Найти в Дзене

Про "Я-кожу", внутренний мир и личные границы

Иногда я встречаю людей, которые не понимают, где заканчивается их собственное «Я» и начинается мир соседа. Все, что приходит снаружи (чужое раздражение, критика начальства и даже громкий разговор в маршрутке) просачивалось внутрь них без фильтра. И свои собственные мысли и чувства они тоже не могут «удержать»: все это «утекает» или моментально смешивается с чужим. Психика таких людей скорее напоминает старую рыболовную сеть, чем надежный контейнер для содержимого души , - они несут на себе поврежденную «Я-кожу», как сказал бы Дидье Анзьё. Дидье Анзьё, французский психоаналитик, развивая идею Фрейда о том, что наше Я является «проекцией поверхности тела», в 1985 году описал фундаментальную психическую функцию — функцию «Я-кожи», которая обеспечивает нашу психическую целостность, записывает опыт и защищает. Анзьё использовал метафору кожуры лука, чтобы показать, что «Я-кожа» состоит из множества слоев, которые идут один за другим, местами переплетаясь. И каждый слой связан с определенно

Иногда я встречаю людей, которые не понимают, где заканчивается их собственное «Я» и начинается мир соседа. Все, что приходит снаружи (чужое раздражение, критика начальства и даже громкий разговор в маршрутке) просачивалось внутрь них без фильтра. И свои собственные мысли и чувства они тоже не могут «удержать»: все это «утекает» или моментально смешивается с чужим. Психика таких людей скорее напоминает старую рыболовную сеть, чем надежный контейнер для содержимого души , - они несут на себе поврежденную «Я-кожу», как сказал бы Дидье Анзьё.

Дидье Анзьё, французский психоаналитик, развивая идею Фрейда о том, что наше Я является «проекцией поверхности тела», в 1985 году описал фундаментальную психическую функцию — функцию «Я-кожи», которая обеспечивает нашу психическую целостность, записывает опыт и защищает. Анзьё использовал метафору кожуры лука, чтобы показать, что «Я-кожа» состоит из множества слоев, которые идут один за другим, местами переплетаясь. И каждый слой связан с определенной сенсорной модальностью (зрение, слух, обоняние, осязание), совместно образуя нашу психическую оболочку.

Представьте себе новорожденного младенца. Он еще не отделяет себя от матери, не знает, где заканчивается он и начинается мир. Его вселенная — это хаос ощущений: голод, холод, свет, звук. И в этом хаосе появляется первое, что приносит порядок — прикосновение матери…Именно здесь, по мнению Анзье, и рождается наше «Я», буквально «оборачиваясь» в эти ощущения материнских прикосновений, тепло и ласковые слова, как в пеленку. На руках у мамы происходит «собирание воедино» нашего Я, картографируются его границы и формируется своего рода защитный психический «конверт».

Благодаря материнским прикосновениям, младенец постепенно начинает осознает, что его тело имеет собственную границу, что у него есть «свое внутри» и «свое снаружи». И на этом этапе осознания поверхности тела этот опыт начинает проецироваться вовнутрь, формируя «Я-кожу», которая впредь будет содержать, защищать и связывать внутренние переживания, обеспечивая ощущение базового благополучия и устойчивости.

Но если мама недостаточно контейнировала своего ребенка, мало уделяла ему внимания и редко брала на руки, его «Я-кожа» формируется «дырявой». Каждый раз, когда мама отрицает чувство ребёнка, в его психической коже появляется невидимый «прокол», который делает его психику «пористой». К чему это приводит? Человек с «пористой» психикой не может удерживать свои чувства, они «вытекают» из него, оставляя с хроническим ощущением раздробленности и локальной прозрачности. И водном варианте такой человек становится сверхчувствительным, легко «затапливаемым» аффектами (своими и чужими), хронически тревожным и не ощущающим личных границ. А в другом варианте, его Я, защищаясь, создает чрезмерно жёсткую, «окаменевшую», толстую «Я-кожу», которая приводит к эмоциональной ригидности, неспособности чувствовать себя и других людей.

Что мы делаем в терапии с дырявой « Я-кожей»? Даем место прошлому в нашей истории, а не оставляем его блуждать бездомным призраком по темным уголкам нашего бессознательного. Ищем слова, чувства и образы, помогающие соединить ткань психики в эластичную, прочную и умную защитную оболочку, которая знает, когда открыться для контакта, а когда оставаться целостным щитом. Ведь даже наши мысли нуждаются в постоянной поддержке, в «Я-коже», которая обволакивает их, чтобы они могли сформироваться и стать чем-то целым. Вот так…

Ольга Караванова

Клинический психолог