Найти в Дзене

Кейс "Смоленск 1942" ответ невпопад

Как психология объясняет такое поведение: задаешь вопрос парню: "представь себе, что ты в Смоленске в 1942 году в оккупации... И тебя спрашивают, когда жилось лучше? ". А парень отвечает, невпопад: "я бы честно сказал..." Вопрос он услышал, но 1942 год и оккупацию не стал себе представлять... Это ошибка восприятия, понимания, дефекты обучения? Такое поведение обычно объясняется не «ошибкой восприятия» и не «дефектами обучения», а особенностями когнитивной обработки вопроса — в первую очередь уходом от сложной мысленной симуляции, эмоциональной нагрузки и буквального смысла. Ниже — подробнее, с точки зрения психологии. Воображение сложной, тяжёлой ситуации — «оккупация, 1942 год» — требует умственных усилий и эмоционального включения. Человек может не запускать эту симуляцию, а просто ответить по первой ассоциации или шаблону. Это нормально: мозг экономит ресурсы и избегает неприятных образов. Мысленный переход в ситуацию войны и оккупации может быть дискомфортным. Многие люди бесс
Оглавление

Как психология объясняет такое поведение:

задаешь вопрос парню: "представь себе, что ты в Смоленске в 1942 году в оккупации... И тебя спрашивают, когда жилось лучше? ".

А парень отвечает, невпопад: "я бы честно сказал..."

Вопрос он услышал, но 1942 год и оккупацию не стал себе представлять... Это ошибка восприятия, понимания, дефекты обучения?

Такое поведение обычно объясняется не «ошибкой восприятия» и не «дефектами обучения», а особенностями когнитивной обработки вопроса — в первую очередь уходом от сложной мысленной симуляции, эмоциональной нагрузки и буквального смысла.

Ниже — подробнее, с точки зрения психологии.

✅ Возможные объяснения

1. Уход от мысленного эксперимента (когнитивная экономия)

Воображение сложной, тяжёлой ситуации — «оккупация, 1942 год» — требует умственных усилий и эмоционального включения.

Человек может не запускать эту симуляцию, а просто ответить по первой ассоциации или шаблону.

Это нормально: мозг экономит ресурсы и избегает неприятных образов.

2. Эмоциональное избегание

Мысленный переход в ситуацию войны и оккупации может быть дискомфортным.

Многие люди бессознательно избегают «погружения» в неприятные сценарии и отвечают так, чтобы дистанцироваться:

«я бы честно сказал…»
(вместо того чтобы представить себя в тяжёлых обстоятельствах)

Это не ошибка мышления, а механизм защиты.

3. Буквальное понимание вместо гипотетического

Некоторые люди плохо «входят» в условные ситуации, особенно исторические или фантазийные.

Они слышат вопрос, но не обрабатывают контекст «представь, что…».

Это называется дефицит гипотетического мышления (не патологический), когда человек не удерживает воображаемые условия и отвечает так, как будто речь идёт о реальности.

4. Наблюдается смещение к позиции «оценки себя»

Парень сместил смысл вопроса на себя:

Не «когда жилось лучше», а «как бы я отвечал в плане честности».

Это типичное явление: мозг иногда подменяет сложный вопрос более простым — в данном случае морально-оценочным.

Это называется эвристика подмены вопроса.

5. Возможная трудность с перспективным принятием роли

Представить себя человеком другого времени, условий, культуры — непросто.

У части людей снижена способность к role-taking (вживание в чужой опыт).

Не патология — индивидуальная особенность.

✅ Это ошибка восприятия или понимания?

С научной точки зрения — нет.

Это не дефект, а нормальные когнитивные механизмы:

  • избегание эмоционального дискомфорта
  • упрощение задачи
  • невозможность удержать сложную гипотетическую рамку
  • подмена сложного вопроса простым

✅ Как понять, что сработало именно у этого человека?

Если хотите проанализировать точнее, можно задать ему уточняющие вопросы:

  • «Ты смог представить себя в 1942 году или это было сложно?»
  • «Какая часть вопроса показалась странной?»
  • «Ты ответил так, чтобы описать, что сделал бы лично сейчас?»

Ответы покажут, что именно он делал: избегал, упрощал, или не вошёл в воображаемый контекст.

Так что... можно разобрать поведение по психотипам или предложить, как корректнее формулировать подобные вопросы, чтобы человек не «выскальзывал» из контекста.