Найти в Дзене
ТЕХНИЧЕСКИЙ ИНЖЕНЕР

Автомобиль который все ругали, но многие любили «Запорожец»: история народного автомобиля СССР.

Оглавление

Советский Союз не стал мировым лидером в автомобилестроении, но у него были свои, уникальные и по-настоящему народные машины. Одна из них — «Запорожец». Этот маленький, неуклюжий, но невероятно живучий автомобиль стал настоящим символом своей эпохи. Его историю можно сравнить с биографией простого советского человека: неброская внешность, спартанские условия, но при этом недюжинное упорство и способность выживать в любых условиях.

Истоки: Почему именно такой?

В середине 1950-х годов руководство СССР озадачилось созданием действительно доступного автомобиля для широких масс. Вдохновлялись успехами Западной Европы. Примером служил немецкий Volkswagen Beetle («Жук») и скромный, но популярный в ГДР Trabant. Свою лепту внесли и американцы, представив в 1959 году Chevrolet Corvair — автомобиль с задним расположением воздушного двигателя. Эта схема стала трендом.

За разработку советского «народного» автомобиля взялся талантливый конструктор Владимир Строкин (именно он, а не Юрий, как иногда ошибочно указывают). За основу взяли компактный и экономичный итальянский FIAT 600. Однако от итальянской схемы с двигателем водяного охлаждения сзади отказались в пользу более простой, как у «Фольксвагена-Жук» — двигатель с воздушным охлаждением.

Но здесь советских инженеров ждала первая трудность. Мотор от «Жука» не подходил по характеристикам, и его пришлось создавать с нуля. Разработали совершенно новый, V-образный, четырехцилиндровый двигатель. Однако в попытке сделать его компактным и дешёвым в производстве, получили недостаточную мощность — всего 23 лошадиные силы. Название «Запорожец» автомобиль получил по месту своего рождения — Запорожскому автомобильному заводу (ЗАЗ).

Первенец: ЗАЗ-965 «Горбатый»

В 1960 году (первые опытные образцы появились в 1959-м) начался полномасштабный выпуск первой модели — ЗАЗ-965. В народе его сразу прозвали «Горбатый» за характерную форму кузова, напоминающую луковицу. Это был двухдверный хэтчбек (хотя тогда такого термина не знали, а задняя дверь открывалась вместе с стеклом), очень компактный и лёгкий.

-2

-3

Особенностью дизайна стал маленький воздухозаборник на заднем левом крыле — через него воздух засасывался для охлаждения двигателя. Машина была простой до предела: минимальный салон, слабый отопитель, но при этом невероятная проходимость для своих размеров. Благодаря заднему расположению двигателя и смещённому центру тяжести, «Запорожец» мог забираться в горку, которая была не по зубам более мощным, но переднеприводным конкурентам.

-4

-5

Уже в 1962 году появилась модернизированная версия — ЗАЗ-965А. Мощность двигателя увеличили до 27 л.с. Но главной «фишкой» этой модели стал стартер. Его позаимствовали у... танкового двигателя! Это решение было гениальным в своей простоте: стартер был невероятно надёжным и мощным. Однако у него был существенный недостаток — при запуске двигателя он издавал оглушительный рёв, несвойственный легковым автомобилям. Это стало одним из поводов для многочисленных шуток и анекдотов о «Запорожце».

-6

Но у этой машины были и неоспоримые плюсы. Простой и ремонтопригодный двигатель можно было починить буквально «на коленке» гаечным ключом и молотком. В условиях тотального дефицита запчастей и нехватки СТО это было решающим преимуществом.

-7

Второе поколение: ЗАЗ-966 и ЗАЗ-968 «Ушастый»

-8

К концу 60-х «Горбатый» морально устарел. Ему на смену пришло второе поколение — ЗАЗ-966. Автомобиль стал больше, угловатее и, по меркам того времени, современнее. Его дизайн явно перекликался с восточно-германским NSU Prinz IV, что породило слухи о копировании. Однако разработки велись параллельно.

-9

Главным отличием нового «Запорожца» стали большие воздухозаборники по бокам задних крыльев. Они были нужны для улучшения охлаждения нового, более мощного двигателя объёмом 1.2 литра. В народе эти воздухозаборники сразу прозвали «ушами», и это прозвище намертво прилипло к модели.

Через несколько лет, в 1971 году, начался выпуск ещё более доработанной версии — ЗАЗ-968. Отличия между 966 и 968 были незначительными для непосвящённых, но важными для владельцев:

-10

  • Модернизировали передние тормоза.
  • Появилась новая, более стильная приборная панель.
  • Впереди вместо решётки радиатора (коей не было, так как двигатель сзади) установили эффектную фальшрешётку из металла.
  • Двигатель постоянно дорабатывали, и его мощность в итоге достигла 40 л.с. — немыслимой цифры для первых «Запорожцев».
-11

Модификация ЗАЗ-968 считается самой стильной и удачной в этой линейке.

«Запорожец» для Запада: Yalta и Eliette

Мало кто знает, но «Запорожцы» успешно экспортировались в социалистические страны Европы, а также в Финляндию, Швецию и даже Великобританию. Экспортные версии имели звучные имена: для короткой базы (модели 965) — Eliette, а для длинной (966, 968) — Yalta (Ялта).

Эти машины разительно отличались от тех, что ездили по дорогам СССР. Они имели улучшенную шумоизоляцию, дополнительные хромированные накладки на кузов, радиоприёмники, а иногда и тканевую обивку салона вместо стандартного дерматина. Для стран с левосторонним движением, например, для Великобритании, выпускались версии с правым рулём.

Закат эпохи: Последние модификации и конец производства

К концу 1970-х годов «Запорожец» безнадёжно устарел. Попыткой продлить ему жизнь стала модель ЗАЗ-968М, выпуск которой начался в 1979 году. Буква «М» означала «модернизированный». С автомобиля исчезли хромированные детали, их заменили на дешёвый чёрный пластик. Главное внешнее изменение — исчезли знаменитые «уши», их заменили на аккуратные решётки. Мощность двигателя удалось «выжать» до 50 л.с., но это уже не могло спасти ситуацию.

-12

Конструкция с задним воздушным двигателем была архаичной, машина была шумной и некомфортной. На смену уже шли новые переднеприводные автомобили, такие как ВАЗ-2108 «Спутник» и Таврия. Производство «Запорожца», верой и правдой служившего советскому народу почти 35 лет, окончательно остановили в 1994 году.

Наследие «Запорожца»

Сегодня «Запорожец» — это больше чем просто старый автомобиль. Это культурный феномен, объект ностальгии и многочисленных мемов. Его ругали за внешность и шумность, но ценили за невероятную выносливость, простоту и способность ехать там, где другие сдавались. Он был первым автомобилем для сотен тысяч советских семей, их билетом в мир личной мобильности. И в этой роли «Запорожец» навсегда останется в истории.