10 октября 1933 года

ТРОЛЛЕЙБУСЫ ПОБЕГУТ ПО ШОССЕ РОВНО ЧЕРЕЗ МЕСЯЦ

В октябрьские дни в Москве откроется первая опытная линия троллейбуса.

Наш сотрудник беседовал по этому вопросу c управляющим Мострамвайтрестом тов. Денисовым.

Первую троллейбусную линию, сказал тов. Денисов, решено пустить от Белорусско-Балтийского вокзала до Покровского-Стрешнева. Сегодня с утра уже приступлено к установке мачт на Ленинградском шоссе. Всего будет установлено 500 мачт. Затем начнется подвеска электропроводов. Все эти работы предполагается закончить к концу октября.

Мострамвайтрест для ускорения работ по постройке троллейбусной линии выделил в помощь Электротресту 30 рабочих. К концу октября будет закончено и строительство первых двух троллейбусов. Шасси для троллейбусов, изготовленные Ярославским автомобильным заводом, прибыли в Москву и переданы заводу им. Сталина для установки на них кузовов, к чему завод уже приступил.

Вместимость каждого троллейбуса рассчитана на 80 человек (60 мест для сидения).

Зав. «Динамо», изготовляющий для троллейбусов моторы и электрооборудование, в ближайшие дни также заканчивает свои работы.

На первой троллейбусной линии решено сделать три остановки. Тариф проезда пока не установлен

Троллейбус будет курсировать со скоростью 30 клм. в час.

«Вечерняя Москва», 13 октября 1933 года

КТО ПОВЕДЕТ ТРОЛЛЕЙБУС?

ДАЙТЕ ЛУЧШИХ ШОФЕРОВ

Седьмого ноября должны выйти на московские шоссе два первых советских троллейбуса.

В связи с этим в Бахметьевский автобусный парк от трамвайного треста, который будет эксплоатировать троллейбусы, пришла просьба выделить для работы на троллейбусах 8 шоферов.

- Отлично, - сказал зав. эксплоатацией тов. Иванов, кто у нас самые плохие шоферы? А ну-ка!...

Были отобраны наименее ненужные парку работники. В том числе несколько человек, которые не имеют даже права водить автобусы, а могут по своим знаниям и документам быть допущены только к управлению тракторами. Из восьми присланных шоферов трамвайный трест вернул обратно семь.

- Дайте хотя бы людей, знакомых с автобусом.

Тогда Иванов отобрал других. Их приняли.

Шоферы Бахметьевского парка интересуются, кто эти люди? Нет ли среди них «аварийщиков»? Может быть парк опять послал самых худших, но на этот раз не по квалификации, а по дисциплинированности?

- Какая гарантия, что в первый же день эксплоатации троллейбусов не произойдут аварии?

Когда некоторые шоферы обратились к секретарю партийной ячейки тов. Осипову с предложением обсудить на собрании кандидатуры водителей, которым будут доверены первые советские троллейбусы, Осипов ответил, что не его дело отбирать шоферов, а дело Иванова.

Мы поддерживаем предложение шоферов Бахметьевского парка, чтобы для работы на первых советских троллейбусах были выделены самые лучшие шоферы. В этом отборе, конечно, самое горячее участие должна принять общественность.

«Вечерняя Москва», 4 ноября 1933 года

Троллейбус двинется по улицам Москвы. Идут последние приготовления к его пуску. На курсах водителей троллейбусов при Мострамвайтресте обучаются будущие водители. Лектор об'ясняет схему линейного контактора (снимок фотокора С. И. Щеголева).

Внизу, на снимках фотокора А. Корнаковского (завод «Динамо») показан слева окончательно отделанный троллейбус, сфотографированный перед самым его отправлением в испытательный рейс, справа-- лучшее украшение Пролетарского района, Дворец культуры, выстроенный на месте Симонова монастыря.

Заметка в газете «Вечерняя Москва» от 4 ноября 1933 года
Заметка в газете «Вечерняя Москва» от 4 ноября 1933 года

«Московская правда» 5 ноября 1933 года

Троллейбус «ЛК» № 1 готов. 3 ноября на з-де «Динамо» закончены оборудованием первые два троллейбуса. Коллектив рабочих завода, строящий троллейбусы, постановил назвать троллейбусы серией им. Кагановича.

Заметка в газете «Московская правда» от 5 ноября 1933 года
Заметка в газете «Московская правда» от 5 ноября 1933 года

Были и курьёзные случаи:

«Московская правда» 12 ноября 1933 года

ОБ'ЯВЛЕН СТРОГИЙ ВЫГОВОР заведующему группой капитального строительства Мострамвайтреста, инженеру Зевальд, за безобразное отношение к строительству временного гаража для троллейбусов. Работы были выполнены настолько небрежно, что поставленный в гараж троллейбус провалился и только случайно не был испорчен.

«Вечерняя Москва», 13 ноября 1933 года

ВО ВСЕХСВЯТСКОЕ НА ТРОЛЛЕЙБУСЕ

ПОСЛЕЗАВТРА ОТКРЫТИЕ ЛИНИИ

Послезавтра открывается троллейбусная пиния Белорусско-Балтийский вокзал – Окружная ж. д. К открытию линии все готово. Остановки у Белорусско-Балтийского вокзала, стадиона Томского, Военно-воздушной академии, аэропорта, во Всехсвятском и у Окружного моста освещены. Разработан подробный график работы.

До 1 декабря на линии будет работать один троллейбус. Второй троллейбус будет пока исследоваться.

Работать троллейбусная линия будет- с 8 часов утра и до 11 часов вечера.

Сколько в троллейбусе мест? 37 кресел. Общая вместимость – 45 человек.

«Московская правда» 15 ноября 1933 года

СЕГОДНЯ НАЧИНАЕТСЯ ДВИЖЕНИЕ ТРОЛЛЕИБУСОВ

Сегодня открывается первая троллейбусная линия на Ленинградском шоссе. На линии пока будет работать один троллейбус (другой временно будет использован для исследовательской работы).

Движение троллейбусов сегодня начнется между 10-11 часами утра. В дальнейшем троллейбусная линия будет работать с 7 час. утра до 11 час. вечера.

Поездка от Белорусско-Балтийского вокзала до Окружного моста займет примерно 30 минут. Водителям троллейбусов категорически запрещено об’езжать идущие впереди автомашины.

Каждый троллейбус вмещает 45 чел. (37 мест для сиденья).

Водители и кондуктора троллейбусов будут одеты в специальную форменную одежду.

Все виды льготного проезда на трамваях не действительны при проезде на троллейбусе.

Первый московский троллейбус ЛК-1 № 1, ноябрь 1933 г., pinterest.com
Первый московский троллейбус ЛК-1 № 1, ноябрь 1933 г., pinterest.com

«Московская правда» 17 ноября 1933 года

1.209 ПАССАЖИРОВ перевез троллейбус в первый день открытия линии (15 ноября). Сделано 14 полных рейсов. Все механизмы троллейбуса работали хорошо. Со вчерашнего дня троллейбусная линия работает о 7 час. утра до 11 час. вечера. Для отопления троллейбуса в ближайшие дни устанавливаются электропечи.

Первый московский троллейбус ЛК-1, Моховая улица, 1933 г. Источник указан на фото
Первый московский троллейбус ЛК-1, Моховая улица, 1933 г. Источник указан на фото

«Московская правда» 24 ноября 1933 года

ГАРАЖ НА 150 ТРОЛЛЕЙБУСОВ будет строиться на скрещении Ленинградского и Волоколамского шоссе. Начата подготовка строительства гаража первой очереди на 40 машин.

«Московская правда» 8 декабря 1933 года

ВТОРОЙ ТРОЛЛЕЙБУС, находящийся на техническом испытании будет пущен в эксплоатацию 10 или 11 декабря. Работающий сейчас на линии первый троллейбус после пуска второго ставится на технический осмотр на пять дней. После осмотра на Ленинградском шоссе будут работать оба троллейбуса.

Второй троллейбус ЛК-1 № 2 отъезжает от конечной остановки «Мост Окружной ж.д.», Волоколамское шоссе, накануне официального пуска. Автор - Анатолий Васильевич Егоров, копирование Александр Евгеньевич Шанин.
Второй троллейбус ЛК-1 № 2 отъезжает от конечной остановки «Мост Окружной ж.д.», Волоколамское шоссе, накануне официального пуска. Автор - Анатолий Васильевич Егоров, копирование Александр Евгеньевич Шанин.

«Московская правда» 9 декабря 1933 года

ОКОНЧАТЕЛЬНО УТВЕРЖДЕН тип первого трехосного троллейбуса, который должен быть выпущен XVII партс'езду. Часть рабочих чертежей закончена. Кузов троллейбуса уже делается на автозаводе им. Сталина. Моторы будут той же марки, которая установлена на первых двух троллейбусах. Троллейбус будет вмещать 75 пассажиров и двигаться со скоростью до 40 килом. в час.

«Московская правда» 14 декабря 1933 года

ТРОЛЛЕЙБУС № 2, работающий на Ленинградском шоссе, снят с линии для технического осмотра. Он прошел 7 тысяч километров. Все части троллейбуса находятся в порядке. Сейчас на линии работает троллейбус № 1. Технический осмотр троллейбуса закончится к 18-20 декабря. В Щепетильниковском трамвайном парке уже готово помещение для десяти новых троллейбусов, которые должна выпустить промышленность к 1 января.

«Московская правда» 23 декабря 1933 года

ТРОЛЛЕЙБУС № 2, находящийся сейчас в техническом осмотре после пробега им первых 7 тысяч километров, будет выпущен на линию 25 декабря. Все части троллейбуса в полной исправности. После выпуска в эксплоатацию троллейбуса № 2 на Ленинградском шоссе будут работать 2 троллейбуса.

При перепечатке ссылка на канал обязательна.

Коммерческое использование материала, равно как и его частей, без письменного разрешения автора не разрешается. ©

Спасибо за внимание.