Найти в Дзене
СВОЛО

Можно ли себя простить

Я счёл две попавшие на глаза картины Харриса похожими на картину Чюрлёниса. А не смел я. Ибо Чюрлёнис, как и все символисты, в самом последнем итоге (как бы он в «Сонате Солнца» ни испытывал прекращение изменения) был особый пессимист – с оптимизмом в сверхбудущем. Мне должен был помниться тёплый тон «Анданте», столь противоположный полному пессимисту Харрису. А я и само «Анданте» не вспомнил. Теперь же, смотрю, и мелочи говорят о том же. У Чюрлёниса, сколько б он (из-за пессимизма, вообще-то) ни корёжил натуру, но лучи – это всё-таки лучи. Они исходят из одной точки. Верхние – из Солнца, нижние – из Свечи. А у Харриса не вполне лучи. – В первой картине луч справа не продолжен вверх, правая часть левого луча – тоже. Во второй картине центральный луч какой-то подозрительный, что это не луч. И не тем, что он двухцветен. Мыслимо, что левая часть света прошла сквозь тонкое облако, а правая часть – непосредственно от солнца. Но вот этот луч, пройдя сквозь дыру в облаках (предположительно ок

Я счёл две попавшие на глаза картины Харриса

Харрис. Северное побережье. 1926. Холст, масло.
Харрис. Северное побережье. 1926. Холст, масло.
Харрис. Озеро Верхнее. 1926.
Харрис. Озеро Верхнее. 1926.

похожими на картину Чюрлёниса.

Чюрлёнис. «Анданте» из «Сонаты Солнца». 1907. Бумага, темпера.
Чюрлёнис. «Анданте» из «Сонаты Солнца». 1907. Бумага, темпера.

А не смел я. Ибо Чюрлёнис, как и все символисты, в самом последнем итоге (как бы он в «Сонате Солнца» ни испытывал прекращение изменения) был особый пессимист – с оптимизмом в сверхбудущем. Мне должен был помниться тёплый тон «Анданте», столь противоположный полному пессимисту Харрису. А я и само «Анданте» не вспомнил.

Теперь же, смотрю, и мелочи говорят о том же.

У Чюрлёниса, сколько б он (из-за пессимизма, вообще-то) ни корёжил натуру, но лучи – это всё-таки лучи. Они исходят из одной точки. Верхние – из Солнца, нижние – из Свечи.

А у Харриса не вполне лучи. – В первой картине луч справа не продолжен вверх, правая часть левого луча – тоже. Во второй картине центральный луч какой-то подозрительный, что это не луч. И не тем, что он двухцветен. Мыслимо, что левая часть света прошла сквозь тонкое облако, а правая часть – непосредственно от солнца. Но вот этот луч, пройдя сквозь дыру в облаках (предположительно околокруглую), стал таким, будто дыра в облаках была продолговатой, причём продолговатость перпендикулярна линии зрения. – Почему я так говорю? – Потому что этим лучом освещается и гора на втором плане, и берег на первом плане. С левым лучом тоже непорядок. Он рождён как бы другим солнцем, находящимся на небе в другом месте, чем первое, источник трёх правых лучей. – Почему? – Потому что правые три направлены сколько-то к нам: падают на относительно близкие к нам места пейзажа. А правый падает за дальние горы.

То есть Харриса тянет в абсурд.

Он через короткое время стал писать вообще абстрактные картины. Как бы углубился пессимизм.

Харрис. Земля и Солнце. 1939.
Харрис. Земля и Солнце. 1939.

Ну, если по земному – Великая депрессия пришла и в Канаду… Собственно, начиналась Вторая мировая война…

1 ноября 2025 г.