фильмов ужасов десятилетия.
1990-е были периодом становления жанра ужасов, и недостатка в идеях не было. Жанр отошёл от шаблонов 1980-х и стал более необычным и амбициозным. Благодаря этой амбициозности появилось новое поколение режиссёров, а проверенные временем режиссёры по-новому раскрыли себя, что, в свою очередь, привлекло новую аудиторию.
Когда я просматривал фильмы ужасов 90-х годов, мне было сложно составить список лучших из них. То, что начиналось с короткого списка из 40 фильмов, с моей стороны было мучительным сокращением до милой шестёрки. Есть фильмы 90-х годов, которые мне нравятся, но которых нет в списке. И есть фильмы 90-х годов, которые нравятся вам, но которых тоже нет в списке (хотя, как и положено в жанре ужасов, всегда есть место для продолжения). Но, сокращая этот список, я размышлял о том, как жанр ужасов способен не только противостоять нашей реальности, но и продвигать кинематограф вперёд.
Вот лучшие фильмы ужасов 1990-х годов:
16«Начистоту» (1991)
«Ты будешь висеть здесь с воронами и смотреть, как умирает Земля». Канадский фильм ужасов в жанре фолк «Вырубка» режиссёра Рышарда Бугайского — одна из лучших скрытых жемчужин 90-х, независимо от жанра. Покойный Грэм Грин сыграл одну из своих лучших ролей в образе Артура, активиста из числа коренных народов, которому надоело, что белые уничтожают индейские земли.Артур заставляет адвоката Питера Магуайра (Рон Ли) помочь ему похитить главу лесозаготовительной компании по имени Бад Рикетс, чтобы отомстить за вырубку его земель. Далее следует морально сложный разговор о праве собственности, насилии, защите окружающей среды и недостатках пацифизма. Питер оказывается между двух огней: Артуром, который может быть духом-обманщиком Висакеджаком, и Рикетсом, который отказывается признавать, что он отнял у коренных народов.Clearcut с его ощутимым напряжением и неожиданными моментами жестокого кровопролития — важный культурный артефакт, который актуален сегодня так же, как и в 1991 году, когда борьба за землю и за то, кто может на ней жить, определялась колонизаторами, которые были более чем готовы разорвать связь человечества с Землёй за определённую цену.
15Habit (1995)
Режиссёр Ларри Фессенден стал одной из самых влиятельных фигур в современном инди-хорроре благодаря фильму «Привычка», основанному на его одноимённом короткометражном фильме 1982 года. Действие фильма происходит в Нью-Йорке. Сэм (Фессенден), художник-алкоголик с безумным взглядом, пытается справиться со смертью отца и недавним расставанием. После знакомства с загадочной женщиной Анной (Мередит Снайдер) на вечеринке в честь Хэллоуина страстный роман перерастает в зависимость, и Сэм начинает подозревать, что Анна медленно его убивает.«Привычка» кажется сырой, настоящей и снятой с присущим Джорджу А. Ромеро духом авантюризма и отсутствием голливудских уловок. В фильме также есть красота, связанная с темой утраты и человеческим желанием найти родственную душу в чём угодно. «Привычка» — это «Дракула», паранойя, связанная со СПИДом, и разочарование поколения X, которые слились воедино на тротуаре.
14Nightbreed (1990)
В «Ночном племени» известный писатель Клайв Баркер перенёс нас в Мадианитян, где обитают монстры. После успеха своего режиссёрского дебюта «Восставший из ада» (1987) Баркер экранизировал ещё одну свою новеллу, «Кабал», в которой рассказывается история Аарона Буна (Крейг Шеффер), человека, которого мучают ужасные кошмары об убийствах и монстрах. После того как его подставил психолог и настоящий серийный убийца доктор Филлип К. Декер (Дэвид Кроненберг), Бун, был убит полицией и переродился в Мадианитянине как один из Ночных Отпрысков, кочевого клана монстров, скрывающихся от людей.Подруга Буна, Лори (Энн Бобби), пытается найти ответы на вопросы о предполагаемых действиях Буна и его смерти. Её пути пересекаются с доктором Декером, который ищет Мадианитянина, чтобы самому вознестись, что приводит к войне между людьми и монстрами. Баркер исследовал монстров через призму инаковости, как в классических фильмах ужасов Universal. Это настоящая сокровищница самых удивительных спецэффектов с участием существ, когда-либо появлявшихся на экране.Но он пошёл ещё дальше и использовал Ночных тварей как аллегорию опыта ЛГБТК+-сообщества, осаждаемого теми, кто считает насилие и угнетение нормой, а также своего собственного чувства непохожести на других как гея. Фильм, который должен был стать первой частью трилогии Баркера «Звёздные войны» в жанре ужасов, не нашёл отклика у зрителей после сокращений, сделанных студией. Но Nightbreed стал культовой классикой, а после выхода режиссёрской версии Баркера в 2014 году фанаты уже более десяти лет требуют продолжения Nightbreed..
07Perfect Blue (1997)
Perfect Blue Сатоси Кона рисует пугающий портрет знаменитости, который проникает вам под кожу и заседает в голове. Хотя карьера Кона была трагически короткой, его четыре аниме-фильма считаются одними из лучших в этом жанре. В центре сюжета его дебюта Perfect Blue — звезда J-pop Мима Киригоэ (Дзюнко Ивао), которая уходит из музыки, чтобы начать актёрскую карьеру. Смена карьеры не нравится многим её поклонникам, особенно из-за того, что она отказалась от образа невинной поп-звезды в пользу более зрелого и рискованного образа актрисы.Когда письмо от поклонника приводит Миму на сайт «Комната Мимы», она находит там сотни дневниковых записей, написанных фанатами от её лица. Мима начинает терять связь с реальностью, сомневаясь в собственных воспоминаниях, переставая различать свою личность поп-звезды и актрисы, и её преследуют видения «Настоящей Мимы», которая утверждает, что является её истинной версией. И ничто из этого не помогает ей справиться с ролью в сериале «Двойная слепота», посвящённом двойникам.Когда тех, кто помог ей начать актёрскую карьеру, убивают, Мима начинает подозревать, что за этим стоит она сама. Графичный, кровавый, психологический фильм, исследующий искусственность личности, «Перфекто Блю» оказал огромное влияние на кинематограф, особенно на Даррена Аронофски, чьи фильмы «Реквием по мечте» (2000) и «Чёрный лебедь» (2010) содержат прямые отсылки к нему. Этот фильм — напоминание, на случай, если у кого-то ещё остались сомнения, что анимация — это такой же способ вызвать тревогу до дрожи в руках, как и игровое кино.
02«Шоссе в никуда» (1997)
«Шоссе в никуда» Дэвида Линча — это, мягко говоря, путешествие. В типичной для Линча манере сюрреалистичность и сказочность фильма затрудняют понимание его смысла, хотя в его фильмах смысл никогда не был главным. В центре сюжета — джазовый музыкант Фред (Билл Пуллман), который начинает получать зловещие видеозаписи своего дома.После встречи с Загадочным человеком (Роберт Блейк) на вечеринке он обнаруживает, что его жена Рене (Патриция Аркетт) жестоко убита. Осуждённый и заключённый в тюрьму за её убийство, страдающий от сильных головных болей, Фред исчезает в своей камере, и его место занимает молодой механик Пит (Бальтазар Гетти). После освобождения Пит влюбляется в девушку Элис (Аркетт) босса мафии мистера Эдди (Роберт Лоджия), у которого он чинит машину. И это только начало странной, кошмарной одиссеи, в которой неонуар и хоррор Линча сталкиваются друг с другом и вполне могут стать личным адом Фреда. «Шоссе в никуда» — это фильм, который, как только вы его поймёте, меняется и открывает перед вами совершенно другой кошмар, делая его бесконечно увлекательным и достойным повторного просмотра.
01Лекарство (1997)
Фильм Киёси Куросавы «Лекарство» рассказывает о детективе Кэнъити Такабэ (Кодзи Якусё), который расследует серию убийств, у преступников, по всей видимости, не было ни мотива, ни воспоминаний о своих преступлениях. Такабэ находит связующее звено между убийствами в лице человека с амнезией, Мамии (Масато Хагивара), который всё больше сбивает детектива с толку и вызывает у него неприязнь. Растущее недовольство Такабэ ходом расследования и всё более агрессивное поведение по отношению к Мамии свидетельствуют о его недовольстве жизнью с женой-шизофреничкой Фуми (Анна Накагава).По мере того как растёт число жертв, Такабэ вместе со своим другом и судебным психологом Шином (Цуёси Удзуки) находят ответы в прошлом и выясняют, что убийства связаны со странным экспериментом. Несмотря на многочисленные убийства, «Лекарство» не отличается особой жестокостью, по крайней мере по меркам любителей ужасов. Но из-за своей атмосферы и потрясающей актёрской игры он кажется одним из самых жестоких фильмов ужасов.Куросава создаёт вездесущее и непреходящее чувство страха, от которого бросает в пот. Хотя сюжет похож на другие психологические триллеры, «Лекарство» снят иначе. Этот фильм вызывает ощутимый страх, который заставляет зрителя задуматься о том, откуда он берётся, ведь даже когда, казалось бы, бояться нечего, бояться есть чего.