- Арт-персона - это рубрика, которая активно развивается в АРТПатруль. Мы рассказываем о самых разных современных художниках, деятелях искусства. Сегодня мы взяли интервью у художника Алины Клейнер.
- 1. Расскажите о поворотном моменте в вашем становлении — что привело вас к искусству и как рождалась идея и философия вашей студии «Акварелька»?
- Вы только представьте: Париж, выставки, голова кружилась от восторга, и я встретила человека — потомка Гюстава Эйфеля, который направил меня на мой творческий путь: прославлять Россию и соединять наши народные промыслы. Так родился мой стиль — декоративно-прикладная живопись с элементами смешения стилей и направлений «А-ля Русь».
Арт-персона - это рубрика, которая активно развивается в АРТПатруль. Мы рассказываем о самых разных современных художниках, деятелях искусства. Сегодня мы взяли интервью у художника Алины Клейнер.
Клейнер Алина Игоревна, возраст – 37 лет, Член Творческого Союза Художников России и Международной Федерации Художников (International Federation of Artists) в секции «Этнографическое искусство». Член международного союза педагог-художник, член профессионального союза художников.Член ассоциации деятелей детского творчества. Почетный педагог дополнительного образования Нижегородского района , Лучший педагог-художник 2024г., является финалистом всероссийского конкурса методических разработок педагогов художественного творчества "ПАЛИТРА МАСТЕРСТВА" в рамках VII Национальной Премии детского патриотического творчества 2024 ( Москва) ,номинант на премию им. Пабло Пикассо «Вне времени и пространства» 2025г, педагог дополнительного образования высшей категории, руководитель художественной студии «Акварелька» МБОУ "Лицей №8 имени академика Е.К.Федорова, детский досуговый центр «Искра» Нижегородского района города Нижнего Новгорода. Педагогический стаж - 20 лет.
1. Расскажите о поворотном моменте в вашем становлении — что привело вас к искусству и как рождалась идея и философия вашей студии «Акварелька»?
«Жизнь — это искусство, а искусство — это жизнь».
Этот фразеологизм родился у меня в тот момент, когда я поняла, что буду не только хорошим педагогом, но и художником. В 2015 году мне посчастливилось выставиться в городе искусств — в Париже — сразу с двумя персональными выставками: Four Seasons Hotel George V и в галерее «Русский мир».
Вы только представьте: Париж, выставки, голова кружилась от восторга, и я встретила человека — потомка Гюстава Эйфеля, который направил меня на мой творческий путь: прославлять Россию и соединять наши народные промыслы. Так родился мой стиль — декоративно-прикладная живопись с элементами смешения стилей и направлений «А-ля Русь».
Художественная студия «Акварелька» — моё детище; в этом году ей исполнилось 18 лет. Самое интересное, что её создание тоже было во многом случайностью: жизнь полна случайностей, и важно правильно решить — твоё это или нет. Благодаря мудрым советам мамы я поняла, что преподавание мне очень нравится и у меня это хорошо получается. Дети любят занятия и применяют знания на практике. За 20 лет педагогического стажа я воспитала множество творческих людей: многие пришли ко мне в пять лет, а сейчас учатся в лучших художественных вузах нашей страны.
2. Что для Вас лично означает «этнографическое искусство» и как вы соединяете исследование традиций с современной живописной практикой?
Что для меня этнографическое искусство? На мой взгляд, мы живём в самой большой, самой богатой и самой многонациональной стране мира. С рождения мы впитываем наш культурный код — этническую принадлежность и отличие от других народов. В этом и заключается интерес многонациональности: мы все любим и ценим одно и то же, будь то якут или русский.
В живописи важно уметь и чувствовать, как соединять несочетаемое, смешивать техники и материалы — именно в этом суть этнографического искусства. С детства меня вдохновляли узоры и наряды наших народов, ковры на стенах и полу — всё, что связано с орнаментами, захватывало меня и позже вылилось в мою узнаваемую манеру творчества. Я работаю с материалами от масляных красок до гелевых ручек, использую разные направления, и в работах всегда прослеживается моё этнографическое начало.
3. Как изменилось ваше восприятие собственного творчества после выставок в Париже, Лондоне, Эрмитаже и других международных площадках — были ли встречи с публикой, которые перевернули ваше понимание работы художника?
Согласна: международные выставки существенно влияют на мир художника и на его представление о том, каким может быть искусство. Такие выставки дают главное — веру в себя. У художника появляются «крылья» для новых свершений. Каждый художник, в том числе и я, хочет прославиться при жизни и оставить потомкам достояние, которым будут пользоваться будущие поколения.
4. Вы — педагог с двадцатилетним стажем и автор методик, признанных на всероссийском уровне. Как преподавание влияет на вашу собственную художественную практику и чему вы прежде всего стараетесь научить детей?
Всегда говорю: я счастливый человек — у меня две замечательные профессии: художник и педагог; каждая даёт возможность развиваться и во многом вытекает из другой. Идеи у меня рождаются постоянно; порой физически не успеваю всё воплотить. У меня есть большая возможность делиться с детьми идеями, манерой письма и владением материалом, показывать, как преподнести даже обыденное в интересной форме.
Прежде всего я учу своих учеников быть патриотами своей страны — ведь всё идёт из детства. Как? Очень просто: я люблю работать с детьми над серьёзными темами, и именно через рисунок дети знакомятся со своей историей, Родиной, семьёй, природой и многим другим. У меня авторская методика: в интересной подаче заинтересовать родителей и детей не только рисованием, но и поднятием разных тем в живописи и их воплощением.
Как сказал Сальвадор Дали: «Я никогда не научусь рисовать так, как рисуют дети, потому что дети рисуют от сердца». Это очень важно.
5. Темы памяти и Победы занимают важное место в вашей работе. Как вы находите тонкий баланс между эмоцией, историческим смыслом и художественной трансформацией таких сюжетов?
Я патриот своей страны — и этим многое сказано. Картины художника — это его внутренний мир. Мой мир — это любовь к нашей стране, культуре, традициям и природе; одним словом — культурный код, который мне привила мама, и который я передаю своему сыну. Наша Россия — клад: и народные сказки, и праздники — всё это хочется воссоздавать на холсте и бумаге.
Идеи рождаются постоянно: например, у меня уже сложилась композиция с лешим, бабой-ягой и невероятно сказочным русским лесом, полным тайн. В планах — серия работ на тему «Русские народные сказки» и продолжение работы по мотивам гения русской литературы А. С. Пушкина.
6. Ваша картина стала частью проездных карт Ситикард — что для вас значит видеть своё искусство в городской повседневности и какие общественные или социальные проекты вы мечтаете реализовать через творчество?
Ситикард — это отдельная история. Честно говоря, я и не знала, как моя хорошая знакомая (руководитель проектов «Молодой Art» и «Индустриальный Арт», галерист, занимающийся поддержкой и продвижением молодых художников) отправила мою картину «Россия — любимая моя» (или «Хранители мира над Родиной») для участия в проекте. Когда мне прислали сообщение, что моя работа будет на ситикарде, это было очень приятно.
Многие мои работы уже несколько раз попадали в массы; я не против этого — мы живём в современном мире, и слово «мерч» стало частью обыденности. Честно говоря, я бы хотела, чтобы мои картины украшали одежду, сумки, тетради, блокноты, зонты и прочие предметы. Кстати, я выпускаю календари более шести лет подряд, каждый год с новой темой. На 2026 год планирую календарь, посвящённый нашим праздникам — каждый месяц будет посвящён какому-то празднику.
7. Опишите ваш творческий ритуал: как рождаются идеи, какие материалы и техники вы любите, и какой один совет вы могли бы дать молодому художнику или педагогу, который только начинает путь?
Художественные материалы — про это можно говорить часами. Мне лучше не заходить в художественные магазины, пока всё не попробую. Мой любимый материал — масляные краски: впервые попробовала ими писать в восемь лет и была безмерно счастлива. Далее — акварель, гелевые ручки, акриловые маркеры; сейчас такое разнообразие! На пленэрах особенно люблю масляную пастель — мягкий, удивительный материал: мазок за мазком пальцами создаёшь фактуру и красоту. И, конечно, начало всего — гуашь. Дайте мне ручку — я всегда что-то черкаю: эскизы для себя или идеи для учеников.
Что пожелать юному художнику или педагогу? Идти к своей цели и не опускать руки при неудачах — их будет больше, чем побед. Но как приятна победа после всего этого! В моей жизни было много зависти, разочарований и несправедливости, но благодаря мудрым советам мамы я всегда продолжала идти к своей цели. Я воспитываю сына — и для него мама является примером, так же как и для моих учеников. Самое главное — упорно трудиться.
Хочу закончить так: надо верить в свои силы — и всё получится.
Алфавит. Новый творческий проект
Художница Алина Клейнер также готовит проект - "Алфавит", в котором собираются поразительные иллюстрации, посвященные каждой букве.
Планируется издательство книги, посвященной этому проекту. В ней будут собраны все 33 иллюстрации.
Достижения творца
Участник выставок в Париже, Лондоне, Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, самые яркие из них: в отеле Four Seasons Hotel George V (Париж) в галерее «Русский мир» ( Париж), в большом дворце «LE SALON” (Париж), в новой Третьяковке ( Москва), в музее современного искусства «Эрарта» (Санкт- Петербург), в выставочном центре (Санкт -Петербург), выставка в Общественной палате РФ ( Москва), победитель «Ёлка победы» ( Музей Победы Москва), участник выставки «Семья, моя душа» ( дворец Царицыно Москва) ,две персональных выставки в Музейно-туристический центр Золотая Хохлома (г. Семёнов), персональная выставка АНО КПЦ «Академия Маяк» имени А. Д. Сахарова, персональная выставка в ВШЭ ( Нижний Новгород), персональная выставка в «Волга-Сити» СБЕР ( Нижний Новгород), персональная выставка в Нижегородском художественном музее НГХМ (Нижний Новгород), персональная выставка в представительстве МИД РОССИИ (Нижний Новгород) , персональная выставка в фундаментальной библиотеке в университете Лобачевского ,АРТ МИР , КУПНО( индустриальный арт).
Персональная выставка в НГТУ в библиотеке (Нижний Новгород), победитель виртуального конкурса «Тепло» от платформы АРТ ВЫЗОВ и виртуальная персональная выставка в приложении «Галерист» через VK, персональная выставка в НГТУ ( Нижегородский государственный политехнический университет) , картина "Россия любимая моя - хранители мира над Родиной" теперь на проездных картах Ситикард Ситикард , персональная выставка в Министерстве образования в Нижегородской области, победитель в международном конкурсе «Открытка победы» с картиной «Победа» музей Победы ( Москва), участник выставки плакатов «Время смыслов»( передвижная выставка), персональная выставка в министерстве образования (Нижегородской области), победитель международного конкурса «Искусство и мир: Великая Победа жизни» (Москва, Музей Победы, передвижная выставка по странам Евразия и по России), проводила обучение педагогам изобразительного искусства по приглашению НИРО (Нижегородский институт Российского образования), постоянный участник городских и персональных выставок.
Ставьте лайки и пишите в комментариях мнение об искусстве художника Алины Клейнер!