Найти в Дзене

«Когда настанет завтра»: Настало ли «завтра» для группы «Ария»? Разбор и мнение классического музыканта.

Оглавление
Ария. Когда настанет завтра. Разбор классического музыканта
Ария. Когда настанет завтра. Разбор классического музыканта

UPDATE! ВНИМАНИЕ! Мнение об альбоме поменялось. Об этом подробный видеоролик

Я не так часто публикую что-то о неакадемической музыке, но мимо этого события пройти я не смог.

Легендарной рок-группе «Ария» только что исполнилось 40 лет, и в день своего рождения, 31 октября 2025 года она выпустила новый альбом – «Когда настанет завтра».

Я подсел на Арию и другой тяжёлый рок в пятнадцать лет, когда учился в школе…, получается, слушаю подобное примерно с середины девяностых.

И вчера, как только альбом появился на стриминговых платформах я, конечно же, сразу его послушал несколько раз подряд.

  • Да, выходит я быстр… Уже спустя день после релиза готов выкатить большой подробный разбор!

Если Вы вдруг впервые попали на мой канал – коротко представлюсь. Я – Алексей Чернов, пианист, лауреат конкурса Чайковского, композитор, автор симфоний и других крупных классических сочинений. И при этом искренне люблю heavy-metal и иногда могу рассуждать о неакадемической музыке в рамках своего блога. Недавно у меня вышел видеоролик об Оззи Осборне, а ещё раньше – большой стрим, посвящённый хэви-металу как культурному феномену. Так что да, парадокс такой получается: классический музыкант, который с почти детства любит тяжёлый рок!

Одним словом, делюсь свежими впечатлениями от нового альбома «Арии». Кому интересно мнение представителя академической музыкальной элиты, читайте до конца!

И сразу оговорюсь: это именно первые впечатления – я успел послушать альбом всего два-три раза. Вышел ведь он только вчера. Так что восприятие наверняка будет меняться в будущем.

  • Но тем интереснее зафиксировать момент, когда музыка только начинает оседать внутри.

Поехали!

Общие впечатления

Честно говоря, я не ждал от этого альбома чего-то грандиозного.

Да, была надежда, что к сорокалетию «Ария» выстрелит чем-то по-настоящему бомбическим.

Да, хотелось, чтобы к такой солидной дате группа выпустила что-то мощное, с тем самым дыханием и нервом, которое чувствовалось в кипеловский период – некое переосмысление истоков, возвращение к энергетике тех времён. Хотелось верить, что у Арии будет некое возвращение к самой себе – к тому особому напряжению между светом и тьмой, которое, если копнуть глубоко и честно разобраться в том, за что мы Арию любим, когда-то и сделало группу легендой.

Но, судя по словам самих музыкантов, особенно Виталия Дубинина, они изначально не ставили себе цель делать «великий юбилейный альбом». Во время презентации книги (автобиографии) в Петербурге Дубинин прямо сказал: «того внутреннего драйва, на котором писались классические вещи, уже нет». (мой вольный пересказ)

  • Поэтому я и ждал без фанатизма. Возможно, именно поэтому не испытал разочарования. Если бы я ждал «вторую Кровь за кровь» – плевался бы сегодня. Но воспринимая всё трезво, могу сказать: альбом добротный, на который не жалко времени, чтобы его послушать много раз.

Он просто другой. В реальности наших дней и сегодняшней группы «Ария» всё получилось вполне достойно и даже хорошо! Альбом «Когда настанет завтра» производит ровное впечатление. На нём нет провалов, но нет и песен, которые с первого же раза выбивают из колеи (в хорошем смысле слова). Возможно, подобное ощущение появится позже, после, эдак, десятого прослушивания. Но пока – просто добротный, целостный материал, без резких контрастов и неожиданных прорывов.

Поскольку релиз вышел спустя аж целых семь лет после «Проклятья морей» и приурочен к юбилею, всё же ожидалось, что он окажется чем-то более весомым, символичным что ли, своего рода подведением итогов. И действительно, многие, кто был на предпрослушивании неделю назад, писали, что альбом лучше трёх предыдущих. Но для меня по первому впечатлению он стоит примерно на одном уровне с «Фениксом», «Через все времена» и «Проклятьем морей».

Нужно время, чтобы понять, как он раскроется. Но при этом хочется заметить, что в первом альбоме житняковской эпохи – «Фениксе» – были песни, которые сразу цепляли: «Чёрная легенда», «История одного убийцы», «Аттила». Здесь пока таких «моментальных попаданий» я не нашёл.

На вокал Житнякова сейчас многие реагируют почти восторженно. И да, он действительно хорош! Звучит здорово, уверенно, ровно. Чувствуется, что человек профессионально растёт. Но, на мой слух, это развитие не такое уж радикальное, как многим кажется. Уже с момента «Феникса» он поёт вполне стабильно хорошо и глобально почти не меняется. То, что его теперь чаще хвалят, объясняется, как мне кажется, скорее не тем, что он вдруг как-то там «раскрылся», а тем, что к его голосу просто привыкли. Да, появилось чуть больше хрипотцы, волевого посыла в голосе, но глобально он остался тем же – с чистой интонацией, отлично держащимися верхами и красивым, аккуратным звуком.

Если говорить конкретнее: выше ми-бемоля второй октавы он не поднимается (Кипелов в лучшие годы доставал до соль!) – но всё, что в районе начала второй октавы и чуть ниже, звучит у него блестяще! У Беркута, напротив, даже уже верх первой октавы часто шёл с усилием, а самые верхние ноты арийского репертуара он еле вытягивал, особенно в последнее время, перед увольнением из группы (что слышно на их концертах тех лет). У Житнякова может быть нет беркутовской харизмы – зато есть чисто вокальная надёжность, чистота и дисциплина. Иногда это делает его подачу чуть «академичной», чересчур правильной, без внутреннего демона. Но в целом – отличная работа. Его приход в «Арию» я до сих пор считаю полностью оправданным.

Но вернёмся к альбому.

И вот чего в новом альбоме нет – так это того, что когда-то выделяло альбомы золотого состава «Арии». Нет магии металла! Той самой, инфернально-мистической, неуловимой стихии, где за каждым аккордом будто стоит что-то большее, чем просто звук. Слушая «Кровь за кровь» или «Игру с огнём», ты ощущал дыхание потустороннего: смерть, борьбу, свет и мрак в их подлинном, не театральном виде. В новых же песнях этой стихии больше нет. Всё стало рациональнее, понятнее, «человечнее». Да, в текстах ("Чёрный камень") есть слова про бесов, но в звуке – ни намёка на соответствующую атмосферу и энергетику. Исчезла сама инфернальная энергия, которая когда-то делала музыку «Арии» чем-то наэлектризованным. Теперь осталась только форма.

Уходила, кстати, эта мистика постепенно:

В "Армагеддоне" ещё есть песня «Мессия», а вот в "Фениксе" слышны лишь отголоски метафизики. Потом она пропала совсем! Была надежда на её возвращение в этом новом альбоме, но этого, увы, не произошло. Вместо метафизики – сплошная история: войны, герои, подвиги, немного какого-то квази-эпоса и чуть Булгакова (куда ж без него). Причём снова «Мастер и Маргарита», свет клином на ней сошёлся как будто. Всё это по-своему честно, но лишено тайны.

Альбом «Когда настанет завтра» выхолощен в хорошем смысле – чист, ровен, но, пожалуй, беззуб. Он не страшен и в некотором смысле слова не мистичен. А металл без метафизики и чего-то опасного – уже не в полном смысле металл, это просто оболочка стиля. Музыка стала безопаснее, предсказуемее, без той искры, стихии и металлической магии, от которых когда-то шли мурашки.

И в музыкальном отношении мне не хватило собственно heavy-metal’а. Всё слишком сглажено, слишком как бы мелодично и гармонически просто. Почти нет тритонов, острых углов, тяжёлых запоминающихся риффов, сложных модуляций, нетривиальных ритмических решений и ярких вокальных именно металлических интонаций. Местами (особенно в припевах) мелодика такая, что, если убрать гитары и представить всё это в оркестровке или в эстрадной аранжировке – получится вполне себе какая-нибудь патетическая песня для патриотического фестиваля, или же вообще попса. Припевы почти у всех песен с альбома словно выстраивались по принципу «чтобы запомнилось», а не «чтобы взорвалось». Погнались за хитовостью, но так цели и не достигли. И, кстати, в наши дни это беда присутствует не только у «Арии». У Алексея Страйка, например, в группе «Воля и разум» та же проблема – почти все припевы попсовые по сути, просто упакованы в металл. Про группу «Кипелов» я вообще молчу…

Металл выдыхается не потому, что стареют музыканты, а потому, что теряется мистическая алхимия жанра – связь с чем-то первозданным, с той силой, которая стояла за классическими альбомами «Арии» и делала их переживанием, а не просто песнями. Но вспомните то, что делали Dio c Тони Айомми незадолго до смерти Dio на альбоме 2009 года, когда им было так же по 60 с лишним! Вот там был настоящий металл! Так что возраст тут ни причём.

И всё же альбом приятный. Он отлично сведён, с качественным классным саундом (спасибо Максиму Самосвату!). И в нём есть своя атмосфера – уже вполне узнаваемая, житняковская. Добротная, спокойная, с оттенком зрелости. Он звучит чисто, уютно, слушается легко. В нём нет магии, но есть ощущение осеннего питерского дождя и приятная минорная заунывность... И, может быть, в этом его смысл – музыка, которая не рвёт, не шокирует, но даёт свою атмосферу.

  • Её хочется включить снова, хочется переслушивать. А это, пожалуй, тоже немало.

А теперь – к песням.

Потому что, как всегда у «Арии», дьявол кроется в деталях.

И если искать следы старой магии, то именно там – в интонациях, акцентах и неожиданных музыкальных жестах, где вдруг проступает что-то живое, настоящее.

Разбор песен

1. Последний бой
Музыка – В. Дубинин
Слова – М. Пушкина

И сразу – главное разочарование альбома.

Причём не столько музыкальное, сколько идейное. Опять война, опять бой… С первых строк не совсем понятно, о чём именно песня. Лишь вслушавшись в текст и уловив упоминание 41-го года, а потом прочитав комментарий Маргариты Пушкиной, понимаешь, что речь идёт о Брестской крепости. Но первое впечатление – досадное. Будто группа пытается выглядеть «актуальной» и злободневной, угодить некой генеральной линии партии. И это ощущение, к сожалению, липнет к песне с первых секунд. Ну сколько можно мусолить военную тему?! Сколько можно снова и снова возвращаться к Великой Отечественной? Это уже не художественное высказывание, а штамп. И ладно бы он был реализован мощно, с драматизмом, с настоящим нервом.

Но припев «Отчаянный бой, но мы держим строй» звучит настолько тривиально, что просто за голову хватаешься. Это из той же серии, где рифмы «вечер – встреча – свечи – на плечи» или «кровь – любовь» мелькают от безысходности. Странно, что тут нету слов «герой – идём за тобой» и т. п. 😂

У Маргариты Пушкиной ведь бывали тексты по-настоящему сильные, философские, почти метафизические. Почему здесь так безжизненно и прямолинейно? На кого это рассчитано?! Кого должно тронуть?

Отдельная боль – смысловой разворот. Когда-то «Ария» была символом внутреннего протеста, бегства от системы. В ней звучала жажда свободы, одиночества, внутреннего пути, где «воля и разум сильнее всяких войн». Герой старых песен ведь был резко антагонистичен социуму и отказывался «вставать в строй»: «Я бегу, чтобы жить, а вокруг ликует паранойя», «Прощай кладбище надежд, вечный страх и торжество невежд, будущего нет здесь у нас с тобой…» – это был голос человека, противопоставленного обществу, власти, коллективному безумию. А теперь – «держим строй» и «победа любой ценой». Пусть речь идёт о событиях давно минувших, о Брестской крепости, но сегодня внутренний посыл звучит иначе и отделаться от этих ощущений сложно. Он рифмуется с тем, что сейчас в воздухе, и от этого становится душно! Для меня, как для человека, который не приемлет милитаризма в любом виде, это особенно тяжело. Мне ближе позиция: «Все эти игры не для нас».

Музыкально же – вполне типичная «арийская открывашка». Ни провала, ни откровения. Добротный средний темп, узнаваемые гармонии, формульное построение. По духу и качеству музыки – где-то между «Чёрным квадратом» и «Гонкой за славой», до стартовых треков кипеловской эры и периода с Беркутом, конечно, очень сильно не дотягивает. Песня, которая должна была бы открыть альбом мощным взрывом, превращается просто в стартовую площадку. Без внутреннего пожара.

Что касается лично меня, то был бы у неё другой текст, можно было бы слушать и воспринимать как такую своеобразную настройку. А так, я уже подумываю о том, чтобы регулярно начинать слушать этот альбом с «Гордиева узла».

2. Гордиев узел
Музыка – В. Дубинин, М. Житняков
Слова – М. Пушкина, М. Житняков

Вышедший синглом «Гордиев узел» мы имели возможность слушать всё лето, но лично меня тогда не тянуло. Послушал пару раз тогда и решил дождаться выхода альбома, чтобы услышать песню в контексте. И в альбом она вписалась вполне органично – типичная арийская композиция последних лет.

Если убрать прежнюю арийскую метафизику и энергетику, то останется добротная, но довольно прямолинейная композиция с акцентом на хитовость, а не на глубину.

Музыкальная составляющая лапидарна, без неожиданных поворотов, гармонии просты. Но резкого отторжения нет – всё звучит аккуратно и профессионально.

Житняков поёт хорошо, уверенно держит линию и точно попадает в настроение материала.

3. Долина смерти
Музыка – С. Попов
Слова – М. Пушкина, С. Попов, В. Дубинин

Снова про войну... И снова все штампы собраны. Тут тебе и «ворон кружит», и привычное «снова бой … идём за строем строй», и особенно бесячее «Я - солдат и есть приказ».

Ну сколько можно!

Всё-таки раньше в текстах «Арии» был чуть другой фокус. Даже если и звучала тема войны, по большей части акцент стоял на личности, на человеке, который сопротивляется системе, а не растворяется в ней.

Было другое отношение к тому, чтобы личность становилась винтиком большого механизма. Оно и в этой песне, скорее, негативное и однозначное («Так идём за строем строй в пекло Ада», «дыханье вечного зла»). Но раньше было острее. Можно тут вспомнить «Тебе дадут знак»: «Но опять играет марш, опять вопит главарь... и колонны дураков восходят на алтарь!» Может, в наши дни уже и неполиткорректно вспоминать старые арийские тексты... не знаю. Но контраст с нынешними слышен.

Тем не менее «Долина смерти» не вызывает такого раздражения, как «Последний бой». Здесь спасает яркая музыка. Да, снова явная претензия на хитовость, но на этот раз она работает. Крепкие риффы, плотная драматургия, яркий припев. И главное – Житняков великолепен! Песня держит внимание и запоминается, даже несмотря на избитую тему.

4. Когда настанет завтра
Музыка – В. Дубинин
Слова – М. Пушкина

Эта песня сразу понравилась, когда вышла синглом в сентябре. Немного банален припев, но в целом впечатление очень хорошее.

Прекрасно спел Дубинин в куплете. А когда вступил Житняков, при первом прослушивании даже показалось, что в голосе и подаче есть почти кипеловская нотка, матёрость и характер.

Атмосфера дождя, которая проходит через всю песню, будто экстраполируется на весь альбом. Заглавная композиция задаёт эмоциональный тон и концептуально стоит на своём месте.

После двух треков с военной тематикой фраза «Когда настанет завтра, всё окажется сном» звучит особенно логично и даже очищающе.

По содержанию здесь есть переклички с дубининской балладой «Дети дождя»: «Пронесётся над землёй холодный свежий ветер, / Мы поймём, что значит быть людьми» и «Пусть нас солнце как всегда с утра лучом разбудит». Только там звучит подлинная лирическая высота, которой на альбоме Арии немного не хватает. Если честно, песен такого уровня, как «Дети дождя», на этом альбоме я не услышал. Такое ощущение, что для своего сольного проекта Дубинин, как композитор, постарался чуть больше, чем для «Арии».

Тем не менее именно здесь стремление быть злободневными и актуальными наконец сработало. Музыка простая, но приятная. Классический Дубинин последнего времени: узнаваемая мелодика, прозрачная гармония, без излишеств и изысков, но с теплом и верой в простые мотивные ходы.

5. Обгоняя время
Музыка – С. Попов
Слова – М. Пушкина, С. Попов, М. Житняков

Осталось ощущение вполне проходного, но качественного трека от Попова. Слушать его отдельно в будущем, скорее всего, не захочется. В контексте же альбома звучит органично, не раздражает, но и не особенно впечатляет. Всё сделано профессионально, но без ярких находок.

Житняков снова очень хорош – поёт уверенно, с энергией, без излишнего пафоса.

В тексте, правда, снова слышится набор штампов. Вообще создаётся впечатление, что работа над текстами для этого альбома шла впопыхах, лишь бы успеть к сроку. Маргарита Пушкина умеет значительно больше, чем здесь показано. Собственно, сам Попов на предпрослушивании альбома и признавался, что некоторые тексты дорабатывались в последний момент в групповом чате.

6. Чёрный камень
Музыка – В. Дубинин
Слова – М. Пушкина

Этой композиции нужно дать время. Хочется послушать её ещё несколько раз, чтобы она окончательно улеглась в голове. Есть ощущение, что у неё есть потенциал, чтобы со временем стать одной из визитных карточек альбома.

Это тот самый трек, который выполняет функцию эпика и по смыслу тянет на некую мистическую тему. Но по первому впечатлению ни мощного и развернутого "эпика", ни мистики я не почувствовал. Мне было скучновато. Начало и концовка трека понравились – там чувствуется атмосфера, появляется пространство. Всё, что между ними, пока не впечатлило. Возможно, надо просто расслышать.

7. Память
Музыка – В. Холстинин
Слова – В. Щербовских

Вот здесь ухо зацепилось сразу, с первых секунд звучания. Тритон и отчаянное, пронзительное соль холстининской гитары. Сразу появляется запоминающаяся фишка и ощущение яркой находки. И сразу атмосфера! Потом отличный куплет и прекрасный припев. Есть интересные звуковые детали – в том числе рояльный проигрыш.

При первом прослушивании альбома создалось впечатление, что это лучшая песня на всём диске.

Очень жаль, что композиция Холстинина на этом альбоме всего одна. Если причина в том, что в его последних наработках есть явный уклон в progressive и это якобы не подходит «Арии», то это действительно грустно.

Песня понравилась! Изюминка альбома. Буду переслушивать отдельно и включать в сборники-плейлисты.

8. Ловец чужих сердец
Музыка – С. Попов
Слова – А. Балашова

Интересный, яркий и немного экспериментальный трек от Попова с лёгким рок-н-рольным оттенком.

Чувствую, что не совсем моё в плане того, чтобы переслушивать много раз, но трек качественный и звучит уверенно.

В общей архитектонике альбома занимает своё место и звучит органично.

9. Созвездие Ершалаим
Музыка – В. Дубинин, М. Бугаев
Слова – М. Пушкина, М. Булгаков

Музыкально, возможно, лучший трек Дубинина на альбоме (хотя с «Чёрным камнем» ещё нужно определиться). Немного пафосно, но в пределах нормы.

Это такая эпическая баллада с ярким посылом и мощным припевом.

Но зачем снова возвращаться к булгаковскому «Мастеру и Маргарите»? На кого это рассчитано? На подростков, которые впервые прочитали роман? Думаю, что подавляющая часть поклонников «Арии» давно выросла из этого круга. Интересно, были ли у Пушкиной другие варианты текста для этой музыки?

Тем не менее общее впечатление от песни приятное. Звучит цельно, мелодично, с хорошей динамикой и запоминающимся финалом.

10. Дух свободы
Музыка – С. Попов, В. Дубинин
Слова – М. Пушкина, С. Попов, М. Житняков

Сразу порадовал настоящий металлический рифф в начале. Наконец-то! Очень сильный куплет, где Житняков поёт просто отлично – в неожиданной для себя манере, с большей, чем обычно хрипотцой и драйвом. Звучит убедительно! А вот припев немного пионерский, слишком прямой и без того внутреннего надрыва, который был бы уместен.

Тем не менее в песне есть своя атмосфера, и для заключительного трека альбома она стоит на своём месте.

И к этому моменту я уже не слишком вникаю в тексты – ясно, что именно на этом релизе лирика не самое сильное звено. Опять здесь текст, сделанный в групповом чате на коленке.


Писать что-либо про бонус-трек в виде
акустической версии «Гордиева узла» смысла не вижу.

Звучит приятно, немного попсово. Возможно, это ближе к тому варианту, который изначально предложил Житняков.

Итог

Несмотря на все мои придирки, должен ещё раз признать – альбом хороший!

Возможно, послушав его ещё несколько раз, я соглашусь с теми, кто считает, что он превосходит всё, что было сделано «Арией» в житняковский период.

Альбом цельный и ровный, выстроенный, со своей внутренней драматургией. Его хочется слушать целиком. И у него есть собственное, узнаваемое лицо. В предыдущих трёх альбомах иногда тянуло пропустить отдельные треки, здесь такого нет (если не считать первой композиции).

Ощущение при прослушивании было такое, что альбом идёт по нарастающей. И как авторы, и Дубинин, и Попов порадовали. А композиция Холстинина стала настоящей изюминкой.

Сейчас поеду на гастроли в один северный европейский город. После концерта будет свободный день – возможно, удастся погулять под осенним дождём, переслушать альбом в нужной атмосфере и сделать ещё один музыкально-географический отпечаток на карте моей жизни.

  • Кому интересно услышать от меня более подробный разбор группы «Ария» в целом – пишите в комментариях.

Если будет интерес, я обязательно сделаю большой видеоролик: расскажу, кто из вокалистов мне ближе, какие композиции считаю лучшими и почему и т. д.

Ну и напишите, какие у вас впечатления от нового альбома, если уже успели послушать.

И подписывайтесь на мой канал в YouTube. Там самое интересное!

-2

#Ария #КогдаНастанетЗавтра #ГордиевУзел #метал #рок #НовыйАльбом #Разбор #Музыка #Рецензия