Найти в Дзене

Письмо шестое: король жанров - репортаж. 5W и барабанная дробь

ИИ Алиса
ИИ Алиса

ЧАСТЬ II. НАЙДИ СВОЙ ЖАНР: КЛЮЧ К УВЛЕЧЕННОЙ И ОСМЫСЛЕННОЙ РАБОТЕ

«Писать — это как играть на пианино. Сначала нужно научиться играть, а потом — играть с душой»

Рэй Брэдбери

Привет ещё раз!

Сегодня у нас вторая серия писем — посвятим её жанрам журналистики. Их, конечно, тьма‑тьмущая, но я остановлюсь на самых‑самых, которые мне по душе и которые считаю базовыми: репортаж, интервью, сюжет, заметка, статья.

А ещё чуть‑чуть поговорим о вёрстке информационных выпусков — не могу пройти мимо, уж очень люблю эту тему! Всё‑таки 17 лет вела информационные программы — есть что вспомнить и чем поделиться.

Знаешь, в любом материале журналист так или иначе проявляет себя. Даже если старается спрятаться, даже если пишет заказную статью — всё равно где‑то проскользнёт его «я». Частичка души, взгляд, интонация — что‑то да проявится!

А у тебя что получается лучше всего? Какие публикации даются легко, будто сами льются? Понять это — очень важно. Ведь когда ты работаешь в своём жанре, это не просто работа — это удовольствие!

В этой части книги мы как раз разберём:

  • какой жанр поможет тебе раскрыться по‑настоящему;
  • как не потерять свежий взгляд и оставаться в теме;
  • где искать необычные формы подачи материала;
  • о чём и как лучше писать именно тебе.

Всё это — чтобы ты не просто делал свою работу, а приносил реальную пользу людям. Ведь когда ты на своём месте, когда материал «идёт» — это чувствуется. И читатель это чувствует тоже.

Ну что, заглядывай в почтовый ящик — там уже ждёт следующее письмо! Давай продолжать разговор.

ии Алиса
ии Алиса

Глава 6. Письмо шестое: король жанров - репортаж. 5W и барабанная дробь

Дорогой друг!

Знаешь, перечитывая свои первые письма, понимаю: там было много мыслей — таких, что будто программируют, настраивают на нужный лад. Я вовсе не хотела выворачивать тебя или себя наизнанку. Просто очень хотелось достучаться до сердца.

Ведь как бывает: пока внутри не созреет готовность к прыжку — ничего по‑настоящему не случится. А когда эта внутренняя пружина сжимается до предела — вот тогда и победа уже где‑то рядом.

Я верю: ты именно тот человек, которому место в журналистике. Да, многие говорят (и я с ними согласна): если человеку не дано писать — он вряд ли станет по‑настоящему хорошим журналистом. Это как с пением: если Природа не наделила голосом — вряд ли получится стать профессиональным вокалистом.

Но знаешь, что важно? Никто не вправе лишать человека радости пробовать, учиться, искать свой путь. Вспомни удивительный случай из спорта: тренер по синхронному плаванию вывел команду на призовое место — и никто даже не догадывался, что сам он… не умеет плавать!

Вот и в нашем деле так: даже если что‑то кажется невозможным, если кажется, что «не дано» — это ещё не приговор. Неидеальный почерк, не самая гладкая речь, даже физические ограничения — всё это не значит, что ты не можешь писать. Что ты не можешь найти свой голос, свою интонацию, свой путь.

Так что давай отбросим сомнения — и приступим!

Репортаж — мой любимый жанр, и сегодня я хочу о нём поговорить. Это круто: ты видишь событие, а через тебя его видят другие — зритель, читатель.
Эрих Мария Ремарк когда‑то сказал: «Тот, кто видит, обязан рассказать. Тот, кто рассказал, обязан дойти до конца».
Мы в игре — так давай пройдём этот путь красиво!

Особенности репортажного жанра

Знаешь, репортаж — это как игра. По крайней мере, для меня. Хотя многие уверены: это самый сложный жанр! И в чём‑то они правы: тут мало просто видеть и слышать. Нужно быть прямо там, на месте, как летописец: всё вижу, всё слышу, всё замечаю!

Я люблю представлять себя спортивным комментатором в прямом эфире. Вот оно — событие, прямо сейчас. Я описываю, что происходит, но понятия не имею, что будет через минуту: вдруг гол? Или пенальти? Именно поэтому я всегда начеку. Работаю на опережение: пока рассказываю об одном моменте, уже продумываю следующий — куда двигаться, что ловить, где самое интересное.
А сначала — «сканирование». Как Терминатор: впитываю общую атмосферу, ловлю ключевые детали. Это мои «якоря» — то, за что зацепится взгляд зрителя.

Подготовка к событию

Представь: звонок — и ты уже на пути к месту события. Что за событие? Да кто ж знает! Может, открытие моста, а может, фестиваль. В лучшем случае у тебя есть место и время, в худшем — только название. Чувство, будто тебя, как котёнка, тычут в молоко, а ты даже не понимаешь, что это.

Но не спеши паниковать! Решение простое: лови организаторов. Да-да, даже если они бегают с горящими глазами. Они обязательно уделят тебе время — ведь они знают: от твоего текста зависит, как мир увидит их событие. А значит, и их успех.

Сбор информации на месте

Твоя задача — быть вездесущим! Спрашивай так быстро, чтобы собеседник не успел опомниться, записывай так оперативно, чтобы информация не ускользнула, и крути головой, как сова, — во все четыре стороны сразу. Лови эмоции (они как искры!), подмечай детали (они как пазлы!), прислушивайся к разговорам (там спрятаны золотые самородки!). Бери интервью хоть на бегу — хватай спикеров за пуговицу, если надо. А если ты газетчик — не переживай: потом всё перепроверишь и приведёшь в божеский вид.

Искусство стендапа

Слушай, не надо изображать из себя памятник с микрофоном! Стендап — это не про «я тут стою, смотрите на меня». Это про «я тут делаю что‑то интересное»!

Хочешь показать новую библиотеку? Не просто говори — листай книги, будто выбираешь чтиво.
Открыли дорогу? Не стой столбом — проведи рукой по асфальту, как будто проверяешь качество.
На празднике? Примерь кокошник, пусть все увидят, как он тебе идёт!
Угощают пирогом? Откуси кусочек и поделись впечатлением.
В общем, будь в движении — и твой стенд‑ап заиграет!

Хотешь знать, как сделать стендап не «унылой повинностью», а чем‑то, от чего зритель не переключится на кота в TikTok? Вот рецепт (проверено на себе):

Обязательно:

Место. Покажи, где ты. Не просто «парк», а «у фонтана, где дети кормят уток чипсами».
Эмоции. Да, ты волнуешься. Да, тебе жарко в этом пиджаке. Скажи об этом!
Детали. «Три красных велосипеда у входа», «запах свежескошенной травы», «смех за спиной».
Ты. Не прячь лицо за микрофоном. Пусть видно, что ты — живой.
Динамика. Говори так, будто через секунду случится что‑то важное. Даже если это просто голубь сел на памятник.

Чего избегать (а то будет как у всех):

Шаблонов. «На сегодняшний день» — нет. «Сейчас, прямо здесь» — да.
Формальности. Ты не робот‑информатор. Ты — человек с историей.
Воды. «Было много людей» — плохо. «37 человек в дождевиках» — хорошо.
Общностей. «Некоторые участники» — скучно. «Парень в шапке‑ушанке с чайником» — огонь.
Монотонности. Если ты сам засыпаешь на середине фразы — зритель уже спит.

Помни: стендап — это не обязанность, а возможность. Покажи событие так, чтобы зритель сказал: «Вау, я тоже хочу туда!»

Признаюсь, не смогла устоять — перечитала свои заметки о репортаже. И что ты думаешь? Понравилось! Да-да, сама в шоке: написано легко и по делу. А всё потому, что репортаж — это моя территория. Мой конёк, если угодно. Лебединая песня, как ни пафосно звучит.

Но хватит самолюбования! После столь красочного объяснения, что такое репортаж и зачем нужен стендап, пора перейти к менее радужным деталям.

Эволюция журналистских форматов: репортаж vs отчёт

В современном медиапространстве наблюдается тревожная тенденция. Низкокачественные стендапы заполонили эфиры, а по-настоящему профессиональные репортажи становятся редкостью.

То, что мы видим сегодня — это преимущественно короткие информационные сводки, лишённые глубины и аналитики. На смену живому повествованию пришёл сухой отчётный формат, перекочевавший из канцелярской документации в современную журналистику. Эти новостные сводки изобилуют шаблонными фразами и лишены той самой «изюминки», которая когда-то делала журналистику искусством.

Репортаж о визите чиновника «по заданию сверху»? Ну, строго говоря, это и не репортаж вовсе.

Но настоящий журналист не унывает! Даже в «канцелярском» формате можно найти изюминку. Смотри: кто как зашёл, кто как подъехал, что сказал первым делом. А вдруг кому‑то не хватило каски? Или на каске — сюрприз! — написано «БОСС»?

Был у меня случай: снимала репортаж о визите губернатора на завод комбикормов. Всё чин по чину, ничего интересного. И тут — бац! — посреди заводского гула раздаётся жуткий птичий вопль.
«Что это?!» — в панике спрашиваю.
Инженер спокойно: «А, это наша жар‑птица. Электронный имитатор, ворон отпугивает».
Вот это я и вставила в репортаж. А про протокол — уже потом.

Структура репортажа

Ладно, друг, теперь к делу — как не напортачить с репортажем. Можно начать скучно: «Место. Время». А можно — с чего‑то такого, от чего читатель или зритель ахнет: «Вау, что это?!»

Вспоминаю мой первый репортаж… До сих пор мурашки по коже. Это было ещё в эпоху кинокамер (да‑да, я древняя!).

Задание: колхоз. Для городской барышни — чистый экстрим: коровы не на фото, а настоящие! И вот я стою, смотрю на них и думаю: «О чём вообще с ними (и с доярками) разговаривать? И как из этого сделать репортаж?!»

Судьба, видимо, решила: «Ну ладно, не всё же ей страдать!» — и послала мне доярку‑экстраверта. Эта женщина не просто работала — она вещала! Щедро делилась опытом, выдала такое развёрнутое интервью, что мой блокнот едва не разорвался от записей.

Оператор, к счастью, оказался не просто «человеком с камерой», а настоящим наставником. Он терпеливо объяснял, как сделать репортаж живым, и даже предложил снять стенд‑ап с доением коровы. Я, конечно, выглядела как «городская принцесса в мире молока», но попытка — не пытка!

Опыт бесценный. А вот что ждало дальше — это уже отдельная история…

Ох, помню тот «весёлый» день: вернулась с полей и засела за текст. Материал вроде готов — а редактор возвращает. И не раз, не два… Семь раз я переписывала! И каждый раз одно и то же: «Скучно, не цепляет».

Тогда всё было сложнее: сначала пишешь от руки, потом несёшь в машбюро. Машинистки уже смотрели на меня с усталым сочувствием — им‑то приходилось всё это перепечатывать! А редактор всё равно требовал доработать.

Материал в корзине. Я на грани: ещё минута — и брошу всё, уйду, забуду про журналистику… Но тут — ангел‑редактор! — приходит и шепчет: «Слушай, а ты попробуй найти „изюминку“».

«Какую ещё изюминку?!» — чуть не плачу.

««Ту самую», — говорит, — с которой начинается история».

И тут меня осенило!

На ферме у каждой коровы — имя! Не «Буренка № 5», а «Звёздочка», «Неженка», «Фиалка». Прям королевский двор!

Я начала с этого — и репортаж вдруг задышал. Он стал живым, увлекательным, цепляющим — потому что в нём наконец появилась душа. Та самая «изюминка».

Почему яркие начала работают лучше

Динамичное начало привлекает внимание читателя с первых строк. Скучное начало отталкивает читателя.

Помни: первое впечатление формируется в первые секунды. Именно поэтому так важно начать репортаж с яркой, цепляющей детали, которая заставит читателя или зрителя продолжить знакомство с материалом.

Работа на съёмочной площадке над стендапом

Ранее я отмечала значимость действенного стендапа. Однако визуальная активность (перелистывание страниц, управление техникой и т. п.) должна сопровождаться продуманным текстовым содержанием.

В ходе профессиональной деятельности мной было подготовлено множество репортажей с личным участием в кадре. Зрители и коллеги нередко интересовались, каким образом удаётся записывать стендапы с минимальным количеством дублей, сохраняя при этом естественность и уверенность подачи.

Ключ к результату заключается в предварительной подготовке. Несмотря на впечатление спонтанности, за этим стоит системная работа. Перед съёмкой, до команды оператора «Говори!», я неоднократно проговариваю текст. Это позволяет:

определить оптимальный ритм повествования;
выделить естественные паузы;
скорректировать интонационную подачу;
исключить избыточные элементы.

Такой подход способствует созданию живого, органичного стендапа, который воспринимается как профессиональный и естественный. Даже самый качественный текст требует грамотной подачи, достигаемой через репетицию и тщательную работу над формулировками.

Современные реалии

Несмотря на развитие технологий, живой репортаж остаётся одним из самых эффективных способов донесения информации до аудитории.

Репортаж может существовать в различных форматах: телевизионный репортаж, газетный материал, радиопередача, интернет-публикация, журнальный материал.

Особенности современного репортажа

Телевизионный формат включает:

  • Закадровый текст
  • Видеоряд
  • Синхроны (интервью)
  • Звуковое оформление

Печатный формат основывается на:

  • Документальных материалах
  • Результатах интервью
  • Личных наблюдениях автора

Репортаж не должен быть длинным и затянутым. Главное — держать темпоритм! Кстати, темпоритм важен не только в репортаже, но и в других жанрах — в сюжете, в статье.

Ну что, не слишком нагрузила? Вспоминай свои репортажи: может, уже видишь, где ошибался? А может, и нет. В любом случае и теория, и практика тут важны одинаково.

А ты вообще обращаешь внимание на темпоритм?

Темпоритм в журналистских материалах: понятие и применение

Слушай, а что такое темпоритм‑то? Звучит как название сложного танца, а на деле — штука простая и очень полезная.

Если коротко: это когда скорость рассказа плюс эмоции работают вместе. Термин ещё Станиславский придумал — и теперь он рулит везде: и в театре, и в кино, и в журналистике.

Из чего состоит:

  • Темп — это как быстро ты подаёшь материал: можно медленно, можно в умеренном темпе, а можно — «по газам»!
  • Ритм — это про эмоции: насколько текст «бьёт» по читателю, как интенсивно ты даёшь информацию.

Зачем это нужно? Чтобы:

история не стояла на месте;
читатель чувствовал эмоции;
информация доходила чётко;
внимание аудитории не уплывало.

Как это работает на практике? Вот примеры:

  • Структура текста. Чередуй быстрые, динамичные куски с более спокойными — как в музыке.
  • Длина предложений. Короткие — для драйва, длинные — чтобы всё подробно расписать.
  • Слова. Выбирай эмоционально окрашенные — они задают ритм.
  • Паузы. Подзаголовки и абзацы — твои помощники: они создают «дыхание» текста.

Когда я только пришла в журналистику, даже не подозревала, насколько важным окажется понятие темпоритма. Казалось бы, написала текст — информативный, красивый, логически выстроенный. Но мой режиссёр, строгая и принципиальная наставница (с которой, кстати, мы дружим уже более двадцати лет), грустно вздыхала: «Потеряла темпоритм».

Представь, она даже не просила переписать всё заново! Вместо этого:

  • помогала выстроить подачу;
  • шутила: «Только не делай из текста барабанную дробь!»;
  • аккуратно перестраивала структуру — чтобы было и живо, и плавно.

И знаешь, что? Материал буквально оживал — расцветал, играл новыми красками, наполнялся жизнью.

Итак, друг мой, представь свой репортаж… как танец. Не монотонную чечётку, а изысканное танго — где каждый шаг выверен, каждое движение наполнено смыслом.

А в чём же смысл? Всё просто: завязка, вступление, основная часть, концовка — и, конечно, аплодисменты!

Так и в репортаже есть свои ключевые этапы. Они объединены в метод 5W — надёжный способ структурировать материал и сделать его по‑настоящему информативным.

Слушай, а ты помнишь метод 5W? Если нет — сейчас напомню. Это как пять волшебных вопросов, которые не дадут тебе запутаться в репортаже.

  • What? (Что?) — что вообще случилось? Какие факты?
  • Who? (Кто?) — кто тут главный герой, а кто — просто зритель?
  • Where? (Где?) — где это всё происходит? Есть ли какие‑то фишки в локации?
  • When? (Когда?) — когда началось? Сколько длилось?
  • Why? (Почему?) — а зачем всё это? В чём смысл?

Как это выглядит в репортаже?

  • Начало: «Что?» и «Когда?» — чтобы читатель сразу понял, о чём речь.
  • Середина: «Кто?», «Где?» и «Почему?» — тут мы раскрываем все карты.
  • Финал: итоги + всё связываем в одну историю.

С таким подходом ты точно ничего не забудешь, а материал будет и полным, и объективным. В общем, бери на вооружение — и вперёд!

А на сегодня про репортаж всё. Пока!

С пожеланиями успеха и ярких событий,

Твоя мудрая наставница

P.S. Знаешь, о чём я хочу поговорить в следующем письме? Об интервью — этом фундаменте журналистики. Всё начинается с вопроса: как спросишь — так и ответят. «Каков вопрос — таков ответ», — не зря так говорят.

Об этом — в следующий раз.

До завтра,
дорогой друг!

МУДРЫЙ ПОДВАЛ. 60 ВОПРОСОВ РОСТА.

ИНТЕРВЬЮ С ТОБОЙ.

ИИ Алиса
ИИ Алиса

Давай закрепим всё, о чём говорили: ответь на вопросы виртуального интервью. Просто напиши свои мысли и скинь мне на почту или пиши в комментариях, если читаешь онлайн. Можешь отправить аудио, сделаем подкаст.

А вдруг из этого получится крутая книга, и ты окажешься одним из её главных героев? Звучит как план, правда? Так что не стесняйся — давай, загляни в себя и пиши!

1. «Какой этап работы над репортажем вы считаете самым сложным — подготовка, съёмка или монтаж / вёрстка? И какие лайфхаки используете, чтобы пройти его без потерь?»

2. «Какие три типичные ошибки в репортажах сразу «режут глаз» даже непрофессионалу? И как их избежать?»

3. «С появлением сторис, лайвов и иммерсивных форматов классический репортаж теряет актуальность или просто меняется? Что, на ваш взгляд, останется его неизменной сутью, а что уйдёт в прошлое?»

до следующего письма....

Фэнтези
6588 интересуются