История Виталия Мерзликина — старшего лектора НЛИ по сноуборду
Виталий — старший лектор по сноуборду, обладатель категории «A» и ISIA-карты. Его путь пример того, как увлечённость катанием, системный подход к обучению и стремление к развитию приводят к профессиональным вершинам.
Сегодня он обучает инструкторов по всей стране и помогает формировать методическую базу НЛИ.
«Мой путь начался с картинки в журнале
— Виталий, как начался ваш путь в сноубординге?
— Я вырос в Миассе, занимался спортивными танцами и долго катался на скейтборде. Но развития в скейте тогда не хватало — не было инфраструктуры. Однажды увидел фото райдера в журнале: широкие штаны, маска, стиль. Это был 2008 год, и я понял, что хочу так же.
Мы с другом купили в складчину сноускейт, а позже и первый сноуборд. Пешком поднимались на закрытую горку и катались часами без тренеров, просто с горящими глазами. Мы тогда не знали, что существуют инструкторы.
Первые шаги в профессии
— Когда появилась идея стать инструктором?
— В 2010 году друзья предложили пройти категорию «С». Сначала думал, что это мне не нужно: «Я и так катаюсь». Но курс многое изменил: понял, что катался неправильно, быстро перестроился, хорошо сдал. Так начался мой путь инструктора.
— Удалось сразу начать работать?
— Да. На первой же тренировке меня приняли на ГЛЦ «Райдер». Позже получил и категорию «С» по лыжам, у нас ценили универсальность. Параллельно я учился в университете по специальности «инженер-строитель» и работал проектировщиком. Совмещать было непросто, но желание развиваться в спорте было сильнее.
— Когда вы решили продолжить обучение и идти дальше?
— Друзья и коллеги рекомендовали мне пройти категорию «B». Изначально я сомневался, поскольку уже учился и работал. Однако, преподавая, я понял, что хочу расти профессионально. В 2012 году я прошёл категорию «B» в «Абзаково Это серьёзный уровень: больше ответственности и глубины. Сдал успешно, но понимал — настоящий рост начинается в практике.
Поворотный момент — лекторство
— Когда вы стали лектором НЛИ?
В 2013 году я закончил университет, переехал в Челябинск и устроился в крупную строительную компанию. Через полгода стал менеджером проектов. В этот период меня пригласили на лекторский сбор НЛИ. Я приехал, поучаствовал — и успешно прошёл квалификацию.
Передо мной стоял выбор: продолжить карьеру в офисе или полностью посвятить себя обучению инструкторов. Я выписал все аргументы, взвесил и понял, что хочу двигаться в направлении развития сноубординга. Уже через несколько дней я начал вести свой первый курс. Так началась моя работа лектором.
— Расскажите о получении категории «A».
— В 2014 году было принято решение формировать группу на категорию «A». Курс проходил частично в России, частично в Австрии. Первая часть состоялась на курорте «Солнечная Долина». Это был серьёзный вызов: высокий уровень требований, необходимость максимально чистой технической работы.
Вторая часть прошла на леднике Штубай. Возможность кататься на сложных, но безопасных трассах позволила раскрыться, добавив скорости, динамики и уверенности. Экзамены длились четыре дня, и лишь в конце было объявлено, что я успешно прошёл аттестацию. Это был важный, очень эмоциональный момент.
«Это был момент, когда понимаешь: ты на правильном пути, но путь только начинается»
— Как развивалась ваша методическая работа?
— После категории «A» последовали лекторские сборы категории «B» и стажировка. Это был период активного обмена опытом, переосмысления подходов и погружения в методическую составляющую.
— Этот активный обмен информацией помог вам в роли методиста?
Обмен информацией необходим. После лекторского сбора категории «В» мне предложили разработать детскую методику по сноуборду, так как у меня был опыт работы тренером по сноуборду в детской секции.
Я прошел курс детской методики по горным лыжам у Андрея Федоровича Кутырева и это помогло мне в создании детской методики уже по сноуборду. Впоследствии, после первого сезона я вносил в неё корректировки и в этой редакции она применяется сейчас.
— Как развивается «взрослая» методика преподавания?
— Большие изменения произошли в 2018 году, когда мы поехали стажироваться на «А»-категорию в Европу. Мы очень сильно пересмотрели саму концепцию сноубординга. Адаптировали методику и регламент курса под российские условия, выявили основной перечень элементов и упражнений. Мы согласовывали переход от жесткой доски по направлению фристайла, хафпайпа, бордкросса и дополнительных курсоров по фристайлу в парке, также согласовывали критерии оценки инструкторов категории «А».
«Мы постоянно обновляем подход. Сноубординг не стоит на месте — и мы тоже»
— Что значит для вас получение ISIA-карты?
— Это тоже отдельная, история. Всего было проведено два ISIA-теста в России по сноуборду. На первый, я не попал из-за травмы. Пришлось подождать несколько лет.
И действительно, может быть это помогло лучше подготовиться и морально, и в техническом плане, больше опыта, больше наката, больше информации. Ведь мы катали бордкросс, когда проводили «А»-категорию. И вот, собственно, случился ISIA-тест, — особая точка во всём моём пути с категориями. Было очень необычное чувство, когда я проехал первую попытку, и сразу получилось попасть в нужное время.
И вот, я здесь: за 15 лет забрался на самую вершину — стал лектором категории «А», сдал ISIA-тест, но я не останавливаюсь.
— Как вы относитесь к обучению и развитию в профессии?
— Я уверен, что обучение невозможно завершить. В сноубординге всегда есть куда расти. Можно достигать высокого уровня, но утверждать, что владеешь всем, — значит ограничить своё развитие. Процесс обучения — постоянный, и именно это делает профессию живой и вдохновляющей.
«Век живи — век катайся. И учи — оставаясь учеником».