Друзья, свою сегодняшнюю публикацию начну с небольшого эксперимента.
Для чистоты эксперимента, давайте в нём примут участвовать только родители детей начала средней школы – 5й, 6й, 7й классы.
Итак, как бы вы ответили, если бы я задала вам несколько вопросов:
1. Расскажите, как ваш ребёнок справляется с учёбой, оцените его успехи и неуспехи.
2. Поделитесь тем, как ваш ребёнок делает домашнюю работу.
3. Расскажите про распорядок стандартного буднего дня вашего ребёнка.
Попробуйте сейчас, не читая дальше, ответить на эти вопросы и прямо зафиксируйте в своей голове, как вы их формулируете. Можете даже записать.
*********************************************************
Попробовали? Чуть позже вернёмся к вашим ответам.
Я сейчас вошла в исследовательский проект, это лонгитюдное исследование школьной успешности и неуспешности. Он очень сильно связан с моей темой метакогнитивных навыков, поэтому у меня прямой интерес. Даже подумываю о том, не пойти ли дальше на кандидатскую, но окончательно не решила.
Сейчас в рамках этого большого исследования есть один из этапов, когда мы анализируем интервью, проведённые с родителями и детьми 6-классников одного из наших центральных регионов. Обычная государственная школа, областная, некоторые семьи живут в квартирах, некоторые в частном секторе, последних возит школьный автобус (выделенный областью) или родители. В основном среднестатистические (не какие-то специально отобранные, но и не маргинальные) семьи.
Пока я не дошла до интервью детей. Сейчас кодирую и анализирую интервью родителей. Точнее, мам. Это в 100-процентном составе всегда мамы. И это первое наблюдение, которое бросается в глаза. Хотя в рамках исследования не было требования, чтобы пришли мамы. Просили прийти одного из родителей или любого опекуна. Но в 100-процентном составе приходили мамы. И вот от этих интервью осталось очень гнетущее ощущение.
Важно отметить, что я вижу уже готовые, расшифрованные интервью, на бумаге, то есть я не слышу эмоций, не вижу человека, который это говорит. Чисто слова, сухой остаток. Поэтому нет никакой эмоциональной окраски, которую я могла бы притянуть. Только слова. И при этом всё равно остаётся очень гнетущее впечатление.
Практически на все вопросы мамы, особенно мамы мальчиков, отвечают «мы». Например, вопрос задаётся: расскажите, как ваш ребёнок справляется с учёбой. В ответ «мы». «Ну, мы скатились по учёбе» или «У нас всегда было нормально с устными предметами, с письменными не очень». Точно так же про распорядок дня, про домашнюю работу. Всегда «мы». «Мы сидим», «мы зубрим». И даже когда интервьюер уточняет, кто решает, когда делать уроки, ребёнок или в какие кружки ходить, в ответе всё равно «мы». Отследить, где есть желание ребёнка и его выбор, очень сложно.
Повторюсь, пока не смотрела интервью самих детей. Будет очень интересно потом сопоставить и сравнить. Пока только вот такая картинка восприятия родителя. Ощущение, что мама и ребёнок – это сросшееся нечто, такое существо четырёхрукое, четырёхногое, двухголовое … хотя зачастую кажется, что голова там одна. Головы ребёнка вообще не видно. Сплошное «мы».
Пресловутое «мы покакали», которое как будто бы уместно в один годик, в два, может быть, в три. Но здесь речь идёт о детях 6 класса, им по 12 лет.
Хотя встречались исключения, и пока это всегда были мамы девочек.
Как вы знаете, я довольно часто пишу о том, что одна из характеристик массовой школы, которая меня очень сильно отталкивает, это навязывание родителю роли надсмотрщика-контролёра, который обязательно должен знать, какие уроки задали, когда и какая контрольная, как готовиться к тесту. Я много раз приводила пример собственного сына, когда он только пошёл в первый класс девять лет назад (в массовую школу), нас сразу на первом же собрании предупредили, что программа не рассчитана на освоение только в школе. «Нанимайте гувернёров, репетиторов, сидите сами, как хотите, но один ребёнок точно не справится, вы должны активно участвовать». И каждый раз, когда я об этом пишу, здесь в комментариях очень много родителей подтверждают, что так и есть. В этом году даже писали, что на линейку 1 сентября приезжал чиновник и в микрофон заявил, что родитель - активнейший участник учебного процесса в значении, что он вместе с ребёнком должен учиться.
Я всегда этот перегиб осуждаю. Он категорически не встраивается в мою модель о том, что ребёнок - субъект собственного обучения, это его ответственность. Повторю аксимому: тот, кто в детстве субъект собственного обучения, тот потом становится автором собственной жизни.
И вместе с тем, мне кажется, что дело не только в школе. Анализируя эти интервью, я, например, вижу, что примерно одно из десяти другое. Крайне редко, но всё же, можно встретить маму, которая говорит: «Я особо не вмешиваюсь. Дочка сама что-то делает, сама выбирает, сама в чём-то участвует». Чаще всего именно в этих интервью также звучит, что ребнок хорошо учится, поэтому помощь не требуется. И тут большой вопрос. Из-за того, что она хорошо учится, не требуется вмешательство родителей? Или она ровно потому и хорошо учится, что развиты метакогнитивные навыки (что без самостоятельности невозможно) и родитель над ребёнком не висит. Но раз хотя бы в одном из десяти случаев такое есть, значит, наверное, дело не только в школе. Ведь требования школы одинаковы для всех, и тем не менее всё равно появляется изредка семья, в которой над ребёнком не стоят и не знают, что задали и когда контрольная.
Всё-таки дело в родителях? Или в мамах? С другой стороны, возникает вопрос, а папы где? Ну окей, допустим, они над детьми не висят, но где они в целом? В интервью они почему-то даже не упоминаются.
Что вы об этом думаете?
А заодно поделитесь тем, как вы отвечали на вопросы в эксперименте в начале публикации? Вы как формулировали: «мы» или «он/она»?
Про книгу «Травля: со взрослыми согласовано» можно узнать тут.
Неравнодушных педагогов и осознанных родителей я приглашаю в Телеграмм-канал «Учимся учить иначе».