Найти в Дзене
Психаки

10 стандартных фраз психологов

Сегодня разберем 10 стандартных фраз, с которыми Вы наверняка столкнетесь при общении с психологом в рамках индивидуальной или интегративной сессии. После завершения обзора также ответим на вопрос, что делать в такой ситуации, как себя вести, а главное - зачем именно так себя вести. 1. «Что вы чувствуете, когда говорите об этом?» Зачем это говорят: Это краеугольный камень терапии. Цель — не просто узнать факт, а связать событие с эмоциональным откликом. Это помогает клиенту осознать свои истинные чувства (гнев, тревогу, вину, грусть, стыд), которые он мог игнорировать или подавлять.
Пояснение: Многие люди живут, описывая события, но не чувства. Терапевт учит «языку эмоций», что является ключом к пониманию себя и решению проблем. Другими словами, развивает эмоциональный интеллект. 2. «Хотите поговорить об этом?»
Зачем это говорят: Эта фраза создает атмосферу безопасности и уважения к автономии и ассертивности клиента. Терапевт не давит, а предлагает. Это сигнал: «Вы здесь хозяин, вы к

Сегодня разберем 10 стандартных фраз, с которыми Вы наверняка столкнетесь при общении с психологом в рамках индивидуальной или интегративной сессии. После завершения обзора также ответим на вопрос, что делать в такой ситуации, как себя вести, а главное - зачем именно так себя вести.

1. «Что вы чувствуете, когда говорите об этом?»

Зачем это говорят: Это краеугольный камень терапии. Цель — не просто узнать факт, а связать событие с эмоциональным откликом. Это помогает клиенту осознать свои истинные чувства (гнев, тревогу, вину, грусть, стыд), которые он мог игнорировать или подавлять.
Пояснение: Многие люди живут, описывая события, но не чувства. Терапевт учит «языку эмоций», что является ключом к пониманию себя и решению проблем. Другими словами, развивает эмоциональный интеллект.

2. «Хотите поговорить об этом?»
Зачем это говорят: Эта фраза создает атмосферу безопасности и уважения к автономии и ассертивности клиента. Терапевт не давит, а предлагает. Это сигнал:

«Вы здесь хозяин, вы контролируете, какой информацией делиться».

Пояснение: Принудительное обсуждение психической травмы может причинить новую психическую травму. Эта фраза дает клиенту возможность психологически подготовиться к сложному разговору.

3. «Я слышу вас» / «Я понимаю»
Зачем это говорят: Это не значит

«Я согласен»

или

«Со мной тоже такое было».

Это подтверждение ваших чувств. Цель — дать клиенту ощущение, что его увидели, услышали и его переживания важны и законны.
Пояснение: Часто люди приходят в терапию с ощущением, что их никто не понимает. Простое «Я слышу вас» может снять это напряжение и создать глубокий контакт.

4. «Как это на вас повлияло?»
Зачем это говорят: Терапевт помогает клиенту увидеть причинно-следственные связи между прошлым опытом и его нынешними мыслями, чувствами и поведением. Это сдвигает фокус с

«что со мной не так?»

на

«как этот опыт сделал меня таким?».

Пояснение: Вопрос направлен на осознание долгосрочных последствий, что является первым шагом к изменению деструктивных паттернов.

5. «О чем вы думали в тот момент?»
Зачем это говорят: Чтобы исследовать когнитивные искажения — автоматические мысли, которые возникают в ответ на событие. Часто именно эти мысли (а не само событие) вызывают болезненные эмоции. Например:

«Он на меня не посмотрел -> (мысль)

затем

"Я ему не нравлюсь" -> (чувство) грусть».

Пояснение: Это ключевой вопрос в когнитивно-поведенческой терапии (КПТ), помогающий найти и оспорить иррациональные убеждения.

6. «Давайте исследуем это чувство глубже»
Зачем это говорят: Эмоции редко бывают однородными. За гневом может скрываться боль, за завистью — чувство неполноценности. Терапевт предлагает «копать» глубже, чтобы найти корневую, первичную эмоцию.
Пояснение: Работа с поверхностной эмоцией часто неэффективна. Необходимо добраться до сути, чтобы произошло настоящее исцеление.

7. «Что вы хотели бы изменить в этой ситуации?»
Зачем это говорят: Этот вопрос переводит фокус с пассивного страдания на активное поисковое поведение. Он напоминает клиенту, что терапия — это про изменения, и побуждает его сформулировать свои цели.
Пояснение: Это способствует принятию ответственности за свою жизнь и дает терапевту понимание вектора работы.

8. «Как бы вы отреагировали, если бы это случилось с вашим другом?»
Зачем это говорят: Это мощный прием для борьбы с чрезмерной самокритикой. Мы часто гораздо добрее и снисходительнее к другим, чем к себе. Вопрос помогает включить самосострадание.
Пояснение: Терапевт показывает двойные стандарты в отношении клиента к самому себе и помогает смягчить внутреннего критика.

9. «Расскажите мне об этом подробнее»
Зачем это говорят: Простой, но эффективный способ получить больше контекста, деталей и нюансов. Это также показывает искренний интерес терапевта и поощряет клиента к более глубокому раскрытию.
Пояснение: Иногда клиенты говорят общими фразами. Эта просьба помогает конкретизировать переживание и сделать его более осязаемым для работы.

10. «Что это для вас значит?»
Зачем это говорят: Чтобы понять личный, субъективный смысл события или фразы для клиента. Одно и то же событие (например, увольнение) для одного будет означать «крах», а для другого — «возможность».
Пояснение: Значение, которое мы придаем событиям, определяет нашу на них реакцию. Работа с этими значениями — основа изменения восприятия.

Теперь давайте рассмотрим вопрос о том, как стоит вести себя клиентам, когда с ними говорят такими фразами?

Эти фразы — инструменты для вашей же пользы. Чтобы терапия была максимально эффективной, постарайтесь реагировать на них следующим образом:

  1. Не торопитесь с ответом. Сделайте паузу. Подумайте. Если вопрос вызывает сильные чувства, можно так и сказать:
«Мне нужно время, чтобы это прочувствовать».

Искренний, обдуманный ответ ценнее быстрого и легкомысленного.

2. Будьте максимально честны. Это самое главное правило. Если вопрос

«Что вы чувствуете?»

вызывает смущение или не знаете ответа — можно так и сказать:

«Я не знаю, что чувствую, это сложно описать»

или

«Мне неловко об этом говорить».

Честность о своих границах — это в любом случае психологический прогресс.

3. Не ищите «правильный» ответ. Терапевт не ждет от вас конкретных слов. Его цель — понять ваш внутренний мир, а не услышать заученную фразу. Говорите то, что приходит в голову, даже если это кажется глупым или банальным.

4. Задавайте встречные вопросы. Если вам непонятна цель вопроса, спросите:

«Зачем вы это спрашиваете?»

или

«Что это нам даст?».

Это поможет лучше понять процесс терапии и чувствовать себя более вовлеченным.

5. Рассматривайте эти вопросы как приглашение к исследованию. Это не экзамен, а совместное путешествие в ваш внутренний мир. Позвольте себе любопытство по отношению в самому себе, к собственным реакциям. Из серии:

«Интересно, а почему я действительно так отреагировал?»

6.Доверяйте процессу и терапевту. Иначе нет смысла с ним работать и тратить энергию, время и деньги. Эти фразы могут казаться шаблонными, но за ними стоят проверенные методики и искреннее желание помочь. Если какая-то фраза или подход вас стабильно раздражают или кажутся бесполезными — сообщите об этом психотерапевту. Обсуждение чувств по поводу самой терапии — невероятно ценный материал.

Помните, что терапия — это совместная работа. Ваша активная и честная позиция — это 50% успеха. Чем честнее и продуктивнее будут проходить сеансы тем в конечном счете выше вероятность психологических улучшений и ниже затраты на психотерапевтический процесс.

***

Данная статья не является психологической консультацией, опубликована исключительно в информационно-просветительских целях. За помощью обращайтесь к специалистам.

Каталог статей на канале Психаки доступен здесь.