Найти в Дзене
SL Soft

Дружба на работе: важнее, чем кажется

Рабочая дружба – это определенная, со своими особенностями, форма близости. Она зарождается в условиях давления, дедлайнов, определенных оргструктур и ожидания результатов. Этой дружбе приходится непросто, но она значима: если задуматься – восемь часов в день вполне складываются в отдельную жизнь. А некоторые из нас проводят с коллегами куда больше «бодрствующих» часов, чем с собственными семьями. С одной стороны, работа становится более сносной или увлекательной, если у вас появляется соратник. Дружба помогает выполнять неприятные задачи, а стоящие проекты благодаря ей приносят больше удовлетворения. С другой – дружба и работа развиваются по разным сценариям и в разных контекстах, отчего их столкновение почти неизбежно. Исследования показывают, что наличие друзей в офисе/на предприятии влияет на нашу продуктивность. Например, проект, проведенный Gallup, показал: сотрудники, у которых на работе есть лучший друг («бести»), сильнее вовлечены в процесс, чаще делятся идеями и расположены в
Оглавление

Рабочая дружба – это определенная, со своими особенностями, форма близости. Она зарождается в условиях давления, дедлайнов, определенных оргструктур и ожидания результатов.

Этой дружбе приходится непросто, но она значима: если задуматься – восемь часов в день вполне складываются в отдельную жизнь. А некоторые из нас проводят с коллегами куда больше «бодрствующих» часов, чем с собственными семьями.

С одной стороны, работа становится более сносной или увлекательной, если у вас появляется соратник. Дружба помогает выполнять неприятные задачи, а стоящие проекты благодаря ей приносят больше удовлетворения. С другой – дружба и работа развиваются по разным сценариям и в разных контекстах, отчего их столкновение почти неизбежно.

Почему дружить на работе – еще и полезно?

Исследования показывают, что наличие друзей в офисе/на предприятии влияет на нашу продуктивность. Например, проект, проведенный Gallup, показал: сотрудники, у которых на работе есть лучший друг («бести»), сильнее вовлечены в процесс, чаще делятся идеями и расположены внедрять инновации, а также в целом получают больше удовольствия от работы.

Ценность таких отношений не всегда в том, насколько хорошо нас знают коллеги, сколько в открывающихся возможностях поддержать друга друга, отмечает психотерапевт Эстер Перель.

Такая дружба – как невидимые строительные леса, которые мы используем в течение трудового дня (а если повезет, – и вне рабочего графика, на протяжении жизни). Собираются они из множества деталей:

признания, когда труд другого может остаться незамеченным;

честности, когда на кону стоит много или рабочий момент крайне сложный;

взгляда со стороны, если собственный глаз уже “замылен” или ориентиры подрастерялись;

плеча (пусть и фигурального), если груз задач становится слишком тяжелым;

сотрудничества, ведь по итогу совместной работы может получиться лучше;

защиты и поддержки в неприятных ситуациях;

участия, если дома – трудно;

юмора, ведь он зачастую помогает справиться со многими нелегкими ситуациями.

В чем главная сложность?

Дружба по своей природе основана на искренности, принятии и общении без скрытых мотивов. Работа же – это выполнение задач, определенная иерархия и сотрудничество даже вопреки личным разногласиям. Нормы и поведение, которые продиктованы рабочей необходимостью могут конфликтовать с неформальностью, искренностью и аутентичностью, которые необходимы для дружбы.

Это противоречие приводит к тому, что эксперты называют «ролевой путаницей» – когда возникает сложная/щекотливая/потенциально спорная ситуация (например, разногласия по проекту), вы не знаете, как быть и хорошим сотрудником, и хорошим другом.

Как дружить и работать, не навредив ни тому, ни другому: советы экспертов

1. Признайте наличие противоречий и говорите

По-прежнему нет лучшего способа справиться с потенциальной неловкостью, кроме как быть откровенным – быть открытым и честным в тех моментах, где вы чувствуете напряжение, полагает Джулианна Пиллемер, доцент кафедры бизнеса в Нью-Йоркском университете. Если вы стали начальником своего друга, с которым раньше каждый день обедали, не стоит просто резко прекращать общение – объясните ему новую ситуацию и возможные сложности. Если вам нужно сохранить какую-то информацию в тайне, объясните, почему вы не можете поделиться ею.

2. Сознательно разделяйте роли: «шляпы» и «каналы»

Бет Шиноф, ассистент-профессор кафедры менеджмента Делавэрского университета, предлагает разграничивать роли как можно более явно: «Для этого можно использовать прямые вербальные сигналы, например – «Я на пару минут снимаю „шляпу друга» или «Сейчас я говорю как твой руководитель…». Это помогает вам и вашему другу осознаннее взаимодействовать».

Джулианна Пиллемер идет еще дальше и советует разделить каналы коммуникации: она и ее друзья на работе используют электронную почту для всего, что связано с делами, а мессенджеры и социальные сети – для личного общения и обмена мемами. «Это устраняет ролевой конфликт, – говорит она, – потому что так мы точно знаем, в какой из них находимся в данный момент».

3. Поймите свой стиль и не торопитесь

Дайте себе время сориентироваться, как вам комфортнее – «смешивать» личное и профессиональное или проводить границу между ними, оберегая частную жизнь? Более близкие отношения могут завязаться, если вы видитесь с коллегами каждый день, но они не означают надежности, на которую можно рассчитывать в настоящей дружбе. «Я призываю людей не торопиться, – говорит Пиллемер. – Дайте себе время, чтобы решить – уверены ли вы, что хотите, чтобы эти отношения вышли за рамки приятельства, хотите ли вы действительно видеться с этим человеком вне рабочих часов. Выпейте с ним 10 чашек кофе, а потом раскрывайтесь».

За границами должностных инструкций

Не все профессиональные связи существуют в ежедневном расписании. Карьеры становятся все продолжительнее, а смена мест работы происходит гораздо чаще, чем прежде. Однако бывает, что некоторые «когда-то коллеги» остаются с нами на протяжении жизни – вы уже давно не работаете вместе, но дружба продолжается несмотря на различные профессиональные пути.

«Не все станут или продолжат быть вашими друзьями – постарайтесь на разочаровываться, а сохранять с ними профессиональные рабочие отношения. А дружбу поддерживать с несколькими избранными, – замечает директор по корпоративному развитию и портфельной стратегии компании Agenus Джэф Тан. – На одной из предыдущих работ я сдружился с сотрудницей административного отдела. Впоследствии она стала моим ментором – не в профессиональном плане, а в личном, она делится со мной жизненными уроками, которые формируют меня как человека».

«Такие примеры напоминают нам, что дружеские отношения, зародившиеся на работе, не ограничиваются стенами офиса, конкретной компанией или должностью, или каким-то определенным этапом жизни, – отмечает психотерапевт Эстерль Перель. – Кто из коллег заставляет вас о чем-то глубоко задумываться? Кто остается рядом после тяжелого разговора и разгребает с вами последствия? Кто приходит на помощь, если видит, что вам тяжело?».

Перель предлагает ответить, кто из коллег – нынешних или прошлых – скорее всего:

  • заметит ваши опечатки в общем документе и сам их поправит
  • удержит вас от отправки необдуманного письма
  • пришлет идеально подходящий ситуации мем или GIFку
  • напомнит сделать перерыв или пообедать
  • превратит хаотичную таблицу в наконец понятную
  • придумает элегантное решение в ситуации кажущегося полного провала
  • задаст смелый вопрос на общем собрании
  • поделится собственным опытом и знаниями (терпеливо отвечая на дурацкие вопросы)/ к кому можно прийти посоветоваться.

А после – отправить одному из них короткое сообщение с благодарностью (ну или хотя бы мысленной) и поделиться упражнением с командой (и сравнить списки!).

Дружба на работе позволяет получать и проявлять внимание и поддержку, а это здорово помогает выдержать ритм день за днем.