Найти в Дзене
Портфель Двинского

"Лента". Обратный разворот похоже произошел. Планирую продавать акции

На днях "Лента" отчиталась за три квартала и девять месяцев 2025 года. Многие аналитики и инвестдома поспешили назвать результаты отличными и считать "Ленту" чуть ли не лучшим ритейлером. Однако проблемы, которые мы видим в X5, не могли не перекинуться и на конкурентов. Но если в X5 первые признаки появились в начале года, то в "Ленте", похоже, - сейчас. Итак, начнем с общих результатов III квартал: Девять месяцев: С первого взгляда кажется, что все отлично. Быстро растет выручка, EBITDA и чистая прибыль. Но первый взгляд обманчив. Нам важно смотреть не на то, что было в прошлом, а понимать, что будет в будущем. То есть, определять тенденции. В "Ленте" проявилось сразу несколько негативных моментов. 1) Произошло резкое падение рентабельности EBITDA в третьем квартале. Год назад показатель составлял 8,1%, за девять месяцев - 7,4%. А в третьем квартале мы увидели 7,3%. При росте валовой прибыли на 32,6% EBITDA выросла вдвое меньшими темпами - всего на 15,5%. Причина - опережающий рост к

На днях "Лента" отчиталась за три квартала и девять месяцев 2025 года. Многие аналитики и инвестдома поспешили назвать результаты отличными и считать "Ленту" чуть ли не лучшим ритейлером. Однако проблемы, которые мы видим в X5, не могли не перекинуться и на конкурентов. Но если в X5 первые признаки появились в начале года, то в "Ленте", похоже, - сейчас.

Итак, начнем с общих результатов

III квартал:

  • Выручка: 267,5 млрд (+26,8% г/г)
  • Валовая прибыль: 61,3 млрд (+32,6% г/г)
  • EBITDA: 19,6 млрд (+15,5% г/г)
  • Чистая прибыль: 8,18 млрд (+87,6% г/г)

Девять месяцев:

  • Выручка: 781,4 млрд (+25,1% г/г)
  • Валовая прибыль: 177,6 млрд (+31% г/г)
  • EBITDA: 58,1 млрд (+24,5% г/г)
  • Чистая прибыль: 23,9 млрд (+56,8% г/г)

С первого взгляда кажется, что все отлично. Быстро растет выручка, EBITDA и чистая прибыль. Но первый взгляд обманчив. Нам важно смотреть не на то, что было в прошлом, а понимать, что будет в будущем. То есть, определять тенденции.

В "Ленте" проявилось сразу несколько негативных моментов.

1) Произошло резкое падение рентабельности EBITDA в третьем квартале. Год назад показатель составлял 8,1%, за девять месяцев - 7,4%. А в третьем квартале мы увидели 7,3%. При росте валовой прибыли на 32,6% EBITDA выросла вдвое меньшими темпами - всего на 15,5%. Причина - опережающий рост коммерческих, общехозяйственных и административных расходов (+35,9% г/г).

Если в целом на рынке труда произошло некоторое охлаждение, то ритейл по-прежнему испытывает кадровые проблемы. Сохраняется большая доля низкопроизводительного ручного труда. Даже X5, которая старается много инвестировать в автоматизацию и роботизацию процессов, заявляет, что результат будет не ранее чем через 2-3 года.

Поэтому приходится повышать зарплаты низкоквалифицированному персоналу, что, вкупе с замедлением продовольственной рентабельности, ведет к снижению рентабельности.

2) В третьем квартале неожиданно сократился трафик (-0,6% г/г). Общая Lfl-выручка хоть и выросла на 10,4% (г/г), но исключительно за счет роста среднего чека (+11,1% г/г). А вот трафик упал.

Причем падение произошло даже не в гипермаркетах, а в сегменте "у дома". Это тот формат ("Монетка"), который стал драйвером роста всей группы за последние два года и куда "Лента" много инвестировала. Причем падение сразу на 2,1%, что много.

С чем связано - пока сказать сложно. Возможно, долю отъедают дискаунтеры "Чижик" от X5 или, даже, "Пятерочки".

Также на 2,2% сократился трафик в формате "дрогери". Это сеть "Улыбка радуги", которую "Лента" приобрела в конце прошлого года. Уже тогда у меня эта сделка вызывала вопросы, поскольку маркетплейсы практически победили непродовольственный офлайн-ритейл, что отлично видно по Fix Price. И сейчас "Улыбка радуги", похоже, следует этой печальной тенденции.

3) Сомнительные инвестиции продолжаются. В третьем квартале "Лента" потратила ещё 12 млрд рублей. На эти деньги открыли 309 магазинов "у дома" и 128 магазинов формата "дрогери" (+ немного других форматов). Трафик обоих, напомню, снижается. И если с "Монеткой" еще можно поработать, то "Улыбка радуги" мне представляется провальной идеей.

В СМИ активно муссируется информация о скорой покупке "Лентой" гипермаркетов "О'Кей" и строительных гипермаркетов OBI. И если последние будут стоить 5-7 млрд рублей, то за "О'Кей" придется выложить не менее 30 млрд. Вопрос: зачем?

Да, "Лента" научилась работать со своими гипермаркетами. Но, во-первых, в них произошел переток покупателей как раз из загибающихся "О'Кей", которые в первом полугодии потеряли 5,6% трафика. Во-вторых, даже при выжимании максимума из гиперов их выручка выросла всего на 11,7% (+3,7% к официальной инфляции). Поэтому если сделка состоится, то её можно назвать покупкой ради покупки.

-- - - - -

До конца ноября "Лента" представит новую стратегию развития на три года. Надеюсь, цели будут поставлены амбициозные, на чем котировки могут подрасти. Планирую продать бумаги после этого события. Хотя допускаю, что может быть неожиданное объявление. Например, начало выплат дивидендов вместо сомнительных инвестиций. Тогда буду смотреть по ситуации. Хотя на таких новостях котировки вырастут еще больше, а замедление бизнеса и снижение рентабельности никуда не денется. В общем, ждем новую стратегию.

Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией

Не забываем ставить лайк :)
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить!