Дорогие мои книголюбы, у вас бывает буквально физическое удовольствие от чтения? Когда, словно при влюбленности или во время отпуска мечты, бегают мурашки, восхищает абсолютно всё, вы бесконтрольно улыбайтесь или сглатываете слёзы?
Мне кажется, это счастье для книжного червя - взять в руки такую книгу!
Узнала об этой книге, которую еще в 2011 году все прочитала и обсудили, случайно. Искала сайт стилиста Марины Степановой, а попала на разгромную статью о писательнице Марине Степновой в целом и романа "Женщины Лазаря" в частности.
Автору статьи даже стыдно вслух признаваться, что брал в руки такое чтиво.
Как человеку, избегающему категоричных суждения, мне стало любопытно, чем же могла настолько глубоко отрицательно поразить эта книга.
"Сюжет романа строится по канонам семейной саги и охватывает весь 20 век, рассказывая истории трех женщин, связанных фигурой ученого Лазаря Линда" - сообщает аннотация к роману. И критиканы сразу взвиваются, что это "карикатурнейшая мелодрама, c телеканала "Россия 1".
К счастью, у меня нет телевизора, поэтому я не могу сравнить его с современными телешедеврами.
А вот с "семейная сага" я тоже не согласна. Семья, в моем наивном представлении, это не просто ячейка общества, люди с одной фамилией и кровью. Это люди взаимо уважающие, взаимо поддерживающие друг друга, любящие, наконец , друг друга.
У Лазаря Линдта этого не было, ни любви, ни семьи, ни уважения, ни понимания. Его семьи, его любовь трудно назвать ... нормальной, в привычном понимании. И уж точно она никому не принесла счастья, особенно его женщинам.
Разве что Марусе, первой, единственной...
18-летним, оборванным, голодным, вшивым подростком явился Лазарь Линдт на порог Второго МГУ. Взяв в руки тетрадку, единственное имущество парня, Сергей Александрович Чалдонов, еще вчера директор Высших женских курсов, а сегодня строящий на обломках революционной Москвы новый университет, понял, что перед ним сидит величайший ум. А еще друг, соратник и сын.
Чалдонов забрал юношу домой, накормить, отмыть, отогреть. И, конечно же, представить юного гения супругу, Марие Никитичне, Марусе. Той самой, что будет любимой женщиной на всю жизнь их обоих.
Она, бездетная, полюбит его как сына, которого, наконец, дождалась к сорока годам. Своего Лесика.
Он полюбит ее как женщину, самую лучшую, самую светлую, неповторимую, чьи черты он всю жизнь будет искать во всех своих женщинах.
Здесь хочется сделать паузу и отметить первый момент, почему мне как раз понравился этот роман.
В нем много героев, но ни один из них не плоский, не проходной, не затыкающий сюжетную дыру. Автор, по моему мнению , видит своих героев, понимает, какие они и зачем они. Даже не давая им главной роли в сюжете, она каждого наделяет какой-то характерной чертой, позволяющей выделить и запомнить персонажа.
Например:
Услышав за дверью скребущиеся и совершенно дворняжьи звуки, которыми секретарь кафедры обычно предварял свое унылое появление, Сергей Александрович Чалдонов недовольно закряхтел.
Деликатно поцарапав лапкой дверь, секретарь засунул в кабинет плешивую голову
Тут к вам пришли, – сообщил секретарь, по-прежнему пребывая между коридором (тыльная часть) и чалдоновским кабинетом (голова). В каком-то смысле это тоже была привычная ему позиция между прошлым и будущим.
Если бы мне пришлось проходить тест по этому роману и отвечать на вопрос, был ли у Чалдонова секретарь, я вряд ли вспомню его имя, но вспомню плешивого, заискивающего человечка.
Знакомя нас с Марусей, автор не просто констатирует факт, что у четы Чалдоновых не было детей. Она расскажет о знакомстве двух молодых людей, о головокружительном счастье медового месяца во время речного круиза, о нескольких годах ада из-за походов по врачам, поездок на воды и к знахаркам, неистовых молитв и строгих постов.
А потом супруги смирились. Точнее, Чалдонов смирился, а Маруся, во время последнего посещения монастыря в Костроме, о чём-то договорилась с Богом. О чём - Сергей Александрович не узнает. А через 30 лет - не догадается.
И вся эта история объяснит нам, почему Чалдоновы так легко впустили в свою жизнь незнакомого оборвыша. И почему затем, после войны, уже живя в эвакуации в Энске, их дом будет пополняться новыми детьми...
Жизнь проходила сквозь Марусю и мимо нее, но она все равно знала, что Бог выполнит данное обещание, как взамен она сдержала слово, данное Ему. И Бог оказался справедливым. Ребенок у Маруси появился в сорок девять лет. И ничего, что им оказался тщедушный жиденок с горячими и веселыми – вопреки национальным велениям – глазами. Ничего, что ему было восемнадцать и что кроме вшей он принес в дом еще и отчаянно злую чесотку. Это был ее ребенок, Марусин. Ее единственный мальчик. Ее золото. Ее Лесик. Она сразу поняла это, как только открыла дверь.
Второй момент, влюбивший меня в книгу, - это слог автора.
"К слогу тоже есть вопросы, поначалу он кажется красивым и даже может быть богатым, но чем дальше погружаешься в текст, тем больше хочется нахмуриться от пошленьких формулировок" - фыркают критиканы.
Современный язык такой простой, быстрый, практичный. Люди берегут свое время и время собеседника, ограничиваясь лаконичными фразами. Деловые люди разбавляют речь затейливыми терминами типа "аутсорсинг" или "франчайзинг", а подростки сленгом а-ля "кринж", "пикми" или "скуф".
Поэтому така старомодница как я, жмурясь от удовольствия, снова и снова катала по языку кудрявые словообороты автора:
В ходу были медленные завтраки на палубе под полотняным тентом – с сероватой икрой, которую положено было намазывать на ноздреватую плоть горячего калача специальной костяной ложечкой, и с бесконечным чаепитием из маленького пузатого самоварчика, про который Маруся в первое же утро сказала, что он похож на архиерея – такой же важный и пыхтит.
Критики фыркают, что "события разворачиваются в очень яркий исторический период, но в романе это никак не влияет на насыщенность происходящего... Автор только сообщает читателю: «ну вот сейчас революция - есть нечего, а сейчас отечественная - всех забрали, а вот сейчас 90-е, поэтому Лидочка в джинсах..»
А меня, наоборот, чрезвычайно восхитило, как несколькими штрихами автору удалось передать и время, и атмосферу, и настроение. Смотрите, как в одном предложении нам показан и семейный уклад, где на ужин сервируют стол по всем правилам, и остывающие следы уходящей эпохи с серебряными приборами и кузнецовским фарфором, и тяготы нового, дефицитного времени, вынуждавшего делать чай из подручных продуктов.
"Хрустели салфетки, тяжело звякало серебро, из просторного, как полынья, ворота чалдоновской рубахи торчал, пуская ликующие блики, наголо обритый Линдт (Чалдонов принес в жертву отменную бритву фабрично-промышленного торгового дома Арона Бибера, Варшава, дореволюционная роскошь, в самый раз для ваших непроходимых кущей, коллега), в кузнецовских чашках светился настоящий морковный чай с настоящим сахарином..."
Со смертью Маруси заканчивается светлая сторона романа. Когда он встретит Галочку, юную копию Маруси, Лазарю будет уже за 60 лет. Это будет чувство такой ошеломляющей силы, что он едва не лишится чувств при первой встрече.
А для нее эта встреча станет самым страшным днём ближайших 23 лет ее жизни. Жизни с ненавистным человеком, жизни без любви, без мечты, и без цели. Красивой жизни в золотой клетке, в красивой обёртке избалованной женщины, но с очерствевшим сердцем внутри.
Как мог Лазарь не замечать, что жена его ненавидит и едва терпит? Любовь бывает потрясающе слепа и глуха. Кроме того, он сначала не мог получить Марусю, а потом и вовсе потерял. Можно ли понять его и простить то, что он сломал жизнь юной девочке , собиравшейся замуж за любимого человека? В этой ситуации жалко обоих: и Лазаря, который никогда не был по-человечески счастлив, и Галочку, у которой это счастье украли.
"Может, это действительно просто беременные, гормональные, нутряные и оттого особенно бессмысленные капризы? Может, она родит и наконец-то увидит его наново – Марусиными, веселыми, радостными глазами? Должен ли он был ее отпустить? И в силах ли он был это сделать?
Но обманывать себя получалось недолго – максимум хватало на стакан чая, – и к тому моменту, когда на дне оставалась только сахарная, густая, ни на что не пригодная жижа (дурацкая привычка класть по пять ложек и не размешивать), Линдт уже понимал, что все напрасно, и что он влюблен во второй раз в жизни – и во второй раз, словно в насмешку, несчастливо".
Трудно ответить однозначно ... но персонаж Лазаря Линдта становится из интересного и незаурядного - неприятным. А его нежелание замечать хоть что-либо вокруг себя, кроме работы и любимых женщин, - отталкивает. Ведь этот феерический эгоизм, это слепота ко всему сделают несчастными не только жену, но и сына, абсолютно никому не нужного ребенка, и внучку Лидочку, на судьбу которой также упадёт тень гениального деда.
Про Лидочку невозможно ни читать, ни пересказывать - это самая душевыворачивающая часть романа.
Абсолютно счастливый, залюбленный родителями ребёнок попадает к бабушке, уже не Галочке, но Галине Петровне. Освободившейся от мужа, красивой, богатой, самовлюблённой, абсолютно чёрствой, не нуждавшейся в своём ребенке, а теперь еще и во внучке.
Здесь потрясающе по своей чудовищности описана балетная школа, в которую отдают Лидочку. Либо автор знакома с ней не понаслышке, либо тщательно консультировалась, либо знакома с биографиями именитых балерин ибо ТАК передать труд, боль, одиночество учениц. Крошечных созданий, которых ломают морально и физически, ради чего? Красоты, лёгкости, искусства, славы?
Могу бесконечно долго говорить об этом романе, но, думаю, уже изрядно вас утомила.
Негативные отзывы чаще всего упоминают абсолютно неприятных героев, особенно главного. Уродливые линии любви, где старики совращают юных девочек. Нет важных тем, одно словоблудие. Кто-то категорически не понял, о чем и зачем этот роман.
Как говорится , "я не стодолларовая банкнота, чтобы нравится всем". Мы все разные и пропускаем через себя информацию, книги, культуру по разному. И это прекрасно ибо всегда есть, о чем подискутировать.
На мой взгляд, "Поющие в терновнике" или "Сага о Форсайтах" не менее тягостные семейные истории, где тоже не всё однозначно с героями.
Пошлость, совращение малолетних? Сонечке Мармеладовой было 18 лет, когда она пошла на панель. Карамзинскую Бедную Лизу совратили в 17 лет, в тех же "Поющих в терновнике" преподобный Ральф любил Мегги чуть ли не с ее 9 лет. Поэтому ничего нового или шокирующего автор нам не показала.
Уродливая любовь? Она также не нова, от еврипидовской "Медеи", убившей собственных детей, до "Грозового перевала", где всеми манипулирует героиня - социопат, от бунинской "Митиной любви" с биполяркой до "Лолиты".
Любовь - это не только бабочки в животе, к сожалению. И если писать только хорошее, это будут сценарии для Диснея, не более.
Наконец, о чем и зачем? Для меня:
- о несгибаемых женщинах, переживших так много и сумевших не только выстоять, но и выйти победителями;
- о конфликте гениальности и человечности: той гениальности , что двигает прогресс, развивает медицину и технологии, и той БЕСчеловечности, который часто обладают такие люди;
- о нелюбви, которая случается чаще, чем того бы хотелось.
Лично я ото всей души благодарю автора за то завораживающее путешествие, которое я прошла с Лазарем Линдтом, то замерзая, то оттаивая душой с каждой страницей ❤️