Найти в Дзене
Архивариус Кот

«С жаром чистой, прекрасной души, любила всё, что нравилось брату»

Позволено ли будет Коту на какое-то время покинуть Петра и обратиться ещё к одному женскому образу, о котором я уже упоминала, но вскользь? А именно – к царевне Наталье Алексеевне. Образ её в романе Толстого как будто «недоговорен» и кажется немного загадочным. Я коснулась его в статье, посвящённой братьям Бровкиным, где шла речь о начатой и оборванной любовной линии между царевной и Гаврилой Бровкиным. Но появляется она и в других сценах. Но, наверное, прежде всего нужно сказать и о самой царевне, о которой писали довольно много. Конечно, сейчас в интернете можно встретить всякое. Дело в том, что Наталью Алексеевну частенько путают с её полной тёзкой и внучатой племянницей – дочерью царевича Алексея, подчас даже помещая в статьи о ней и портрет той, другой Натальи. Я ещё могу понять, когда делает это пресловутый ИИ (так и хочется, простите, назвать его искусственным идиотом!), но, когда в статье читаешь, что «девочка воспитывалась в Зимнем дворце усилиями нянек», слов уже не хватает.
Сохранилось одиннадцать портретов царевны Натальи. Мне наиболее живой она представляется на этой миниатюре Г.С.Мусикийского из Государственного исторического музея
Сохранилось одиннадцать портретов царевны Натальи. Мне наиболее живой она представляется на этой миниатюре Г.С.Мусикийского из Государственного исторического музея

Позволено ли будет Коту на какое-то время покинуть Петра и обратиться ещё к одному женскому образу, о котором я уже упоминала, но вскользь? А именно – к царевне Наталье Алексеевне. Образ её в романе Толстого как будто «недоговорен» и кажется немного загадочным.

Я коснулась его в статье, посвящённой братьям Бровкиным, где шла речь о начатой и оборванной любовной линии между царевной и Гаврилой Бровкиным. Но появляется она и в других сценах.

Но, наверное, прежде всего нужно сказать и о самой царевне, о которой писали довольно много. Конечно, сейчас в интернете можно встретить всякое. Дело в том, что Наталью Алексеевну частенько путают с её полной тёзкой и внучатой племянницей – дочерью царевича Алексея, подчас даже помещая в статьи о ней и портрет той, другой Натальи. Я ещё могу понять, когда делает это пресловутый ИИ (так и хочется, простите, назвать его искусственным идиотом!), но, когда в статье читаешь, что «девочка воспитывалась в Зимнем дворце усилиями нянек», слов уже не хватает. Однако ряду сведений можно доверять.

Русский историк Н.Г.Устрялов ещё в позапрошлом веке писал, что она «с жаром чистой, прекрасной души, любила всё, что нравилось брату». Другие исследователи приводят сведения, что Наталья одной из первых надела «немецкое платье» и приветствовала гостей не поясным поклоном, а реверансом, что не побоялась прийти в католический храм на панихиду по П.Гордону…

Замуж Наталья Алексеевна так и не вышла. Кое-кто домысливает, что имел намерение жениться на ней Меншиков, но Пётр при первом же его намёке пришёл в бешенство. В это я не слишком верю: при всей своей безбашенности Алексашка был человеком довольно осторожным. А вот о другом намерении есть даже документ. Русский посол в Вене князь П.А.Голицын в 1702 году писал царю о брачных планах Карла XII: «Король шведский здесь ищет и много, кому надлежит, обещал дать денег… Беспрестанно меня просят, чтобы вы приказали прислать персоны сестры вашей, царевны Натальи Алексеевны, и брата вашего, царя Иоанна Алексеевича, дочерей. Здесь при дворе этого усердно желают, и не раз сама императрица говорила мне, что хочет как можно скорее видеть портреты; больше склоняются к царевне Наталье Алексеевне». Так или иначе, но и эта история продолжения не имела.

Наталья Алексеевна умерла в 1716 году, оставив свой след в русской истории: её усилиями в начале восемнадцатого века в Преображенском дворце начались театральные представления, участниками которых были приближённые и слуги царевны и царицы Прасковьи. Затем здание для «комедиальной храмины» было построено на Красной площади.

Видимо, так выглядела «комедиальная храмина» в Москве
Видимо, так выглядела «комедиальная храмина» в Москве

После переезда в Санкт-Петербург Наталья устроила театр для всех «прилично одетых людей» и сама была автором нескольких пьес. К.Валишевский пиал: «С сестрой Петра Великого, Натальей Алексеевной, появляется новый тип – тип артистки, писательницы, провозвестницы женщины-доктора будущего».

На гравюре А.С.Янова с рисунка М.В.Нестерова – представление в театре Алексей Михайловича. Вероятно, примерно так же (мысленно «переоденем» зрителей) было и у царевны Натальи
На гравюре А.С.Янова с рисунка М.В.Нестерова – представление в театре Алексей Михайловича. Вероятно, примерно так же (мысленно «переоденем» зрителей) было и у царевны Натальи

В романе, в самом конце, мы увидим лишь начало театральной деятельности царевны. А что было до этого?

Впервые встречаем Наталью в сцене с братом у смертного ложа матери: «В опочивальне… [была] сестра, царевна Наталья Алексеевна, года на три старше Петра, — ласковая и весёлая девушка. Она стояла, пригорюнясь по-бабьи — щёку на ладонь, в серых глазах её светилась материнская жалость».

В первых книгах Наталья предстаёт как любящая сестра, действительно с «материнской жалостью» относящаяся к брату. Очень по-человечески тёплым и трогательным кажется эпизод, когда чуть позже, уведённый сестрой в её светёлку, царь спросит: «Наташа, а где, помнишь, турок был у тебя со страшными глазами?.. Ещё голову ему отломали». «Наталья Алексеевна подумала, открыла сундучок, со дна вынула турка и его голову. Показала, брови у неё заломились. Присела к брату, сильно обняла, оба заплакали».

А затем станет она опекать маленького племянника. Именно к ней придёт вернувшийся из-за границы Пётр (Воробьиха доложит Евдокии: «Вошёл он к Наталье... Обнял её, — та как заплачет... А у него лик — суровый... И говорит он ей: дорогая сестра, желаю видеть сына моего единственного... И как это она повернулась, и тут же выводит Алёшеньку...») И будет «змея, змея, Наташка» (как охарактеризует её Евдокия) рядом с племянником при поездке в Воронеж («С тех пор как царицу Евдокию увезли в Суздаль, родная тётка Наталья была ему вместо матери», - отметит Толстой). Мне в этой сцене на «взъезжем дворе» она кажется очень симпатичной:

«— Поди, поди ко мне, Алёшенька... Эк, обступили-то тебя. — Наталья, — полногрудая, русоволосая, с круглым, как у брата, лицом, смешливой ямочкой на подбородке, — привлекла мальчика, прикрыла концом пухового платка. — Ничего, подождём, — подрастёт, сам еще будет пужать людей... Так, Алёшенька? — царевна поцеловала его в висок, взяла с тарелки медовый нарядный пряник, надкусила красивыми зубами, протянула царевичу». И тут же угощает заехавших княжон Буйносовых, распоряжаясь и об угощении приехавших мужчин («А ты, князь Роман, постой с кавалерами, вам после нас соберут...»)

Работу над третьим томом романа Толстой начинает в 1943 году, и именно в третьем томе Наталья становится одним из центральных персонажей. И вот тут можно заметить весьма любопытные вещи.

С возрастом царевны автор так и не определился – уже на последних страницах романа она скажет Катерине: «Я ведь на пять лет только моложе брата Петруши». На самом деле Наталья была моложе Петра на год и три месяца. Кстати, забавны эти «несостыковки»: брак Алексея Михайловича с Натальей Кирилловной был заключён 22 января 1671 года, умер царь 29 января 1676-го. Наталья Алексеевна, исходя из этих дат, не могла быть ни на три года старше брата, как сказано поначалу (тогда она родилась бы в 1669-м, до брака родителей), ни на пять лет моложе (тогда дата рождения – 1677-й)… Думаю, что такое изменение возраста связано с новым поворотом в плане романа, в появлении любовной линии с Гаврилой. Интересно, что примерно тогда же Толстой откорректировал и упоминание о Гавриле: первоначально бывшее в рассказе о сыновьях Ивана Артемича (четвёртая глава первого тома) «Гаврилка поплоше, с придурью, - должно быть, отбили ему ещё маленькому затылок» прекратилось в «Гаврилка вытягивался в красивого парня».

Первое же появление Натальи в третьем томе романа стремительно и показано глазами томящегося от истомы боярина: «По кирпичному мосту, что перекинут от Троицких ворот через Неглинную на Лоскутный базар, ехала, отсвечивая солнцем, стеклянная карета четвернёй — цугом серых коней, с малиновым гайдуком на выносной. Это царевна Наталья, любимая сестра царя Петра, с таким же беспокойным нравом, как у брата, вышла в поход. Куда же она поехала-то, батюшки?»

Боярин прикажет дворовому мальчишке бежать за каретой и потом доложить, куда она поехала. Ну, а мы последуем за царевной в следующий раз.

Если понравилась статья, голосуйте и подписывайтесь на мой канал! Уведомления о новых публикациях, вы можете получать, если активизируете "колокольчик" на моём канале

"Путеводитель" по циклу здесь

Навигатор по всему каналу здесь