Найти в Дзене
Кирилл Максимов

Сырой Ту-128. Гниёт в музеях, сравнение с F-106, проблемы проектирования и обслуживания

Был в Монино несколько раз и хорошо помню этот прототип из фильма. Облезлое состояние, жалко машину. Все держится на энтузиастах. Построили парк Патриот, он прекрасен, но сотой доли этих вложений хватило бы на хороший музей под крышей. Все понимают, что экспонаты под снегом или под дождем и солнцем долго не проживут. Россия могла бы позволить себе хотя бы один музей на уровне лучших авиамузеев мира. Интересно что столь тяжелый самолет (с массой пустого - 24,5 тонны , макс взл. 43+ тонны ) при запасе топлива до 15 тонн обладал настолько неубедительными характеристиками по дальности и продолжительности полета.
Ведь собственно дальность и продолжительность полета и были главными требованиями, для достижения которых и шли на жертвы и компромиссы , сделав "корабль" , а не "нормальный истребитель". Сравните с теми же F-106 или F-4 - эти машины появились даже чуть раньше чем Ту-128.
Эти самолеты были "настоящими истребителями" (еще и имевшими возможность дозаправки в воздухе) , а Фантом
Оглавление
Сырой Ту-128. Гниёт в музеях, сравнение с F-106, проблемы проектирования и обслуживания
Сырой Ту-128. Гниёт в музеях, сравнение с F-106, проблемы проектирования и обслуживания

Авиамузей для экспонатов

Был в Монино несколько раз и хорошо помню этот прототип из фильма. Облезлое состояние, жалко машину. Все держится на энтузиастах. Построили парк Патриот, он прекрасен, но сотой доли этих вложений хватило бы на хороший музей под крышей. Все понимают, что экспонаты под снегом или под дождем и солнцем долго не проживут.

Россия могла бы позволить себе хотя бы один музей на уровне лучших авиамузеев мира.

А был ли он лучше американского собрата?

Интересно что столь тяжелый самолет (с массой пустого - 24,5 тонны , макс взл. 43+ тонны ) при запасе топлива до 15 тонн обладал настолько неубедительными характеристиками по дальности и продолжительности полета.
Ведь собственно дальность и продолжительность полета и были главными требованиями, для достижения которых и шли на жертвы и компромиссы , сделав "корабль" , а не "нормальный истребитель".

Сравните с теми же F-106 или F-4 - эти машины появились даже чуть раньше чем Ту-128.

Эти самолеты были "настоящими истребителями" (еще и имевшими возможность дозаправки в воздухе) , а Фантом вообще быстро стал "многоцелевым монстром" , при том что эксплуатировался и с палуб авианосцев.

Следующие после дальности ключевые требования к такому самолету - мощная РЛС и развитое навигационное оборудование для применения без поддержки наземных средств наведения , но и здесь на фоне лучших перехватчиков Ту-128 выглядел неубедительно.

В общем, концепция этого самолета понятна , но к технической реализации много вопросов.

Ту-128 был не таким, как на чертежах и в расчётах

На самом деле не все так радужно было в начале карьеры самолета! Проблем было не море, а океан! И самые главные, это управление. Самолет был очень неустойчив на "дозвуке" и совершенно неотзывчивым на сверхзвуке. Да, в конце концов, туполевцы справились, но из за этого все системы управления на нем бустированы.

Не все так радужно со скоростью. 1900 это было заявлено в проекте, а на самом деле его реальная скорость без ракет чуть-чуть не дотягивала до 1800 а с ракетами сильно меньше! Я это все не по наслышке знаю, работал на авиаремонтном в начале 80-х где их ремонтировали. Не знаю как в строевых, но в ЛИС испытатели его сильно не любили.

Инцидент с передней стойкой и плохая ремонтопригодность

В семидесятых служил АОшником на Ту-128 в Жана-Семее. Не могу сказать, что электронная автоматика самолёта отличалась большой надёжностью. Особенно доставало меня, да и штурманов, навигационно-вычислительное устройство НВУ Б-1. "Вибрики" меняли в них постоянно! Электронные усилители в блоках 3 и 4 тоже приходилось часто менять. Снимать их с самолёта было тоже, весьма, непросто.

Однажды иду по рулёжке и, вдруг, вижу как от передней стойки Ту-128, выруливающего на взлёт, отскакивают оба колеса и он основанием передней стойки начитает со скрежетом тормозить по бетону. К счастью, ничего не загорелось и лётчики не пострадали. Однако, можно представить, что случилось бы с ними, если бы колёса передней стойки отвалились на взлете или посадке...

Катапультирование

Начинал служить в ПВО на таком корабле. Прикольно, там в передней кабине есть кнопка «катапультирование второго кресла». Мы шутили - штурман надоест - выкинем. На самом деле, конструкция кресел была такова, что первым катапультируется штурман, вторым - пилот. И никак обратно. Поэтому и поставили кнопку для спасения пилота, в случае гибели или невозможности, из за ранения катапультироваться, штурмана