Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

Стой, кто идёт? Карта маршрута и блок-посты на пути к Самости

Оглавление

Введение

В любом подходе к психике важна карта: где мы начинаем путь, какие «блок‑посты» встречаем, и какой маршрут ведет к встрече. Цель — не показать полный набор методов, а выделить точку встречи между клиентом и изменением: что именно мы ищем и какие препятствия чаще всего встречаем на дороге к целостности.

Дорожная карта. Юнг: движение Эго по пути индивидуации

Юнг учил: путь к индивидуальному — это не наращивание силы, а очистка от лишнего. Встреча с социальными масками, приросшими в процессе нашего плавания по реке жизни, — неизбежна. Интегральный образ этих масок, Персона, служит адаптации к миру. Последние стражи порога, Анима и Анимус — мосты к внутренним противоположностям. Часто после достижения поставленных целей мы ощущаем пустоту. Это не провал, а сигнал: чья же жизнь руководит моими решениями —своя или чужая? В практическом ключе это значит: карта должна прокладываться не по чужим стандартам, а по собственному голосу внутри. Истинная сила — не создание нового «я» за счет чужих представлений, а возвращение к тому, кем мы были до навязанных ролей. В этом возвращении к «я» мы находим не пустоту, а возможность для подлинной связи с собой и с миром.

Кто идет по пути индивидуации? Призрак будущего или реальное «Я»

Арнольд Бейссер формулирует идею изменения так: настоящие изменения происходят, когда индивид перестает пытаться стать тем, кем он не является, и начинает быть тем, кем он есть, во всей своей палитре состояний.

Фредерик Перлз утверждает: необходима практика “здесь и сейчас”: свобода рождается из конкретной, живой встречи с фактом жизни, а не из попытки навязать себе чужие сценарии. Проект индивидуации превращается в движение из присутствия: что происходит сейчас — и как я на это откликаюсь без принуждения. Иными словами: изменение — не результат принуждения к новому «я», а выдох того, что уже внутри, и тень, и свет.

Про внутреннюю опору. Голос Самости в нас

Самость — не абстракция, а конкретный голос внутри: интуиция, Душа, совесть, внутренний голос. Этот голос действует как мост между светом и тенью, между тем, что мы делаем из осознания и тем, что мы не хотели бы признавать в себе…

Чтобы исцелить вытесненные части «Я», нужно быть рядом с ними, признавать их существование и давать им право голоса. Встреча с болью — это не суд над «слабостью», а возможность для самоисцеления: дать доступ Наблюдателю на мосту — голосу Самости — к тем фрагментам, которые ранее оставались вне поля зрения. Когда Наблюдатель получает право голоса, внутренние конфликты становятся понятнее, а энергия — направлена на интеграцию, а не на подавление.

Заключение

-2

Психоаналитический анализ идей трёх мыслителей современности - Юнга, Перлза и Бейссера - показывает одну общую схему: путь к целостности начинается с принятия текущего момента, встречи с реальным «Я» и активного слушания внутреннего голоса. Перлз учит жить здесь и сейчас как путь к естественным изменениям; Бейссер — не бороться, а быть самим собой; Юнг напоминает, что смысл приходит через интеграцию противоположностей. В итоге, человек не должен стремиться к идеалу «я», а , в первую очередь, ко встрече с самим собой в настоящем — без защиты и без патологического идеализирования.

Автор: Данилина Ольга Васильевна
Психолог, Клинический психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru