Свежий завоз попаданцев — налетай, пока горячо!
На развале — четыре сорта временного мяса, отборные, с душком эпохи.
Вот, к примеру, «Секретарь» — вроде бы обычный фарш из семидесятых, но с неожиданным привкусом сексизма и самодовольства. Не всем зайдёт, но гурманы оценят.
Рядом — «Рассвет русского царства»: крепкий деревенский гуляш из XV века, с хрустящей корочкой исторических реалий и щепоткой прогрессорской приправы.
А вот и дичь — «Отдохнул на Алтае». Мамонтятина, слегка подкопчённая, с гарниром из черных дыр и бухгалтерии. Осторожно: может содержать следы Верочки.
Ну и десерт — «Догнать себя». Слоёный пирог из ностальгии, политических специй и детских спортивных разрядов. Вкус спорный, но запоминающийся.
Пробуйте, пробуйте. Мы уже отведали — теперь ваша очередь. Только не говорите потом, что не предупреждали.
1. Секретарь
Коруд Ал
АННОТАЦИЯ. Обычный попаданец в тело молодого человека середины семидесятых. Звезд с неба не хватает. Но зато имеет четкую цель - сделать партийную карьеру.
Друзья, полезные знакомства. Насколько это отличается от знакомого ему мира.
ПРИМЕЧАНИЕ. Новый тренд, господа! И дамы. Авторы начинают торговаться со своими читателями прямо на старте проекта. Коруд прямо написал: "Я выставил по несколько глав на суд читателей, чтобы решить, что будет в предстоящее время писаться. По итогам недели и количеству откликов решу окончательно". А дизлайки принимаются? Ах, да, их на АТ просто нет. Проголосовать не получится.
После прочтения первых 4 глав, возникло ну такое себе, омерзительное ощущение. Главный герой - это ходячий мем, собранный из худших образцов "попаданцев". Его внутренний мир – это "клондайк" из пошлых шуток, анахронизмов, снисходительности и откровенной мизогинии ("бабы дуры"). Он – квинтэссенция бездуховности, не меняющийся даже после столкновения со смертью и "небесной канцелярией". Его реплики про "нетрадиционную национальность" или "Филю или Прохора" (намекая на Киркорова и Шаляпина, видимо) не добавляют ему глубины, а скорее отталкивают.
Сюжет и интрига - их пока тоже нет. А что есть? Набор зарисовок, призванных продемонстрировать, как наш "гений" из будущего легко и непринуждённо приспосабливается к жизни в СССР, попутно накачивая мышцы и отбиваясь от местных девиц. Наконец, отсутствие конфликта - герой мгновенно адаптируется, всех вокруг "прохавывает", побеждает в драках, умнее всех. Пока в Секретаре не ни одной реальной проблемы, которая заставила бы персонажа расти или читателя переживать.
Грехов Тимофей, Ник Тарасов
АННОТАЦИЯ. Что, если авария на заводе, это не смерть, а билет в другую жизнь?
Пусть даже в тело сына десятника, в крепости, стоящей на границе Великого княжества Московского и Казанского ханства. На дворе 1460 год. Знания современника помогут адаптироваться, выжить, но в чем будет его предназначение? Лекарь? Воин? Прогрессор?
ПРИМЕЧАНИЕ. Удивительное дело - все те штампы (главный герой - майор Чингачгук, “из грязи в князи”) за которые мы критикуем романы с попаданцами, тут присутствуют, но почему-то не вызывают особого раздражения. Авторам удалось попасть в какой-то правильный нерв читателя?
Итак, представьте себе: жил-был в современной России 35-летний Дмитрий, человек-оркестр с дипломом фельдшера, навыками ВДВшника, токаря, слесаря и, о, дивный новый мир, кризисного менеджера. Работал он, значит, на заводе, пилил ульи по пятнадцать часов, мечтал о прекрасном, но вместо этого получил по голове бетонной плитой. И, как водится в таких историях, "авария на заводе — это не смерть, а билет в другую жизнь!" (цитата из аннотации).
Очнулся наш Прогрессор во плоти тринадцатилетнего Митьки, сына десятника, в глухой крепости на реке Суре, в дремучем 1460 году. Вокруг — грязь, лапти, татары, а Митька – забитый слабак и плакса. И, разумеется, Дмитрий, как истинный попаданец, тут же начинает ныть, что "магии нет!", "где мой рояль в кустах?!", "почему не князь или боярин?!". Но выбора нет: приходится учиться махать деревянной палкой аки мечом, ковать у кузнеца и стрелять из лука, благо "принцип тот же, что и у автомата" (тут посмеялись).
Кульминация наступает, когда на крепость нападают татары. В пылу битвы наш герой, благодаря своим глубочайшим познаниям в геометрии и баллистике, убивает лошадь вражеского лучника. Отец, Григорий, внезапно прозревает и называет его "сыном". Но истинный звездный час Дмитрия настает, когда боярича Глеба ранят стрелой в шею. И тут Дмитрий, словно доктор Хаус после пары цистерн викадина, заявляет, что "сможет попробовать спасти!" Все в шоке, ибо пацан, а "горло режет!" Но чудо! — свет с небес падает на Дмитрия (и его нательный крестик), убеждая всех, что он не колдун, а почти что святой.
Далее следуют душераздирающие сцены, достойные лучших медицинских драм: коникотомия (произведена на ощупь, без инструментов, в XV веке!), проталкивание стрелы насквозь, зашивание ран шелковыми нитками (любезно выдернутыми из рубахи убитого татарина) и назначение отвара из коры ивы (природный аспирин, а вы что думали?). Сын боярина спасен, Дмитрий получает серебряные монеты (серебряные копейки в 1460 году? серьезно??). В финале выложенных глав наш герой решает бороться с голодом, изобретая рыболовные крючки с "заусенцами" (чтобы рыба не соскакивала, а то ж не попаданческий метод!).
Повествование летит, темп событий нарастает. И да, почему-то это все не вызывает раздражения, написано бодро. Может дальше градус бреда будет нарастать, но пока почитаем.
АННОТАЦИЯ: Решили сплавиться по Катуни, а пришлось сплавляться по реке времени.
Жизнь и приключения попаданца в каменный век.
ПРИМЕЧАНИЕ: Начало порадовало: прямо в первой главе человек из будущего (6 мая 2026 г) попадает в прошлое. Но не тупо помирает, а по вполне солидному поводу. Сдвиг тектонических плит привел к флуктуации сингулярности нано-черной дыры (безо всякой пошлости) с высвобождением гравитационного излучения, приведшего к схлопыванию временного континуума. Побочкой крайне мощного геодинамического события и стал переброс куска пространства вместе с главным героем.
Трагичность события настигла его, когда он отливал на дерево. При том, что попал герой удачно - с кучей рюкзаков, палаткой, байдаркой, чужой овчаркой, половинкой (верхней) тела бухгалтерши Верочки и прочей снарягой своей и товарищей-туристов. Так попадать можно, скажет любой читатель, так несчитово. Но уж как есть, попал - греби! Тем более, что кругом львы с мамонтами бродят недрессированные, тоже мне, Сибирь.
С зачином мы разобрались, а как дальше? Дальше всё также бодро, с юмором, порой чернеющим до упора, по мне это плюс. Недотёпистость попаданца доставляет удовольствие и чувство собственного величия. А еще радует понимание, что Чингисхана со Сталиным не будет: тут или Сталин, или мамонты. Автор старается не смешивать жанры, так что имеем мы попадание в доисторический период. Заклепочники - на выход! То есть не на сцену, а из зала.
Литературная составляющая в наличии, равно как знаки препинания, обороты речи и всё то, за что мы любим русскую речь (нет, я не про нецензурную брань, хотя разок у героя вырвалось). Лично я прочёл 4 главы и был полон желания дочитать до того места, когда он наткнется на живых местных людей, раз уж современники все кончились. Затягивает, понимаешь. А с учетом бесплатного статуса книжки, дописанной где-то на три четверти. Но в процессе чтения на пятой главе я сломался, когда герой… Впрочем, читатель сам всё поймёт, достаточно просто… Я рекомендую взвесить шансы и решить вам самим, стоит ли рисковать, а вдруг недотёпистость заразна? С другой стороны офисный планктон так бы себя и вёл в такой ситуации, в этом плане вполне реалистично всё описано.
4. Догнать себя
АННОТАЦИЯ: Мой взгляд на попадание в себя прошлого. Здесь не будет спасения всего и всех, скорее попытка прожить идеальную жизнь с точки зрения себя взрослого. Также есть мнение, что мы, рожденные в СССР, явно учились не там и не тому. Посмотрим что получится. Ну и да, авторский произвол по отношению к местам и событиям будет вылезать из всех щелей.
ПРИМЕЧАНИЕ: Во-первых, тут у нас “попрыгун”. Меж 2022 и 1982 с последующими годами. С нюансами, правда – время “тут” и “там” течёт по-разному. Точнее, в наше время ГГ попадает почти последовательно: откуда ушёл, туда и вернулся, а в прошлое – пунктиром, с пропуском месяцев, а то и лет. Но необычности на этом не кончаются.
Шестилетка идёт в первый класс. Ну, ладно. Но 7-то ему исполнится почти через год, в июне 1983. То есть, в школу его взяли ровно с шести? Вроде, не принято было такое…
Будильник в комнатке, где спят ГГ с родителями, будит только его. Вот что значит здоровый крепкий сон людей с чистой совестью!
1982, ноябрь, смерть Брежнева, конец “застоя”, начало “гонки на лафетах”. Об этом – ни слова. Уверен, что такое событие не могло пройти незаметно даже и для натурального шестилетки, а уж попаданец чтоб такое проигнорировал – странно.
Времени даром малец не теряет: немедля записывается на студии гитары, шахмат, акробатики, плавания и рисования. И уже через пару месяцев получает спортивные разряды! Мда-а-а… Силён, бродяга! И быстренько заканчивает школу не то за 4, не то за 5 лет.
Причём все его интересы направлены исключительно на резкий рост собственного благосостояния. Даже о вялой и неуспешной попытке предотвращения Чернобыля упомянуто впроброс. А ведь был ещё Спитак…
Мы с удивлением узнаём, что Мавроди был финансовым гением, а МММ рухнула не потому что пирамида, а потому, что её (и его) удушили злобные бюрократы. А не то вся страна бы каталась как сыр в масле.
Ещё один штрих - автор потащил в текст тему СВО.
Как-то это… не совсем правильно, а?
Текст, однако ж, в целом, вполне грамотный, хотя огрехи есть.
Вот, например, моё любимое деепричастие:
проснувшись утром, у меня в голове был готовый ответ.
Ясно же - это готовый ответ, проснувшись, был в голове!
Объём выдан немаленький, коррекция собственного будущего идёт хотя и итеративно, но неуклонно, при этом остальной мир несётся по накатанной, не сворачивая с привычного пути.
Наверняка и это произведение найдёт своих (по)читателей.