Найти в Дзене

Лучшие фильмы ужасов 90-х. От таких фаворитов, как «Крик», «Молчание ягнят» и «Шестое чувство», до малоизвестных жемчужин — вот 16 лучших

1990-е были периодом становления жанра ужасов, и недостатка в идеях не было. Жанр отошёл от шаблонов 1980-х и стал более необычным и амбициозным. Благодаря этой амбициозности появилось новое поколение режиссёров, а проверенные временем режиссёры по-новому раскрыли себя, что, в свою очередь, привлекло новую аудиторию. Когда я просматривал фильмы ужасов 90-х годов, мне было сложно составить список лучших из них. То, что начиналось с короткого списка из 40 фильмов, с моей стороны было мучительным сокращением до милой шестёрки. Есть фильмы 90-х годов, которые мне нравятся, но которых нет в списке. И есть фильмы 90-х годов, которые нравятся вам, но которых тоже нет в списке (хотя, как и положено в жанре ужасов, всегда есть место для продолжения). Но, сокращая этот список, я размышлял о том, как жанр ужасов способен не только противостоять нашей реальности, но и продвигать кинематограф вперёд. Вот лучшие фильмы ужасов 1990-х годов: 16«Начистоту» (1991)
«Ты будешь висеть здесь с воронами и с

фильмов ужасов десятилетия.

Энтони Хилд и Энтони Хопкинс в фильме «Молчание ягнят», 1991.
Энтони Хилд и Энтони Хопкинс в фильме «Молчание ягнят», 1991.

1990-е были периодом становления жанра ужасов, и недостатка в идеях не было. Жанр отошёл от шаблонов 1980-х и стал более необычным и амбициозным. Благодаря этой амбициозности появилось новое поколение режиссёров, а проверенные временем режиссёры по-новому раскрыли себя, что, в свою очередь, привлекло новую аудиторию.

Когда я просматривал фильмы ужасов 90-х годов, мне было сложно составить список лучших из них. То, что начиналось с короткого списка из 40 фильмов, с моей стороны было мучительным сокращением до милой шестёрки. Есть фильмы 90-х годов, которые мне нравятся, но которых нет в списке. И есть фильмы 90-х годов, которые нравятся вам, но которых тоже нет в списке (хотя, как и положено в жанре ужасов, всегда есть место для продолжения). Но, сокращая этот список, я размышлял о том, как жанр ужасов способен не только противостоять нашей реальности, но и продвигать кинематограф вперёд.

Вот лучшие фильмы ужасов 1990-х годов:

16«Начистоту» (1991)

«Ты будешь висеть здесь с воронами и смотреть, как умирает Земля». Канадский фильм ужасов в жанре фолк
«Вырубка» режиссёра Рышарда Бугайского — одна из лучших скрытых жемчужин 90-х, независимо от жанра. Покойный Грэм Грин сыграл одну из своих лучших ролей в образе Артура, активиста из числа коренных народов, которому надоело, что белые уничтожают индейские земли.Артур заставляет адвоката Питера Магуайра (Рон Ли) помочь ему похитить главу лесозаготовительной компании по имени Бад Рикетс, чтобы отомстить за вырубку его земель. Далее следует морально сложный разговор о праве собственности, насилии, защите окружающей среды и недостатках пацифизма. Питер оказывается между двух огней: Артуром, который может быть духом-обманщиком Висакеджаком, и Рикетсом, который отказывается признавать, что он отнял у коренных народов.Clearcut с его ощутимым напряжением и неожиданными моментами жестокого кровопролития — важный культурный артефакт, который актуален сегодня так же, как и в 1991 году, когда борьба за землю и за то, кто может на ней жить, определялась колонизаторами, которые были более чем готовы разорвать связь человечества с Землёй за определённую цену.

15Habit (1995)

Режиссёр Ларри Фессенден стал одной из самых влиятельных фигур в современном инди-хорроре благодаря фильму
«Привычка», основанному на его одноимённом короткометражном фильме 1982 года. Действие фильма происходит в Нью-Йорке. Сэм (Фессенден), художник-алкоголик с безумным взглядом, пытается справиться со смертью отца и недавним расставанием. После знакомства с загадочной женщиной Анной (Мередит Снайдер) на вечеринке в честь Хэллоуина страстный роман перерастает в зависимость, и Сэм начинает подозревать, что Анна медленно его убивает.«Привычка» кажется сырой, настоящей и снятой с присущим Джорджу А. Ромеро духом авантюризма и отсутствием голливудских уловок. В фильме также есть красота, связанная с темой утраты и человеческим желанием найти родственную душу в чём угодно. «Привычка» — это «Дракула», паранойя, связанная со СПИДом, и разочарование поколения X, которые слились воедино на тротуаре.

14Nightbreed (1990)

В
«Ночном племени» известный писатель Клайв Баркер перенёс нас в Мадианитян, где обитают монстры. После успеха своего режиссёрского дебюта «Восставший из ада» (1987) Баркер экранизировал ещё одну свою новеллу, «Кабал», в которой рассказывается история Аарона Буна (Крейг Шеффер), человека, которого мучают ужасные кошмары об убийствах и монстрах. После того как его подставил психолог и настоящий серийный убийца доктор Филлип К. Декер (Дэвид Кроненберг), Бун, был убит полицией и переродился в Мадианитянине как один из Ночных Отпрысков, кочевого клана монстров, скрывающихся от людей.Подруга Буна, Лори (Энн Бобби), пытается найти ответы на вопросы о предполагаемых действиях Буна и его смерти. Её пути пересекаются с доктором Декером, который ищет Мадианитянина, чтобы самому вознестись, что приводит к войне между людьми и монстрами. Баркер исследовал монстров через призму инаковости, как в классических фильмах ужасов Universal. Это настоящая сокровищница самых удивительных спецэффектов с участием существ, когда-либо появлявшихся на экране.Но он пошёл ещё дальше и использовал Ночных тварей как аллегорию опыта ЛГБТК+-сообщества, осаждаемого теми, кто считает насилие и угнетение нормой, а также своего собственного чувства непохожести на других как гея. Фильм, который должен был стать первой частью трилогии Баркера «Звёздные войны» в жанре ужасов, не нашёл отклика у зрителей после сокращений, сделанных студией. Но Nightbreed стал культовой классикой, а после выхода режиссёрской версии Баркера в 2014 году фанаты уже более десяти лет требуют продолжения Nightbreed..

13Рингу (1998)

DreamWorks Home Entertainment/предоставлено Everett Collection«Рингу»В фильме Хидэо Накаты «Рингу», основанном на одноимённом романе Кодзи Судзуки 1991 года, репортёр Рэйко Асакава (Нанако Мацусима) и её бывший муж Рюдзи Такаяма (Хироюки Санада) расследуют происхождение загадочной видеозаписи, которая убивает своих зрителей через семь дней после просмотра. И если вы похожи на меня, то всё равно заставляете себя щуриться и отводить взгляд, когда включается это видео. Этот фильм стал переломным моментом в том, что касается влияния азиатского хоррора на американские фильмы ужасов. Голливудский ремейк Гора Вербински «Звонок» (2002) положил начало тенденции ремейков японских хорроров и способствовал популяризации фильма Накаты за рубежом. «Звонок» с его характерным реалистичным стилем вывел призраков из домов и хижин в мир технологий, став комментарием к культурному переходу Японии от традиционализма к современности и к тем ужасам, которые остались. И сколько бы раз вы ни пересматривали эту сцену, от вида Садако, вылезающей из экрана телевизора, у вас по спине побегут мурашки.
13Рингу (1998) DreamWorks Home Entertainment/предоставлено Everett Collection«Рингу»В фильме Хидэо Накаты «Рингу», основанном на одноимённом романе Кодзи Судзуки 1991 года, репортёр Рэйко Асакава (Нанако Мацусима) и её бывший муж Рюдзи Такаяма (Хироюки Санада) расследуют происхождение загадочной видеозаписи, которая убивает своих зрителей через семь дней после просмотра. И если вы похожи на меня, то всё равно заставляете себя щуриться и отводить взгляд, когда включается это видео. Этот фильм стал переломным моментом в том, что касается влияния азиатского хоррора на американские фильмы ужасов. Голливудский ремейк Гора Вербински «Звонок» (2002) положил начало тенденции ремейков японских хорроров и способствовал популяризации фильма Накаты за рубежом. «Звонок» с его характерным реалистичным стилем вывел призраков из домов и хижин в мир технологий, став комментарием к культурному переходу Японии от традиционализма к современности и к тем ужасам, которые остались. И сколько бы раз вы ни пересматривали эту сцену, от вида Садако, вылезающей из экрана телевизора, у вас по спине побегут мурашки.
12«Шестое чувство» (1999)

Buena Vista Pictures/предоставлено коллекцией ЭвереттаШестое Чувство«Я вижу мёртвых людей». Имя М. Найта Шьямалана стало нарицательным после выхода «Шестого чувства», и он попал в точку, рассказав историю Малкольма Кроу (Брюс Уиллис), детского психолога, который подружился с девятилетним Коулом Сиром (Хейли Джоэл Осмент), способным видеть мёртвых людей.Развязка фильма считается одним из лучших неожиданных финалов за всю историю кинематографа, и те из нас, кто смог посмотреть его до того, как начала процветать культура спойлеров, испытали настоящий эмоциональный шок. Но фильм хорош не только из-за неожиданной развязки, но и благодаря способности Шьямалана с сочувствием передать тоскливое меланхоличное желание протянуть руку и почувствовать, как кто-то другой протягивает руку в ответ и утешает тебя. Этот элемент пронизывает весь фильм, и не только в исполнении Уиллиса и Осментса, но и в исполнении Тони Коллетт, Оливии Уильямс и, что самое удивительное, Донни Уолберга, который за короткое время сыграл в фильме выдающуюся роль Винсента Грея, бывшего пациента Малкольма. Да, в фильме есть пугающие моменты, но в первую очередь «Шестое чувство» рассказывает о том, как обезоружить мёртвых и позволить им двигаться дальше.
12«Шестое чувство» (1999) Buena Vista Pictures/предоставлено коллекцией ЭвереттаШестое Чувство«Я вижу мёртвых людей». Имя М. Найта Шьямалана стало нарицательным после выхода «Шестого чувства», и он попал в точку, рассказав историю Малкольма Кроу (Брюс Уиллис), детского психолога, который подружился с девятилетним Коулом Сиром (Хейли Джоэл Осмент), способным видеть мёртвых людей.Развязка фильма считается одним из лучших неожиданных финалов за всю историю кинематографа, и те из нас, кто смог посмотреть его до того, как начала процветать культура спойлеров, испытали настоящий эмоциональный шок. Но фильм хорош не только из-за неожиданной развязки, но и благодаря способности Шьямалана с сочувствием передать тоскливое меланхоличное желание протянуть руку и почувствовать, как кто-то другой протягивает руку в ответ и утешает тебя. Этот элемент пронизывает весь фильм, и не только в исполнении Уиллиса и Осментса, но и в исполнении Тони Коллетт, Оливии Уильямс и, что самое удивительное, Донни Уолберга, который за короткое время сыграл в фильме выдающуюся роль Винсента Грея, бывшего пациента Малкольма. Да, в фильме есть пугающие моменты, но в первую очередь «Шестое чувство» рассказывает о том, как обезоружить мёртвых и позволить им двигаться дальше.
11В пасти безумия (1994)

New Line/PhotofestВершиной творчества Карпентера в 1990-х годах стала третья часть его «Трилогии Апокалипсиса», в которую на тот момент входили «Нечто» (1982) и «Князь тьмы» (1987). «В пасти безумия» — это история в духе Лавкрафта, написанная не кем иным, как Майклом Де Лукой, нынешним соруководителем Warner Bros. Pictures. В своём фильме Карпентер нашёл конец света не в пришельце из космоса и не в Сатане, похороненном в недрах церкви, а на страницах художественной литературы.Фильм рассказывает о страховом следователе Джоне Тренте (Сэм Нил), которого издательство «Аркейн» наняло для поиска знаменитого автора ужасов Саттера Кейна (Юрген Прохнов), исчезнувшего перед выходом его новой книги. В ходе расследования границы между реальностью и вымыслом стираются, и ужас проникает в его, казалось бы, обычную жизнь, пока он не начинает верить, что он сам, все, кого он встретил, и даже само расследование — часть последнего художественного произведения Кейна.Между Саттером Кейном и Стивеном Кингом, чьи романы «Тёмная башня» основаны на метаподходе, есть явные параллели. Но есть и, вероятно, непреднамеренные параллели с Карпентером, поскольку «В пасти безумия» ставит под сомнение контроль, намерения и цели — то, что, судя по различным интервью, которые Карпентер давал на протяжении десятилетий, занимало его мысли.
11В пасти безумия (1994) New Line/PhotofestВершиной творчества Карпентера в 1990-х годах стала третья часть его «Трилогии Апокалипсиса», в которую на тот момент входили «Нечто» (1982) и «Князь тьмы» (1987). «В пасти безумия» — это история в духе Лавкрафта, написанная не кем иным, как Майклом Де Лукой, нынешним соруководителем Warner Bros. Pictures. В своём фильме Карпентер нашёл конец света не в пришельце из космоса и не в Сатане, похороненном в недрах церкви, а на страницах художественной литературы.Фильм рассказывает о страховом следователе Джоне Тренте (Сэм Нил), которого издательство «Аркейн» наняло для поиска знаменитого автора ужасов Саттера Кейна (Юрген Прохнов), исчезнувшего перед выходом его новой книги. В ходе расследования границы между реальностью и вымыслом стираются, и ужас проникает в его, казалось бы, обычную жизнь, пока он не начинает верить, что он сам, все, кого он встретил, и даже само расследование — часть последнего художественного произведения Кейна.Между Саттером Кейном и Стивеном Кингом, чьи романы «Тёмная башня» основаны на метаподходе, есть явные параллели. Но есть и, вероятно, непреднамеренные параллели с Карпентером, поскольку «В пасти безумия» ставит под сомнение контроль, намерения и цели — то, что, судя по различным интервью, которые Карпентер давал на протяжении десятилетий, занимало его мысли.
10Кэндимен (1992)

TriStar Pictures/предоставлено Everett CollectionТони Тодд и его «коллеги-пчёлы» в оригинальном фильме «Кэндимен»Бернард Роуз привнёс в «Кэндимена» поэзию и историчность, создав жуткую адаптацию «Запретного» Клайва Баркера, в которой действие переносится из Англии в Чикаго. Благодаря мощному саундтреку Филипа Гласса покойный великий Тони Тодд наделил Кэндимена царственностью и мрачной романтичностью, что сделало его уникальным среди других злодеев-слэшеров того времени.Тодд подарил нам, пожалуй, первого культового чернокожего злодея из фильмов ужасов. Фильм относят к жанру чёрного хоррора, несмотря на то, что в нём главная роль отведена белой женщине Хелен Лайл (Вирджиния Мэдсен), антропологу, изучающему городские легенды. Хелен присоединяется к расследованию убийства в печально известном жилом комплексе Кабрини-Грин и оказывается втянутой в прошлое Кэндимена.В фильме показано, как Кэндимен преследует чернокожих людей, в том числе подругу Хелен и её соавтора по диссертации Бернадетт (Каси Леммонс), у которой, несомненно, была самая интересная точка зрения на Кэндимена с точки зрения чернокожих. Кэндимен — это воплощение стыда и страха сообщества, оказавшегося в ловушке нарратива о гетто.Но в то же время он служит пропуском для белых туристов, таких как Хелен, укрепляя негативные стереотипы, которые затем перерастают в стыд за чернокожих, и используется как игра для вечеринок (произнесите его имя пять раз). Даже если Роуз сделала это непреднамеренно, Кэндимен показывает, что страдания чернокожих цикличны и обретают новую жизнь благодаря белым людям, даже с благими намерениями, которые вставляют себя в повествование и становятся новыми городскими легендами, внушающими страх.
10Кэндимен (1992) TriStar Pictures/предоставлено Everett CollectionТони Тодд и его «коллеги-пчёлы» в оригинальном фильме «Кэндимен»Бернард Роуз привнёс в «Кэндимена» поэзию и историчность, создав жуткую адаптацию «Запретного» Клайва Баркера, в которой действие переносится из Англии в Чикаго. Благодаря мощному саундтреку Филипа Гласса покойный великий Тони Тодд наделил Кэндимена царственностью и мрачной романтичностью, что сделало его уникальным среди других злодеев-слэшеров того времени.Тодд подарил нам, пожалуй, первого культового чернокожего злодея из фильмов ужасов. Фильм относят к жанру чёрного хоррора, несмотря на то, что в нём главная роль отведена белой женщине Хелен Лайл (Вирджиния Мэдсен), антропологу, изучающему городские легенды. Хелен присоединяется к расследованию убийства в печально известном жилом комплексе Кабрини-Грин и оказывается втянутой в прошлое Кэндимена.В фильме показано, как Кэндимен преследует чернокожих людей, в том числе подругу Хелен и её соавтора по диссертации Бернадетт (Каси Леммонс), у которой, несомненно, была самая интересная точка зрения на Кэндимена с точки зрения чернокожих. Кэндимен — это воплощение стыда и страха сообщества, оказавшегося в ловушке нарратива о гетто.Но в то же время он служит пропуском для белых туристов, таких как Хелен, укрепляя негативные стереотипы, которые затем перерастают в стыд за чернокожих, и используется как игра для вечеринок (произнесите его имя пять раз). Даже если Роуз сделала это непреднамеренно, Кэндимен показывает, что страдания чернокожих цикличны и обретают новую жизнь благодаря белым людям, даже с благими намерениями, которые вставляют себя в повествование и становятся новыми городскими легендами, внушающими страх.
09Se7en (1995)

Предоставлено коллекцией ЭвереттаБрэд Питт в фильме «Семь» 1995 года.«Что в коробке?» О, там куча грязи, мерзости, разврата, сожалений, моральных падений и конец оптимизма. Другими словами, ничего хорошего. В захудалом безымянном городе циничный полицейский детектив лейтенант Сомерсет (Морган Фримен) за неделю до выхода на пенсию получает в напарники детектива-идеалиста Миллса (Брэд Питт), который только что переехал в город со своей женой Трейси (Гвинет Пэлтроу). Эти двое попадают в сети серийного убийцы, чьи изощрённые преступления основаны на семи смертных грехах, что приводит к эмоционально взрывной развязке, которая шокирует и по сей день.Для режиссёра Дэвида Финчера и сценариста Эндрю Кевина Уокера Se7en стал переломным моментом. Финчер, наиболее известный в то время как режиссёр музыкальных клипов, пытался спасти свою карьеру и дистанцироваться от своего полнометражного дебюта «Чужой 3» (1992), который был разорван на части компанией 20th Century Fox (The Assembly Cut — отличный вариант, к вашему сведению).Уокеру ещё предстояло заявить о себе в Голливуде, и хотя его сценарий для Se7en был одобрен, он пролежал в подвешенном состоянии три года, и Уокеру поручили переписать концовку. По воле судьбы Финчеру случайно отправили оригинальный сценарий, а не копию с изменённой концовкой. Остальное уже история. Стильная одиссея в рукотворном аду, Se7en остаётся неотъемлемой частью хоррора 90-х и оказала влияние на всё: от популярности Nine Inch Nails до сюжета «Бэтмена» (2022) и шедевра Финчера «Зодиак» (2007), а также продемонстрировала, насколько мрачными могут быть голливудские фильмы, если они доверяют художникам, которым есть что сказать.
09Se7en (1995) Предоставлено коллекцией ЭвереттаБрэд Питт в фильме «Семь» 1995 года.«Что в коробке?» О, там куча грязи, мерзости, разврата, сожалений, моральных падений и конец оптимизма. Другими словами, ничего хорошего. В захудалом безымянном городе циничный полицейский детектив лейтенант Сомерсет (Морган Фримен) за неделю до выхода на пенсию получает в напарники детектива-идеалиста Миллса (Брэд Питт), который только что переехал в город со своей женой Трейси (Гвинет Пэлтроу). Эти двое попадают в сети серийного убийцы, чьи изощрённые преступления основаны на семи смертных грехах, что приводит к эмоционально взрывной развязке, которая шокирует и по сей день.Для режиссёра Дэвида Финчера и сценариста Эндрю Кевина Уокера Se7en стал переломным моментом. Финчер, наиболее известный в то время как режиссёр музыкальных клипов, пытался спасти свою карьеру и дистанцироваться от своего полнометражного дебюта «Чужой 3» (1992), который был разорван на части компанией 20th Century Fox (The Assembly Cut — отличный вариант, к вашему сведению).Уокеру ещё предстояло заявить о себе в Голливуде, и хотя его сценарий для Se7en был одобрен, он пролежал в подвешенном состоянии три года, и Уокеру поручили переписать концовку. По воле судьбы Финчеру случайно отправили оригинальный сценарий, а не копию с изменённой концовкой. Остальное уже история. Стильная одиссея в рукотворном аду, Se7en остаётся неотъемлемой частью хоррора 90-х и оказала влияние на всё: от популярности Nine Inch Nails до сюжета «Бэтмена» (2022) и шедевра Финчера «Зодиак» (2007), а также продемонстрировала, насколько мрачными могут быть голливудские фильмы, если они доверяют художникам, которым есть что сказать.
08Страдание (1990)

Columbia/предоставлено коллекцией Эверетта«Страдание», Кэти Бейтс, 1990Для такого плодовитого автора, как Стивен Кинг, экранизации — это всегда лотерея. Несмотря на то, что многие из них запомнились, хорошо это или плохо, только одна экранизация Стивена Кинга получила премию «Оскар». И по праву, ведь это был один из лучших монстров, которых когда-либо создавал Кинг.Роль одержимой и властной Энни Уилкс в фильме Роба Райнера «Мизери» в исполнении Кэти Бейтс, за которую она получила «Оскар», — это игра на века, ставшая ещё более значимой из-за того, как редко женщинам удавалось играть запоминающихся злодеек в фильмах ужасов. Известный писатель Пол Шелдон (Джеймс Каан) оказывается под присмотром бывшей медсестры Энни Уилкс после автомобильной аварии, в которой он сломал обе ноги и едва не погиб.Так получилось, что Энни — его самая большая поклонница, особенно его романтической серии «Страдания» Она также страдает маниакально-депрессивным психозом и склонна к садизму, у неё забавный словарный запас и она презирает ругательства. Когда она узнаёт, что Пол написал свою последнюю книгу из серии «Страдания», она насильно заставляет его написать продолжение — специально для неё. Отказывая Полу в еде и обезболивающих, а затем калеча его в сцене, от которой вы будете корчиться и потеть, Энни доказывает, что она — универсальное решение проблемы писательского ступора.Бейтс — выдающаяся личность в фильме, он поглощает весь кислород в комнате и излучает угрозу, даже когда демонстрирует нервирующую жизнерадостность. Каан, играющий не по правилам, великолепно справляется с ролью жертвы Энни, источника её радости и разочарования. Вдохновлённый собственными переживаниями Кинга из-за одержимых фанатов, «Мизери» становится всё более актуальным в наш век фандомов и зрителей, которые считают, что истории должны быть рассказаны именно так, как им хочется. А для любого творца это сущий кошмар.
08Страдание (1990) Columbia/предоставлено коллекцией Эверетта«Страдание», Кэти Бейтс, 1990Для такого плодовитого автора, как Стивен Кинг, экранизации — это всегда лотерея. Несмотря на то, что многие из них запомнились, хорошо это или плохо, только одна экранизация Стивена Кинга получила премию «Оскар». И по праву, ведь это был один из лучших монстров, которых когда-либо создавал Кинг.Роль одержимой и властной Энни Уилкс в фильме Роба Райнера «Мизери» в исполнении Кэти Бейтс, за которую она получила «Оскар», — это игра на века, ставшая ещё более значимой из-за того, как редко женщинам удавалось играть запоминающихся злодеек в фильмах ужасов. Известный писатель Пол Шелдон (Джеймс Каан) оказывается под присмотром бывшей медсестры Энни Уилкс после автомобильной аварии, в которой он сломал обе ноги и едва не погиб.Так получилось, что Энни — его самая большая поклонница, особенно его романтической серии «Страдания» Она также страдает маниакально-депрессивным психозом и склонна к садизму, у неё забавный словарный запас и она презирает ругательства. Когда она узнаёт, что Пол написал свою последнюю книгу из серии «Страдания», она насильно заставляет его написать продолжение — специально для неё. Отказывая Полу в еде и обезболивающих, а затем калеча его в сцене, от которой вы будете корчиться и потеть, Энни доказывает, что она — универсальное решение проблемы писательского ступора.Бейтс — выдающаяся личность в фильме, он поглощает весь кислород в комнате и излучает угрозу, даже когда демонстрирует нервирующую жизнерадостность. Каан, играющий не по правилам, великолепно справляется с ролью жертвы Энни, источника её радости и разочарования. Вдохновлённый собственными переживаниями Кинга из-за одержимых фанатов, «Мизери» становится всё более актуальным в наш век фандомов и зрителей, которые считают, что истории должны быть рассказаны именно так, как им хочется. А для любого творца это сущий кошмар.

07Perfect Blue (1997)

Perfect Blue Сатоси Кона рисует пугающий портрет знаменитости, который проникает вам под кожу и заседает в голове. Хотя карьера Кона была трагически короткой, его четыре аниме-фильма считаются одними из лучших в этом жанре. В центре сюжета его дебюта Perfect Blue — звезда J-pop Мима Киригоэ (Дзюнко Ивао), которая уходит из музыки, чтобы начать актёрскую карьеру. Смена карьеры не нравится многим её поклонникам, особенно из-за того, что она отказалась от образа невинной поп-звезды в пользу более зрелого и рискованного образа актрисы.Когда письмо от поклонника приводит Миму на сайт «Комната Мимы», она находит там сотни дневниковых записей, написанных фанатами от её лица. Мима начинает терять связь с реальностью, сомневаясь в собственных воспоминаниях, переставая различать свою личность поп-звезды и актрисы, и её преследуют видения «Настоящей Мимы», которая утверждает, что является её истинной версией. И ничто из этого не помогает ей справиться с ролью в сериале «Двойная слепота», посвящённом двойникам.Когда тех, кто помог ей начать актёрскую карьеру, убивают, Мима начинает подозревать, что за этим стоит она сама. Графичный, кровавый, психологический фильм, исследующий искусственность личности, «Перфекто Блю» оказал огромное влияние на кинематограф, особенно на Даррена Аронофски, чьи фильмы «Реквием по мечте» (2000) и «Чёрный лебедь» (2010) содержат прямые отсылки к нему. Этот фильм — напоминание, на случай, если у кого-то ещё остались сомнения, что анимация — это такой же способ вызвать тревогу до дрожи в руках, как и игровое кино.

06«Ведьма из Блэр» (1999)

Предоставлено ЭвереттомДжошуа Леонард и Майкл С. Уильямс в фильме «Ведьма из Блэр»На рубеже тысячелетий трое студентов-кинематографистов пропали в Аппалачских горах недалеко от Беркиттсвилла, штат Мэриленд, в поисках местной легенды. Они так и не вернулись, а визуальный язык фильмов ужасов уже никогда не был прежним.«Ведьма из Блэр» — отличный фильм не только из-за реализма. Дело даже не в нарастающей панике и враждебности между тремя главными героями: Хизер (Хизер Донахью), Джошуа (Джошуа Леонард) и Майклом (Майкл С. Уильямс), которые всё больше теряются в лесу. Дело в том, что любой может снять фильм ужасов, имея камеру и практически нулевой бюджет.Хотя Дэниел Мирик и Эдуардо Санчес указаны в титрах как сценаристы и режиссёры фильма, «Ведьма из Блэр» на самом деле была проектом, в котором Донахью, Леонард и Уильямс сыграли важную роль в съёмках фильма, импровизировали в диалогах и пожертвовали своей индивидуальностью ради маркетинга фильма.Их вклад только сейчас получает должное признание в СМИ, хотя признание и вознаграждение за их работу над фильмом по-прежнему являются текущей проблемой. С переходом на цифровые технологии и появлением портативных камер на заре нового тысячелетия «Ведьма из Блэр» стала предвестником будущего кинематографа. Конечно, были и другие псевдодокументальные фильмы и даже другие фильмы, снятые методом «найденной плёнки», но то, как этот фильм захватил внимание зрителей, отчасти благодаря отличному маркетингу, ознаменовало сдвиг в производстве фильмов ужасов. Это проложило путь эпохе фильмов, снятых методом «найденной плёнки», который остаётся самой демократичной формой кинопроизводства. Некоторые до сих пор утверждают, что фильм состоит только из странных ночных звуков и неразборчивых кадров, но это не так. «Ведьма из Блэр» — это фильм о странных звуках в нашей голове и неразборчивой природе сверхъестественного, которую лучше не трогать.
06«Ведьма из Блэр» (1999) Предоставлено ЭвереттомДжошуа Леонард и Майкл С. Уильямс в фильме «Ведьма из Блэр»На рубеже тысячелетий трое студентов-кинематографистов пропали в Аппалачских горах недалеко от Беркиттсвилла, штат Мэриленд, в поисках местной легенды. Они так и не вернулись, а визуальный язык фильмов ужасов уже никогда не был прежним.«Ведьма из Блэр» — отличный фильм не только из-за реализма. Дело даже не в нарастающей панике и враждебности между тремя главными героями: Хизер (Хизер Донахью), Джошуа (Джошуа Леонард) и Майклом (Майкл С. Уильямс), которые всё больше теряются в лесу. Дело в том, что любой может снять фильм ужасов, имея камеру и практически нулевой бюджет.Хотя Дэниел Мирик и Эдуардо Санчес указаны в титрах как сценаристы и режиссёры фильма, «Ведьма из Блэр» на самом деле была проектом, в котором Донахью, Леонард и Уильямс сыграли важную роль в съёмках фильма, импровизировали в диалогах и пожертвовали своей индивидуальностью ради маркетинга фильма.Их вклад только сейчас получает должное признание в СМИ, хотя признание и вознаграждение за их работу над фильмом по-прежнему являются текущей проблемой. С переходом на цифровые технологии и появлением портативных камер на заре нового тысячелетия «Ведьма из Блэр» стала предвестником будущего кинематографа. Конечно, были и другие псевдодокументальные фильмы и даже другие фильмы, снятые методом «найденной плёнки», но то, как этот фильм захватил внимание зрителей, отчасти благодаря отличному маркетингу, ознаменовало сдвиг в производстве фильмов ужасов. Это проложило путь эпохе фильмов, снятых методом «найденной плёнки», который остаётся самой демократичной формой кинопроизводства. Некоторые до сих пор утверждают, что фильм состоит только из странных ночных звуков и неразборчивых кадров, но это не так. «Ведьма из Блэр» — это фильм о странных звуках в нашей голове и неразборчивой природе сверхъестественного, которую лучше не трогать.
05Крик (1996)

ЭвереттДрю Бэрримор в фильме «Крик» (1996)Уэс Крэйвен за свою карьеру несколько раз менял жанр фильмов ужасов. Будучи режиссёром, который всегда держал руку на пульсе социальных и моральных проблем, Крэйвен вместе со сценаристом Кевином Уильямсоном заново изобрели жанр слэшера в фильме «Крик».Набив руку на метакомментариях в «Новом кошмаре» (1994), Крэйвен решил поэкспериментировать с жанром слэшера и снял модный, актуальный фильм ужасов, в котором он нашёл умный способ отдать дань уважения поджанру, а также признать, что для выживания слэшера необходимо развиваться.Ключевую роль в этом сыграло создание симпатичных персонажей во главе с Сидни Прескотт (Нив Кэмпбелл), за смерть которых зрители не болели. В то время как предыдущая икона ужасов Крэйвена, Фредди Крюгер, стал монстром, за которого зрители болели, Призрак принёс с собой новое ощущение таинственности и жестокости, которое запомнилось зрителям в первой сцене, где главную звезду фильма, Дрю Бэрримор, выпотрошили и подвесили на дереве на глазах у её родителей.И даже после того, как убийцы из фильма были разоблачены, интрига на этом не закончилась. Крейвен и Уильямсон использовали своих убийц, чтобы опровергнуть популярное в то время политическое мнение о том, что насилие в фильмах порождает убийц. Вместо этого в фильме утверждалось, что фильмы просто делают психопатов более изобретательными. И в результате, пусть и не сразу, многие слэшеры, вышедшие после него, стали более изобретательными.
05Крик (1996) ЭвереттДрю Бэрримор в фильме «Крик» (1996)Уэс Крэйвен за свою карьеру несколько раз менял жанр фильмов ужасов. Будучи режиссёром, который всегда держал руку на пульсе социальных и моральных проблем, Крэйвен вместе со сценаристом Кевином Уильямсоном заново изобрели жанр слэшера в фильме «Крик».Набив руку на метакомментариях в «Новом кошмаре» (1994), Крэйвен решил поэкспериментировать с жанром слэшера и снял модный, актуальный фильм ужасов, в котором он нашёл умный способ отдать дань уважения поджанру, а также признать, что для выживания слэшера необходимо развиваться.Ключевую роль в этом сыграло создание симпатичных персонажей во главе с Сидни Прескотт (Нив Кэмпбелл), за смерть которых зрители не болели. В то время как предыдущая икона ужасов Крэйвена, Фредди Крюгер, стал монстром, за которого зрители болели, Призрак принёс с собой новое ощущение таинственности и жестокости, которое запомнилось зрителям в первой сцене, где главную звезду фильма, Дрю Бэрримор, выпотрошили и подвесили на дереве на глазах у её родителей.И даже после того, как убийцы из фильма были разоблачены, интрига на этом не закончилась. Крейвен и Уильямсон использовали своих убийц, чтобы опровергнуть популярное в то время политическое мнение о том, что насилие в фильмах порождает убийц. Вместо этого в фильме утверждалось, что фильмы просто делают психопатов более изобретательными. И в результате, пусть и не сразу, многие слэшеры, вышедшие после него, стали более изобретательными.
04«Жаждущий» (1999)

В потрясающем вестерне ужасов Антонии Бёрд с невероятным саундтреком Майкла Наймана и Дэймона Албарна критикуются «явное предначертание», колониализм и экспансионизм в Америке XIXго века с помощью каннибализма. После того как опозоренного капитана Джона Бойда (Гай Пирс) отправляют присоединиться к группе солдат, укрывшихся на военной заставе после окончания Американо-мексиканской войны, он встречает странного человека по имени Колхаун (Роберт Карлайл), который утверждает, что его обоз и отряд пропали в горах.То, что начиналось как спасательная операция, превращается в борьбу за выживание, когда выясняется, что Колхаун — каннибал, одержимый неутолимым голодом, как в легенде о вендиго. «Жаждущий» — один из самых уникальных фильмов ужасов 90-х годов, в котором остроумие сочетается с обилием крови. В то время как писатель Тед Гриффин вдохновлялся историей партии Доннера и Альфреда «Колорадского каннибала» Пакера, «Ворон» расширяет исторические рамки и обращается к ненасытному голоду Америки, позиционируя потребность страны в захвате всё новых и новых территорий как болезнь, зависимость, которую можно лишь остановить, но не искоренить. Этот фильм идеально сочетается с предыдущим пунктом из этого списка, «Чистое небо», поскольку оба они заставляют задуматься о том, что чудовищное прошлое Америки всё ещё живо в настоящем.
04«Жаждущий» (1999) В потрясающем вестерне ужасов Антонии Бёрд с невероятным саундтреком Майкла Наймана и Дэймона Албарна критикуются «явное предначертание», колониализм и экспансионизм в Америке XIXго века с помощью каннибализма. После того как опозоренного капитана Джона Бойда (Гай Пирс) отправляют присоединиться к группе солдат, укрывшихся на военной заставе после окончания Американо-мексиканской войны, он встречает странного человека по имени Колхаун (Роберт Карлайл), который утверждает, что его обоз и отряд пропали в горах.То, что начиналось как спасательная операция, превращается в борьбу за выживание, когда выясняется, что Колхаун — каннибал, одержимый неутолимым голодом, как в легенде о вендиго. «Жаждущий» — один из самых уникальных фильмов ужасов 90-х годов, в котором остроумие сочетается с обилием крови. В то время как писатель Тед Гриффин вдохновлялся историей партии Доннера и Альфреда «Колорадского каннибала» Пакера, «Ворон» расширяет исторические рамки и обращается к ненасытному голоду Америки, позиционируя потребность страны в захвате всё новых и новых территорий как болезнь, зависимость, которую можно лишь остановить, но не искоренить. Этот фильм идеально сочетается с предыдущим пунктом из этого списка, «Чистое небо», поскольку оба они заставляют задуматься о том, что чудовищное прошлое Америки всё ещё живо в настоящем.
03«Молчание ягнят» (1991)

Предоставлено коллекцией ЭвереттаЭнтони Хопкинс в фильме «Молчание ягнят»Экранизация романа Томаса Харриса, вышедшая в 1998 году под руководством Джонатана Демми, прочно закрепилась в общественном сознании, причём не только среди любителей ужасов. В поисках серийного убийцы Буффало Билла/Джеймса Гамбе (Тед Левин) Кларисса Старлинг (Джоди Фостер) обращается за помощью к своему самому верному союзнику и противнику — заключённому психиатру-каннибалу доктору Ганнибалу Лектеру (Энтони Хопкинс).Фильм представляет собой выдающуюся актёрскую игру, основан на бесконечно цитируемом сценарии Теда Тэлли и сделал Демми, режиссёра с ярко выраженным чувством эмпатии, чьи предыдущие работы в основном представляли собой комедийные драмы, синонимом психологического и процедурного хоррора. Его культурное влияние оставило след в нашем обществе, повлияв на то, как мы воспринимаем психологию, думаем о психопатах и социопатах и относимся к ФБР, в лучшую или худшую сторону.Действительно, психопатия Гамба сыграла свою роль в формировании негативных стереотипов о дрэг-квинах и трансгендерных людях, хотя Гамб не является типичным представителем какой-либо группы населения, и в книге подчёркивается, что он не «транссексуал» Кроме того, Кларис Старлинг действительно помогла изменить представление о роли женщин в фильмах ужасов и тем самым расширила границы жанра.Фильм Демми не просто проливает свет на страхи, живущие в нашем воображении и запертые на киноэкранах, но и показывает страхи, которые мы приносим домой, истории, которые мы мельком видели в вечерних новостях и задавались вопросом, что за человек мог совершить такое и можно ли его вообще считать человеком.
03«Молчание ягнят» (1991) Предоставлено коллекцией ЭвереттаЭнтони Хопкинс в фильме «Молчание ягнят»Экранизация романа Томаса Харриса, вышедшая в 1998 году под руководством Джонатана Демми, прочно закрепилась в общественном сознании, причём не только среди любителей ужасов. В поисках серийного убийцы Буффало Билла/Джеймса Гамбе (Тед Левин) Кларисса Старлинг (Джоди Фостер) обращается за помощью к своему самому верному союзнику и противнику — заключённому психиатру-каннибалу доктору Ганнибалу Лектеру (Энтони Хопкинс).Фильм представляет собой выдающуюся актёрскую игру, основан на бесконечно цитируемом сценарии Теда Тэлли и сделал Демми, режиссёра с ярко выраженным чувством эмпатии, чьи предыдущие работы в основном представляли собой комедийные драмы, синонимом психологического и процедурного хоррора. Его культурное влияние оставило след в нашем обществе, повлияв на то, как мы воспринимаем психологию, думаем о психопатах и социопатах и относимся к ФБР, в лучшую или худшую сторону.Действительно, психопатия Гамба сыграла свою роль в формировании негативных стереотипов о дрэг-квинах и трансгендерных людях, хотя Гамб не является типичным представителем какой-либо группы населения, и в книге подчёркивается, что он не «транссексуал» Кроме того, Кларис Старлинг действительно помогла изменить представление о роли женщин в фильмах ужасов и тем самым расширила границы жанра.Фильм Демми не просто проливает свет на страхи, живущие в нашем воображении и запертые на киноэкранах, но и показывает страхи, которые мы приносим домой, истории, которые мы мельком видели в вечерних новостях и задавались вопросом, что за человек мог совершить такое и можно ли его вообще считать человеком.

02«Шоссе в никуда» (1997)

«Шоссе в никуда» Дэвида Линча — это, мягко говоря, путешествие. В типичной для Линча манере сюрреалистичность и сказочность фильма затрудняют понимание его смысла, хотя в его фильмах смысл никогда не был главным. В центре сюжета — джазовый музыкант Фред (Билл Пуллман), который начинает получать зловещие видеозаписи своего дома.После встречи с Загадочным человеком (Роберт Блейк) на вечеринке он обнаруживает, что его жена Рене (Патриция Аркетт) жестоко убита. Осуждённый и заключённый в тюрьму за её убийство, страдающий от сильных головных болей, Фред исчезает в своей камере, и его место занимает молодой механик Пит (Бальтазар Гетти). После освобождения Пит влюбляется в девушку Элис (Аркетт) босса мафии мистера Эдди (Роберт Лоджия), у которого он чинит машину. И это только начало странной, кошмарной одиссеи, в которой неонуар и хоррор Линча сталкиваются друг с другом и вполне могут стать личным адом Фреда. «Шоссе в никуда» — это фильм, который, как только вы его поймёте, меняется и открывает перед вами совершенно другой кошмар, делая его бесконечно увлекательным и достойным повторного просмотра.

01Лекарство (1997)

Фильм Киёси Куросавы
«Лекарство» рассказывает о детективе Кэнъити Такабэ (Кодзи Якусё), который расследует серию убийств, у преступников, по всей видимости, не было ни мотива, ни воспоминаний о своих преступлениях. Такабэ находит связующее звено между убийствами в лице человека с амнезией, Мамии (Масато Хагивара), который всё больше сбивает детектива с толку и вызывает у него неприязнь. Растущее недовольство Такабэ ходом расследования и всё более агрессивное поведение по отношению к Мамии свидетельствуют о его недовольстве жизнью с женой-шизофреничкой Фуми (Анна Накагава).По мере того как растёт число жертв, Такабэ вместе со своим другом и судебным психологом Шином (Цуёси Удзуки) находят ответы в прошлом и выясняют, что убийства связаны со странным экспериментом. Несмотря на многочисленные убийства, «Лекарство» не отличается особой жестокостью, по крайней мере по меркам любителей ужасов. Но из-за своей атмосферы и потрясающей актёрской игры он кажется одним из самых жестоких фильмов ужасов.Куросава создаёт вездесущее и непреходящее чувство страха, от которого бросает в пот. Хотя сюжет похож на другие психологические триллеры, «Лекарство» снят иначе. Этот фильм вызывает ощутимый страх, который заставляет зрителя задуматься о том, откуда он берётся, ведь даже когда, казалось бы, бояться нечего, бояться есть чего.