Бывает, что искренний порыв к вере наталкивается на суровую реальность: священник, который должен быть проводником к Богу, вдруг становится преградой. Его человеческие слабости, недостатки, а порой и откровенные проступки рождают в душе горький вопрос: «Разве через такого человека может действовать Бог? Неужели эта Церковь — истинна?»
Это чувство — одно из самых тяжелых искушений на духовном пути. И самое опасное — это не боль от разочарования, а решение, которое мы можем принять: уйти, хлопнув дверью, и потерять из-за человека ту самую Жизнь, ради которой мы искали Бога.
Церковь: больница, а не музей святых
Первое, что нужно понять: Церковь с момента своего основания не была собранием идеальных людей. Взгляните на первых апостолов: Петр, трижды отрекшийся от Учителя; Павел, бывший гонитель христиан. Они были слабы, малодушны, заблуждались. Но через них, этих «сосудов глиняных», Бог явил свою силу.
Церковь — это не клуб для праведников, а больница для душ. Мы все здесь — пациенты, страдающие одной болезнью, имя которой — грех. А священник в этой больнице — не сверхчеловек, прошедший лечение и ставший безупречным. Он — такой же пациент, но которому поручили раздавать лекарство. И это лекарство — не его изобретение, оно действует независимо от того, чистые у него руки или нет. Лекарство это — благодать Божия, подаваемая в Таинствах.
Таинство: сила Божья, а не человеческая
Вот ключ к пониманию. Когда священник совершает Таинство — крестит, исповедует, причащает — он действует не своей силой и не от своего имени. Он — орудие, через которое действует Христос.
Святой Иоанн Златоуст говорит об этом с поразительной ясностью:
«Когда ты видишь, что священник преподает тебе Таинство, не думай, что это делает священник... Это дают твои рука и твой язык, но освящает дар Бог».
Благодать в Таинствах исходит от Бога, как вода из источника. Личные грехи священника — это ржавчина на трубе. Но если мы откажемся пить из-за ржавой трубы, мы умрем от жажды, виня в этом водопроводчика. Виновата будет наша гордыня, а не его нерадение.
Что же делать, когда душа возмущается?
- Разделяйте дар и носителя. Учитесь видеть в священнике две реальности: немощного человека (которого можно и нужно пожалеть) и служителя Таинств, через которого подается объективная, не зависящая от него благодать Божия. Ваша вера — в Бога, а не в священника.
- Превратите соблазн в школу смирения. Боль от недостоинства пастыря — это проверка. Проверка того, ищем ли мы в Церкви уютного клуба с приятными людьми или же ищем мы спасения, даже если оно дается через немощные сосуды. Преодоление этого соблазна — мощнейший шаг в духовном росте.
- Ищите духоносных наставников, но не уходите от Чаши. Если слова или поступки одного священника ранят вас, вы можете искать духовного совета у другого. Но не уходите из Церкви, не отказывайтесь от главного — от Евхаристии, от Причастия Тела и Крови Христовых. Это — источник вечной жизни, и он важнее любых, даже самых справедливых, человеческих обид.
Не выплеснуть ребенка
В этой ситуации «ребенок» — это единственная возможность спасения, данная нам Самим Христом в Его Церкви через ее Таинства. «Вода» — это человеческие слабости, которые всегда будут нас смущать.
Отказаться от ребенка, выплеснув его с водой, — значит обречь свою душу на голод и жажду в пустыне собственных обид.
Ваше спасение — дороже вашей правоты.
Переступите через боль, придите в храм, припадите к Чаше. И вы узнаете на опыте, что благодать Божия сильна и действенна даже через самые немощные и грешные руки. Потому что спасает нас не священник, а Христос, живущий в Своей Церкви.