Позволено ли будет Коту на какое-то время покинуть Петра и обратиться ещё к одному женскому образу, о котором я уже упоминала, но вскользь? А именно – к царевне Наталье Алексеевне. Образ её в романе Толстого как будто «недоговорен» и кажется немного загадочным.
Я коснулась его в статье, посвящённой братьям Бровкиным, где шла речь о начатой и оборванной любовной линии между царевной и Гаврилой Бровкиным. Но появляется она и в других сценах.
Но, наверное, прежде всего нужно сказать и о самой царевне, о которой писали довольно много. Конечно, сейчас в интернете можно встретить всякое. Дело в том, что Наталью Алексеевну частенько путают с её полной тёзкой и внучатой племянницей – дочерью царевича Алексея, подчас даже помещая в статьи о ней и портрет той, другой Натальи. Я ещё могу понять, когда делает это пресловутый ИИ (так и хочется, простите, назвать его искусственным идиотом!), но, когда в статье читаешь, что «девочка воспитывалась в Зимнем дворце усилиями нянек», слов уже не хватает. Однако ряду сведений можно доверять.
Русский историк Н.Г.Устрялов ещё в позапрошлом веке писал, что она «с жаром чистой, прекрасной души, любила всё, что нравилось брату». Другие исследователи приводят сведения, что Наталья одной из первых надела «немецкое платье» и приветствовала гостей не поясным поклоном, а реверансом, что не побоялась прийти в католический храм на панихиду по П.Гордону…
Замуж Наталья Алексеевна так и не вышла. Кое-кто домысливает, что имел намерение жениться на ней Меншиков, но Пётр при первом же его намёке пришёл в бешенство. В это я не слишком верю: при всей своей безбашенности Алексашка был человеком довольно осторожным. А вот о другом намерении есть даже документ. Русский посол в Вене князь П.А.Голицын в 1702 году писал царю о брачных планах Карла XII: «Король шведский здесь ищет и много, кому надлежит, обещал дать денег… Беспрестанно меня просят, чтобы вы приказали прислать персоны сестры вашей, царевны Натальи Алексеевны, и брата вашего, царя Иоанна Алексеевича, дочерей. Здесь при дворе этого усердно желают, и не раз сама императрица говорила мне, что хочет как можно скорее видеть портреты; больше склоняются к царевне Наталье Алексеевне». Так или иначе, но и эта история продолжения не имела.
Наталья Алексеевна умерла в 1716 году, оставив свой след в русской истории: её усилиями в начале восемнадцатого века в Преображенском дворце начались театральные представления, участниками которых были приближённые и слуги царевны и царицы Прасковьи. Затем здание для «комедиальной храмины» было построено на Красной площади.
После переезда в Санкт-Петербург Наталья устроила театр для всех «прилично одетых людей» и сама была автором нескольких пьес. К.Валишевский пиал: «С сестрой Петра Великого, Натальей Алексеевной, появляется новый тип – тип артистки, писательницы, провозвестницы женщины-доктора будущего».
В романе, в самом конце, мы увидим лишь начало театральной деятельности царевны. А что было до этого?
Впервые встречаем Наталью в сцене с братом у смертного ложа матери: «В опочивальне… [была] сестра, царевна Наталья Алексеевна, года на три старше Петра, — ласковая и весёлая девушка. Она стояла, пригорюнясь по-бабьи — щёку на ладонь, в серых глазах её светилась материнская жалость».
В первых книгах Наталья предстаёт как любящая сестра, действительно с «материнской жалостью» относящаяся к брату. Очень по-человечески тёплым и трогательным кажется эпизод, когда чуть позже, уведённый сестрой в её светёлку, царь спросит: «Наташа, а где, помнишь, турок был у тебя со страшными глазами?.. Ещё голову ему отломали». «Наталья Алексеевна подумала, открыла сундучок, со дна вынула турка и его голову. Показала, брови у неё заломились. Присела к брату, сильно обняла, оба заплакали».
А затем станет она опекать маленького племянника. Именно к ней придёт вернувшийся из-за границы Пётр (Воробьиха доложит Евдокии: «Вошёл он к Наталье... Обнял её, — та как заплачет... А у него лик — суровый... И говорит он ей: дорогая сестра, желаю видеть сына моего единственного... И как это она повернулась, и тут же выводит Алёшеньку...») И будет «змея, змея, Наташка» (как охарактеризует её Евдокия) рядом с племянником при поездке в Воронеж («С тех пор как царицу Евдокию увезли в Суздаль, родная тётка Наталья была ему вместо матери», - отметит Толстой). Мне в этой сцене на «взъезжем дворе» она кажется очень симпатичной:
«— Поди, поди ко мне, Алёшенька... Эк, обступили-то тебя. — Наталья, — полногрудая, русоволосая, с круглым, как у брата, лицом, смешливой ямочкой на подбородке, — привлекла мальчика, прикрыла концом пухового платка. — Ничего, подождём, — подрастёт, сам еще будет пужать людей... Так, Алёшенька? — царевна поцеловала его в висок, взяла с тарелки медовый нарядный пряник, надкусила красивыми зубами, протянула царевичу». И тут же угощает заехавших княжон Буйносовых, распоряжаясь и об угощении приехавших мужчин («А ты, князь Роман, постой с кавалерами, вам после нас соберут...»)
Работу над третьим томом романа Толстой начинает в 1943 году, и именно в третьем томе Наталья становится одним из центральных персонажей. И вот тут можно заметить весьма любопытные вещи.
С возрастом царевны автор так и не определился – уже на последних страницах романа она скажет Катерине: «Я ведь на пять лет только моложе брата Петруши». На самом деле Наталья была моложе Петра на год и три месяца. Кстати, забавны эти «несостыковки»: брак Алексея Михайловича с Натальей Кирилловной был заключён 22 января 1671 года, умер царь 29 января 1676-го. Наталья Алексеевна, исходя из этих дат, не могла быть ни на три года старше брата, как сказано поначалу (тогда она родилась бы в 1669-м, до брака родителей), ни на пять лет моложе (тогда дата рождения – 1677-й)… Думаю, что такое изменение возраста связано с новым поворотом в плане романа, в появлении любовной линии с Гаврилой. Интересно, что примерно тогда же Толстой откорректировал и упоминание о Гавриле: первоначально бывшее в рассказе о сыновьях Ивана Артемича (четвёртая глава первого тома) «Гаврилка поплоше, с придурью, - должно быть, отбили ему ещё маленькому затылок» прекратилось в «Гаврилка вытягивался в красивого парня».
Первое же появление Натальи в третьем томе романа стремительно и показано глазами томящегося от истомы боярина: «По кирпичному мосту, что перекинут от Троицких ворот через Неглинную на Лоскутный базар, ехала, отсвечивая солнцем, стеклянная карета четвернёй — цугом серых коней, с малиновым гайдуком на выносной. Это царевна Наталья, любимая сестра царя Петра, с таким же беспокойным нравом, как у брата, вышла в поход. Куда же она поехала-то, батюшки?»
Боярин прикажет дворовому мальчишке бежать за каретой и потом доложить, куда она поехала. Ну, а мы последуем за царевной в следующий раз.
Если понравилась статья, голосуйте и подписывайтесь на мой канал! Уведомления о новых публикациях, вы можете получать, если активизируете "колокольчик" на моём канале
"Путеводитель" по циклу здесь
Навигатор по всему каналу здесь