Найти в Дзене

Красота требует жертв!

Сегодня марка Subaru ушла куда-то уж совсем на задний план. Наверное, отказ от участия в ралли был серьезной маркетинговой ошибкой. А может этот уход вовсе не ошибка, а следствие каких-то внутренних проблем компании. Мы не знаем, да и не в этом дело. А дело в том, что в не такие уж далекие времена синяя Imprezaбыла мечтой очень многих, обычно молодых людей, в которых жил дух уличных гонок! Нынче Subaru на улицах встретишь не часто, а Импрезу, ту, старую, мы уже и не помним, когда крайний раз видели… Однако, как выяснилось, поклонники марки еще живы! И им хочется, чтобы в их Subaru (в данном случае Legasy) прекрасно было все! И что бы с любовью отремонтированный двигатель ZD30 не только выдавал свои 250 л.с. (а может больше? Всякий чип-тюнинг никто не отменял), но и сверкал, как новенький! Вот посмотрите сами. Часто ли агрегаты восстановленного двигателя так выглядят? (см фото 1 и 2) Ну, красота же?! Одна неприятность: Агрегат вышел из строя через 10 (десять!) км пробега после ремонта.

Сегодня марка Subaru ушла куда-то уж совсем на задний план. Наверное, отказ от участия в ралли был серьезной маркетинговой ошибкой. А может этот уход вовсе не ошибка, а следствие каких-то внутренних проблем компании. Мы не знаем, да и не в этом дело. А дело в том, что в не такие уж далекие времена синяя Imprezaбыла мечтой очень многих, обычно молодых людей, в которых жил дух уличных гонок!

Нынче Subaru на улицах встретишь не часто, а Импрезу, ту, старую, мы уже и не помним, когда крайний раз видели…

Однако, как выяснилось, поклонники марки еще живы! И им хочется, чтобы в их Subaru (в данном случае Legasy) прекрасно было все! И что бы с любовью отремонтированный двигатель ZD30 не только выдавал свои 250 л.с. (а может больше? Всякий чип-тюнинг никто не отменял), но и сверкал, как новенький!

Вот посмотрите сами. Часто ли агрегаты восстановленного двигателя так выглядят? (см фото 1 и 2)

Фото 1. ГБЦ
Фото 1. ГБЦ
Фото 2. Низ двигателя. (или скорее «середина»😊)
Фото 2. Низ двигателя. (или скорее «середина»😊)

Ну, красота же?! Одна неприятность: Агрегат вышел из строя через 10 (десять!) км пробега после ремонта. В чем именно выразился выход из строя нам не сообщили. В заявлении, врученном нашим партнерам, которые, как водится, растачивали-шлифовали, так лаконично и значилось «вышел из строя».

Доставили нам этот двигатель, как это часто бывает, частично разобранным и кое-что мы увидели сразу. Например, состояние постелей распределительных валов (см фото 3 и 4).

Фото 3. Кольцевые задиры на опорах распределительных валов показаны стрелками.
Фото 3. Кольцевые задиры на опорах распределительных валов показаны стрелками.
Фото 4. Кольцевые задиры на рабочих поверхностях крышки распределительных валов показаны стрелками.
Фото 4. Кольцевые задиры на рабочих поверхностях крышки распределительных валов показаны стрелками.

Примерно также задраны все опоры распределительных валов. Абразивный износ? Он самый! (см фото 5).

Фото 5.
Фото 5.

Это откуда ж такое?! Ладно, снимаем поддон и начинаем догадываться откуда. На дне поддона металлическая стружка и… песок (см фото 6 и 7).

Фото 6. Поддон (заметьте, какой на первый взгляд чистый!).
Фото 6. Поддон (заметьте, какой на первый взгляд чистый!).
Фото 7. Стрелками показаны скопления стружки и песка а поддоне.
Фото 7. Стрелками показаны скопления стружки и песка а поддоне.

И уже заранее ужасаясь, тому, что мы сейчас увидим, разъединили «половинки» оппозитного блока цилиндров. И точно! (см фото 8 и 9)

Фото 8. Коренные вкладыши с выраженными следами абразивного износа.
Фото 8. Коренные вкладыши с выраженными следами абразивного износа.
Фото 9. Коренные шейки коленчатого вала с выраженными следами абразивного износа.
Фото 9. Коренные шейки коленчатого вала с выраженными следами абразивного износа.

Ну, а шатунные вкладыши и шейки ожидаемо оказались еще более «убитыми» (см фото 10 и 11).

Фото 10. Шатунный вкладыш без верхнего слоя вовсе.
Фото 10. Шатунный вкладыш без верхнего слоя вовсе.
Фото 11. Шатунная шейка. Под стать вкладышам.
Фото 11. Шатунная шейка. Под стать вкладышам.

При этом, поршни, конечно, тоже пострадали, но совсем не так сильно (см фото 12).

Фото 12. Множественные вертикальные царапины на юбке поршня.
Фото 12. Множественные вертикальные царапины на юбке поршня.

Вот так. И это все за 10 км. Нет, мы частенько видели двигатели, где детали не отмыли, как следует, после механической обработки, там все тоже случается очень быстро, но таких выдающихся результатов достичь, кажется, прежде никому не удавалось за столь короткий срок! А потом, все ведь выглядело очень, прям на редкость, чистеньким. Откуда вдруг песок?

Это казалось очень странным, пока мы не начали внимательно осматривать каналы и полости. А вот там интересные вещи обнаружились! А именно, сгустки, состоящие в основном из песка. Песка мелкого, красивого и, видимо, кварцевого (см фото 12, 13 и 14).

Фото 12. Сгусток показан стрелкой.
Фото 12. Сгусток показан стрелкой.
Фото 13. Тот же сгусток, извлеченный на свет божий.
Фото 13. Тот же сгусток, извлеченный на свет божий.
Фото 15. … и раздавленный.
Фото 15. … и раздавленный.

Посмотрели еще масляный насос. Ему тоже малость попало (см фото 16).

Фото 16.
Фото 16.

А в масляном фильтре, который мы распилили, обнаружился целый песчаный карьер (см фото 17 и 18).

Фото 17. Распиленный масляный фильтр.
Фото 17. Распиленный масляный фильтр.
Фото 18. Песок на дне фильтра.
Фото 18. Песок на дне фильтра.

Так, что это было? Многие, наверное, уже догадались, что это называется красивым словом «аквабластинг».

А для тех, кто впервые слышит такой термин, поясним. Аквабластинг – это относительно новая, весьма эффективная и ныне модная технология очистки металлических (а возможно и не только металлических) поверхностей. Если совсем коротко, то из сопла под давлением подается струя воды, содержащая абразивный материал (стеклянные шарики или кварцевый песок).

Аквабластинг действительно очищает детали очень хорошо и гораздо более бережно, чем, например, пескоструй, но вот неприятность – абразиный материал имеет подлое свойство оседать в полостях и каналах, которых в блоках цилиндров и ГБЦ двигателей предостаточно. Как его оттуда полностью извлекать не очень понятно, а если этого не сделать, то все закончится, также печально, как вот с этим Subaru.

Что посоветуем? Очевидную вещь! Посоветуем, не применять аквабластинг для очистки деталей, имеющих труднодоступные полости. Можно очищать всякие крышки, поддоны и т.п., но не блоки с головками. Если ВСЕ каналы ХОРОШО заглушить, то, наверное, это можно делать, но насколько нам известно, на практике это не особо получается. Красота, конечно, страшная сила, и даже, говорят, что красота спасет мир😊, но идти ради красоты на такие жертвы, на наш взгляд, все-таки не совсем целесообразно.

P.S. Правда, знаем, что есть еще более продвинутая технология под названием «Криобластинг». Она похожа на пескоструйную обработку, только вместо песка применяется «сухой лед», т.е. мелкие гранулы замороженного CO2. Звучит шикарно! Также, как пескоструйкой можно очистить любую деталь, а потом гранулы испаряться и никакого абразива в каналах не останется. Однако, знающие вопрос люди, говорят, что с такими чувствительными зонами, как, например, постели коленчатых или распределительных валов Криобластинг поступает также жестко, как пескоструй. Т.е. снимает слой материала, что, естественно, недопустимо. Звучит логично. Но чего не видели, за то не ручаемся. Если кто имел дело с криобластингом, напишите про ваш опыт!

-19